Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 26.10.2021 N 744 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "МФК "Арфа" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородский онкологический диспансер": (по доверенности от 20 января 2021 года, без номера), организатора совместной закупки - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области: (по доверенности от 16.12.2020 N 34-1-06/1064), координатора закупки - департамента здравоохранения Белгородской области: (по доверенности от 17 марта 2021 года, без номера), заявителя - ООО "МФК "Арфа" (по доверенности от 01 октября 2020 года, без номера), рассмотрев материалы дела N 031/06/69-764/2021 по жалобе ООО "МФК "Арфа" на положения документации об Электронном аукционе "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран на 2022 г." (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "МФК "Арфа" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что положения документации об электронном аукционе на поставку лекарственного препарата Севофлуран ограничивают конкуренцию в связи с тем, что в описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара) документации об электронном аукционе установлены требования для лекарственной формы лекарственного препарата: жидкость для ингаляций, оснащенный системой Quik-Fil, со следующим обоснованием потребности: система Quik-Fil используется заказчиком, является укупорочной системой и не требует использования адаптеров или переходников иного производителя.
Организатор совместной закупки - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представил возражение на жалобу ООО "МФК "Арфа", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика и координатора закупки поддержали доводы, изложенные в возражении организатора совместной закупки на жалобу ООО "МФК "Арфа", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "МФК "Арфа", представленное возражение, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15.10.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Севофлуран на 2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 615 375,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "МФК "Арфа" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 (далее - Особенности описания лекарственных препаратов).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.).
В пункте 5 Особенностей описания лекарственных препаратов перечислены требования, которые не допустимо устанавливать при описании объекта закупки, в частности, согласно подпункту "е" пункта 5 Особенностей при описании объекта закупки не допускается указывать форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.).
В описании объекта закупки (Приложение N1 к документации об аукционе) в соответствии с потребностью заказчиков были установлены следующие требования к поставляемому товару:
Лекарственный препарат с МНН: Севорфлуран
Количество: 339 250 миллилитров
Лекарственная форма, включая эквивалентные: жидкость для ингаляций, оснащенный системой Quik-Fil, со следующим обоснованием потребности: система Quik-Fil используется заказчиком, является укупорочной системой и не требует использования адаптеров или переходников иного производителя.
Согласно письму ФАС России от 05.04.2018 N ИА/23540/18 "О формировании документации на закупку лекарственных препаратов с МНН "Севофлуран" в соответствии со сведениями государственного реестра лекарственных средств, ведение которого предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", на территории Российской Федерации в рамках МНН "Севофлуран" в установленном порядке зарегистрированы лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Севоран" (владелец/держатель регистрационного удостоверения Эбботт Лэбораториз Лимитед, Великобритания) и "Севофлуран-В" (владелец/держатель регистрационного удостоверения ООО "В", Россия).
Указанные лекарственные препараты выпускаются в лекарственной форме "жидкость для ингаляций" во флаконах 100 мл и 250 мл, имеют эквивалентные показания к применению и противопоказания. Дозировка лекарственных препаратов с МНН "Севофлуран" в соответствии с инструкциями по медицинскому применению подбирается индивидуально и титруется до достижения необходимого эффекта с учетом возраста и состояния пациента.
При этом лекарственные препараты с торговым наименованием "Севоран" выпускаются во флаконах со специальной укупорочной системой Quik-Fil,использование которой возможно на наркозных аппаратах, имеющих в комплекте систему Quik-Fil или соответствующий адаптер для флаконов без специальной укупорочной системы Quik-Fil.
По мнению ФАС России, все лекарственные препараты, имеющие в своем составе одно и то же действующее вещество (одно МНН), эквивалентные по способу применения (введения) лекарственные формы, эквивалентные дозировки, формируют один товарный рынок с учетом показаний к применению и противопоказаний, указанных в инструкции по медицинскому применению.
Также ФАС России указывает, что различия между формами выпуска лекарственных препаратов с МНН "Севофлуран" (флаконы и флаконы со специальной укупорочной системой Quik-Fil) являются терапевтически незначимыми.
Указанная позиция ФАС России изложена на основании письма ФГБУ "Научный центр экспертизы средств медицинского применения" Минздрава России от 23.11.2017 N 22397, направленного в ФАС России письмом Минздрава России от 29.11.2017 N 20-3/10/2-8279.
