Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 25.10.2021 N 737 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы АНО "Белинфоналог", (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя заказчика - департамента цифрового развития Белгородской области:, представителя уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области -, представителей заявителя - АНО "Белинфоналог" -, рассмотрев материалы дела N 031/06/64-757/2021 по жалобе АНО "Белинфоналог" на положения документации об электронном аукционе "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности" (N закупки 0126200000421004234) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба АНО "Белинфоналог" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1. Заявитель полагает, что заказчиком установлены характеристики объекта закупки, ограничивающие количество участников Электронного аукциона.
2. По мнению заявителя, начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком с нарушением действующего законодательства.
Заказчик представил возражения на жалобу АНО "Белинфоналог", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу АНО "Белинфоналог", возражение заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.10.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка продукции радиоэлектронной промышленности.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 938 240,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы АНО "Белинфоналог" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. Представители заявителя на заседании Комиссии пояснили следующее.
В составе документации об Электронном аукционе заказчиком представлено Приложение N 1 "Описание объекта закупки", согласно которому в отношении объекта закупки установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики товара, которым соответствует только один продукт Континент TLS IPC-1000, производителем которого является ООО "Код Безопасности".
Кроме того, для удовлетворения потребности заказчика в высокопроизводительном оборудовании для обеспечения высокоскоростного доступа к государственным информационным системам и ресурсам органов исполнительной власти области и возможного увеличения количества одновременных подключений пользователей государственных информационных систем и ресурсов для качественного выполнения своих должностных обязанностей и своевременного оказания услуг населению области необходимыми и достаточными характеристиками продукции являются:
- обеспечение предельной пропускной способности в режиме HTTPS-прокси;
- обеспечение одновременного подключения пользователей в режиме прокси через TLS сервер к информационным системам, в количестве, указанном в описании объекта закупки.
Однако заказчик, установив в отношении требования "Обеспечение предельной пропускной способности в режиме HTTPS-прокси" максимальное значение "не более 1300 Мбит/с", ограничивает к поставке оборудование, которое имеет большую пропускную способности в режиме HTTPS-прокси, чем 1300 Мбит/с.
Тем самым заказчик умышленно занижает указанную выше характеристику продукции, ограничивая количество потенциальных участников закупки, так как только один продукт имеет пропускную способность, соответствующую требованиям документации об Электронном аукционе "не более 1 300 Мбит/с".
Также, по мнению заявителя, излишним и необоснованным является требование, установленное в разделе 4 Приложения N 1 "Описание объекта закупки", содержащее требование о сертификации "средств криптографической защиты информации TLS Сервер на соответствие требованиям ФСТЭК России по безопасности информации по 4 уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей или по 5 и выше уровню доверия".
Данное требование по контролю отсутствия недекларированных возможностей не актуальны, так как в соответствии с подпунктом 13.1 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085, приказом ФСТЭК России от 30 июля 2018 г. N 131 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2018 г., регистрационный N 52686) утверждены Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий.
Требования к уровню доверия подлежат обязательному применению с 1 июня 2019 года, а по контролю отсутствия недекларированных возможностей не применяются с указанной даты.
Так как предмет закупки - средство криптографической защиты информации, то данные требования не применимы к объекту закупки. Средства криптографической защиты информации не подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям ФСТЭК России по безопасности информации по 4 уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей или по 5 и выше уровню доверия. Так как такие средства криптографической защиты информации подлежат сертификации в Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Комиссия изучив материалы дела и заслушав пояснения присутствующих лиц приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно пояснениям заказчика закупаемая продукция планируется для использования организации альтернативных защищенных каналов связи и защите государственных информационных систем, а также других информационных систем и ресурсов, размещаемых на двух арендуемых площадках.
Анализируя рынок решений средств защиты с функцией защиты протокола транспортного уровня (TLS), с учетом того, что одной из ключевых характеристик является потребность в сквозной авторизации пользователей в нескольких государственных информационных системах, к которым сотрудникам предоставляется доступ, заказчиком было установлено, что максимально удовлетворяющая его потребностям платформа - это платформа TLS IPC-1000.
Изучая коммерческие предложения, заказчик установил, что платформа была предложена несколькими поставщиками. Таким образом, как минимум два поставщика готовы поставить необходимую платформу.
В части требования к пропускной способности, заказчик пояснил, что к арендуемым площадкам, подходит по 2 канала доступа в Интернет (основной и резервный), а также имеется выделенный канал между площадками. Для обеспечения непрерывности доступа к государственным информационным системам необходимо иметь запас сетевых портов, что позволит оперативно перестроить поток информации с вышедшего сетевого интерфейса в другой.
Таким образом, требование по пропускной способности обусловлены максимально допустимыми скоростями основного и резервного канала, а увеличение скорости приведет к дополнительным затратам на получение доступа к сети Интернет, так как бюджет планируется на три года, то ближайшие три года увеличение скорости не предполагается. Установление пропускной способности не более 1300 Мбит/с максимально отвечает потребностям заказчика.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Белгородского УФАС России не находит основания для признания обоснованным довода заявителя об установлении требований к пропускной способности и платформе TLS IPC-1000.
Согласно пояснениям представителей заказчика, к поставке требуется не средство криптографической защиты информации, а радиоэлектронная продукция с функциями защиты информации, в том числе криптографическими. Средства защиты информации проходят обязательную сертификацию по требованиям ФСТЭК России, а если используется криптографическая защита информации, то обязательно необходим сертификат соответствия ФСБ России. В связи с чем, заказчиком были установлены требования наличия сертификатов соответствия ФСТЭК России и ФСБ России.
Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Приказ ФСТЭК N 17) утверждены требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах.
Пунктом 3 Приказа ФСТЭК N 17 установлено, что настоящие Требования являются обязательными при обработке информации в государственных информационных системах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также в муниципальных информационных системах, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.
При этом согласно пункту 2 Приказа ФСТЭК N 17 в документе не рассматриваются требования о защите информации, связанные с применением криптографических методов защиты информации и шифровальных (криптографических) средств защиты информации.
Исходя из Приложения N 1 "Описание объекта закупки" сертификат ФСТЭК России требуется для всей радиоэлектронной продукции необходимой к закупке.
При этом, исходя из Спецификации, к поставке требуется "сервер СКЗИ защиты протокола транспортного уровня (TLS)", где СКЗИ означает средство криптографической защиты информации. Указанное обстоятельство лицами, участвующими в заседании не опровергнуто.
Данное требование заказчика о сертификации в ФСТЭК России вводит потенциальных участников Электронного аукциона в заблуждение и по своей сути является ничтожным, поскольку средства криптографической защиты информации не подлежит сертификации в ФСТЭК России.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Белгородского УФАС России приходит об обоснованности довода в части неправомерности установления требования о наличии сертификации в ФСТЭК России.
Согласно пункту 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющегося Приложением к приказу ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено на заседании Комиссии, на участие в Электронном аукционе поданы две заявки. Заявка одного из участников отклонена в связи с несоответствием характеристик предлагаемого товара требованиям, установленным в документации об Электронном аукционе.
С учетом изложенного Комиссия Белгородского УФАС России считает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное в рамках рассмотрения жалобы нарушение повлияло на результаты закупки.
2. Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
При указанных обстоятельствах, материалы дела подлежат передачи в орган финансового контроля для рассмотрения доводов жалобы в рамках своих полномочий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "Белинфоналог" обоснованной в части.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
5. Передать материалы настоящего дела в орган финансового контроля для рассмотрения жалобы в пределах своей компетенции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 8 ноября 2021 г. N 031/06/64-757/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2021