Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции: - заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Инспекции: - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии при участии представителя уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области -, представителей заказчика - департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области -, провела внеплановую проверку соблюдения заказчиком - департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, уполномоченным органом - управлением государственного заказа и лицензирования Белгородской области по соблюдению норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона "Поставка мини-погрузчиков" (N закупки 0126200000421004160) (далее - Электронный аукцион).
1. Общие положения
1.1. Проверка начата 22 октября 2021, окончена 08 ноября 2021 года.
1.2. Основания для проведения проверки: обращение ООО ДЦ "Норд Авто", Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказ Белгородского УФАС России от 21.10.2021 N 729.
1.3. Цель проверки: контроль за соблюдением заказчиком - департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, уполномоченным органом - управлением государственного заказа и лицензирования Белгородской области требований Закона о контрактной системе при проведении Электронного аукциона.
1.4. Предмет проверки: документы по организации и проведению Электронного аукциона.
1.5. Объект проверки: положения документации об Электронном аукционе.
1.6. Настоящая проверка является внеплановой, проведена методом анализа документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также представленных сторонами.
2. Проверкой установлено
08 октября 2021 года в Белгородское УФАС России поступило обращение ООО ДЦ "Норд Авто" на положения документации об Электронном аукционе.
Из указанного обращения следует, что в документации об Электронном аукционе более чем подробно описаны характеристики закупаемого товара и его параметры. Указывая исключительные характеристики закупаемой техники, заказчик умышленно подводит данную закупку к одному поставщику, который производит и реализует мини погрузчик "Термит" КурганМаш завод. В настоящий момент техника "Термит" не производится и ее остатки, которые имеются на рынке, имеют последний год выпуска 2020. Техники 2021 года не имеется. Такие действия заказчика, исключают конкурентную борьбу других участников рынка, не только продавцов товара, но и производителей российской техники.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30.09.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка мини-погрузчиков.
Начальная (максимальная) цена контракта - 128 773 153,60 рублей.
Источник финансирования: Бюджет Белгородской области.
Контракт по результатам Электронного аукциона на момент проведения внеплановой проверки не заключен.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из указанных норм следует, что виды характеристик объекта закупки (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ и услуг, установленным заказчиком требованиям, утверждаются непосредственно в закупочной документации по усмотрению заказчика.
По мнению заказчика, утверждение заявителя, о том, что техническое задание аукционной документации содержит "избыточные" требования к товару необоснованно по следующим основаниям.
Целью закупки является удовлетворение потребностей заказчика в приобретении необходимого товара, а не в удовлетворении потребностей заявителя - реализовать имеющийся у него товар. Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика устанавливать показатели для закупаемого товара по требованию участника закупки в соответствии с его предпринимательскими возможностями.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате процедуры торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Таким образом, потребность заказчика является определяющим фактором при установлении требований к закупаемому товару. При описании объекта закупки заказчик в полной мере исходил из потребностей муниципальных образований в средствах, позволяющих наиболее полно и быстро решать вопросы в сфере коммунального хозяйства по очистке улиц, содержанию дорог в приделах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, следует отметить, что при формировании объекта закупки заказчиком было проведено исследование рынка, в результате которого было получено 5 коммерческих предложений (копии представлены в материалы дела), готовых исполнить контракт на объявленных условиях.
При этом, по окончании срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе было подано 6 заявок (копии представлены в материалы дела), которые содержат предложения о поставке 4 видов мини-погрузчиков (Термит-100 (ПМК 10-01), МКСМ800Н, МКСМ1000Н, ANT1000,01), которые были допущены к участию в аукционе.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможности осуществления поставки товара по установленным в документации об Электронном аукционе требованиям на конкурентной основе.
При указанных обстоятельствах Инспекция не находит оснований для вывода о наличии нарушении в действиях заказчика, уполномоченного органа при формировании документации Электронного аукциона и его проведении.
3. Заключение
Инспекцией Белгородского УФАС России по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком - департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и уполномоченным органом - управлением государственного заказа и лицензирования Белгородской области норм Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона "Поставка мини-погрузчиков" (N закупки 0126200000421004160) нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 8 ноября 2021 г. N 71 (ключевые темы: документация об электронном аукционе - участники закупок - антимонопольный орган - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2021