Таким образом, при закупке лекарственных препаратов с МНН "Севофлуран" с укупорочной системой Quik-Fil к поставке участником закупки могут быть предложены лекарственные препараты с МНН "Севофлуран" с совместимыми адаптерами в соответствующем количестве, а отклонение заказчиками таких заявок неправомерно.
Согласно государственному реестру лекарственных средств, размещенному на сайте http://grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации зарегистрированы следующие торговые наименования лекарственного препарата с МНН "Севофлуран":
N п/п |
Торговое наименование |
Форма выпуска |
Наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата |
Страна держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата |
Регистрационный номер |
|
1 |
СоджурнR |
жидкость для ингаляций; |
Пирамал Критикал Кэа, Инк. |
США |
ЛП-005803 |
|
2 |
Севофлуран |
жидкость для ингаляций; |
АО "Р-Фарм" |
Россия |
ЛП-005657 |
|
3 |
Севофлуран Медисорб |
жидкость для ингаляций; |
Акционерное общество "Медисорб" (АО "Медисорб") |
Россия |
ЛП-004996 |
|
4 |
Севофлуран-Виал |
жидкость для ингаляций; |
ООО "ВИАЛ" |
Россия |
ЛП-003706 |
|
5 |
Севофлуран |
жидкость для ингаляций (флакон) 250 мл х 6 (коробка картонная) |
Бакстер Хелскэа Корпорейшн |
США |
ЛП-001662 |
|
6 |
Севофлуран |
жидкость для ингаляций; |
Бакстер Хелскэа Корпорейшн |
США |
ЛП-001662 |
|
7 |
СеворанR |
жидкость для ингаляций; |
Общество с ограниченной ответственностью "ЭббВи" |
Россия |
П 016015/01 |
Инструкции к указанным препаратам, которые в силу положений части 4 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 года N 61-ФЗ и приказа Минздрава России от 21.09.2018 года N 725н являются обязательным документом, содержащим подробную информацию о лекарственном препарате, находятся в свободном доступе в сети Интернет.
Все вышеперечисленные лекарственные средства выпускаются в лекарственной форме "Жидкость для ингаляций", в том числе во флаконах 250 мл, имеют эквивалентные показания к применению и противопоказания. Дозировка лекарственных препаратов с МНН "Севофлуран" согласно инструкциям по медицинскому применению подбирается индивидуально и титруется до достижения необходимого эффекта с учетом возраста и состояния пациента.
Учитывая вышеизложенное Комиссия приходит к выводу, что указывая в документации об Электронном аукционе требования к форме выпуска так, что этим требованиям соответствует только лекарственный препарат с торговым наименованием "Севоран", выпускаемый в комплекте со встроенной укупорочной системой Quik-Fil, и не соответствуют все остальные вышеуказанные препараты, являющиеся эквивалентными, Заказчиком нарушается требование пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0126200000421004490 от 26.10.2021 к поставке лекарственных препаратов от участников закупки предложены следующие товары:
1. Жидкость для ингаляций (флакон стеклянный в комплекте с системой Quik-Fil) 250 мл N 1 - (пачка картонная).
2. Жидкость для ингаляций 250 мл - флакон N 1 + адаптер к испарителю наркозно-дыхательной аппаратуры с заливной системой типа Quik-Fil N 1 - пачка картонная.
Вместе с тем, аукционная комиссия допустила участника закупки (заявителя жалобы) с эквивалентным предложением Жидкость для ингаляций, флакон + адаптер к испарителю наркозно-дыхательной аппаратуры с заливной системой типа Quik-Fil, руководствуясь при этом правовой позицией ФАС России, изложенной в письме от 05.04.2018 года N ИА/23540/18
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что оспариваемые положения документации об Электронном аукционе, не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика.
При указанных обстоятельствах, Комиссия, руководствуясь абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения, так как материалами жалобы не подтверждено, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МФК "Арфа" обоснованной.
2. Признать в действиях организатора совместной закупки нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Не выдавать предписание об устранении выявленного нарушения, так как материалами жалобы не подтверждено, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 29 октября 2021 г. N 031/06/67-764/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2021