Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу ООО "А-Фарм" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: расходный материал медицинского назначения для анестезиологии и реанимации (реестровый номер закупки 0167200003421006328),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 08.11.2021 (время: 13:28) поступила жалоба ООО "А-Фарм" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: расходный материал медицинского назначения для анестезиологии и реанимации.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в поступившей жалобе указывает, что по позициям NN 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 19, 20 Приложения N 1 к документации о закупке возможна поставка дыхательных контуров происходящих из стран не входящих в Евразийский экономический союз). Вместе с тем, по позициям NN 12, 13, 16, 17, 18 Приложения N 1 к документации о закупке возможна поставка дыхательных контуров, которые произведены в странах входящих в Евразийский экономический союз. По мнению заявителя, заказчиком при формировании предмета закупки не обеспечено соблюдение принципа национального режима при осуществлении закупки поскольку в один предмет объединены товары которые происходят из стран входящих и не входящих в Евразийский экономический союз, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком представлены письменные возражения (вх.N 11249 от 11.11.2021) которые приобщены к материалам дела, согласно которым все закупаемые медицинские изделия как по коду ОКПД 2, так и по наименованию вида, коду вида медицинского изделия включены в перечень N 2, в связи с чем заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства установлены соответствующие ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102. Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 предусматривает обязанность заказчиков разделять объект закупки по лотам в зависимости от того, включено изделие в один из перечней или нет, а также обязанность по отклонению заявок, содержащих предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, при условии, что участие в закупке приняло не менее 2 участников, содержащих предложение о поставке товаров, страной происхождения которых являются государства - члены ЕАЭС и приложивших 3 документа (сертификат по форме СТ-1, акт экспертизы ТПП РФ и сертификат ГОСТ). В данном случае, заказчик закупает расходные материалы, а именно, контуры для отделений реанимации. Для разных пациентов (в зависимости от тяжести, инфекционной составляющей, длительности госпитализации и т.д.) нужны разные контуры. В ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" используется порядка 20 типов контуров, в соответствии с данной потребностью (планируется закупать 20 типов контуров в неизвестной заранее пропорции). В текущий период волатильности, когда заказчик не может предсказать количество плановых госпитализаций (и будут ли они), загруженность инфекционного отделения и т.д. - заказчик не имеет возможности спрогнозировать разбивку по типам контуров и следовательно деление лимита финансирования. Это условие делает невозможным разбивку на разные лоты. Заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения (вх.N 11238 от 11.11.2021) которые приобщены к материалам дела, согласно которым по всем позициям, включенным в описание объекта закупки (пункты 1-20), заказчиком установлены характеристики в соответствии с требованиями КТРУ; по дополнительным характеристикам, предъявляемым к товару, заказчиком предусмотрено соответствующее обоснование необходимости их наличия. Кроме того, исходя из предмета и существа закупки, заказчиком по всем позициям установлен соответствующий код ОКПД 32.50.13.190 - Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки. Указанный код ОКПД включен в Перечень N 2 медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.08.2017 N 968 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102. В соответствии с требованиями статьи 14 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлено ограничение по национальному режиму, а именно по постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для целей осуществления государственных закупок. Таким образом, формирование объекта закупки осуществлено заказчиком в полном соответствии с действующим законодательством, поскольку все медицинские изделия, включенные в описание объекта закупки, включены в перечень N 2 и осуществляются единым лотом. Доказательств обратного заявителем в жалобе не представлено. Уполномоченный орган просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставка медицинских изделий: расходный материал медицинского назначения для анестезиологии и реанимации, с начальной (максимальной) ценой контракта 15 094 170,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 1".
Информация об электронном аукционе была размещена 25.10.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421006328.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.tektorg.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен, в том числе, указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Комиссией Тюменского УФАС России изучено содержание раздела 4 информационной карты документации о закупке, из которого установлено следующее:
РАЗДЕЛ 4. Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами | ||
|
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Устанавливаются, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015, приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Частью 29 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 2(2) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определены требования к формированию лотов на закупаемые медицинские изделия, согласно которым, для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что описание объекта закупки (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) по позициям 1-20 содержит характеристики закупаемого медицинского изделия - контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (установлены коды позиций КТРУ: 32.50.13.190-00246, 32.50.13.190-00248, 32.50.13.190-00251, 32.50.13.190-00252, 32.50.13.190-00253, 32.50.13.190-00256).
Пунктом 3 перечня N 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 предусмотрено, что расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких (контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования) с кодом ОКВЭД - 32.50.13.190 входят в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Установленные заказчиком в описании объекта закупки коды позиций КТРУ по закупаемым позициям (1-20) медицинских изделий: 32.50.13.190-00246, 32.50.13.190-00248, 32.50.13.190-00251, 32.50.13.190-00252, 32.50.13.190-00253, 32.50.13.190-00256 включают код ОКВЭД - 32.50.13.190, который предусмотрен пунктом 3 перечня N 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Иные медицинские изделия, которые не включены в перечень N 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 по закупаемым позициям медицинских изделий (пункты 1-20 описания объекта закупки) отсутствуют.
ООО "А-Фарм" представлены уточнения к ранее поданной жалобе (вх.N 11250 от 11.11.2021) в части приобщения письма ООО "Портер" (ИНН 7718861376) (исх.N 808757 от 29.10.2021) с указанием ценовых предложений по контурам дыхательным искусственной вентиляции легких. Заявитель пояснил в заседании Комиссии, что цены указанные по позициям 1-20 описания объекта закупки существенного занижены по сравнению с ценами указанными в письме ООО "Портер" (исх.N 808757 от 29.10.2021)
Комиссия Тюменского УФАС России изучив содержание письма ООО "Портер" (исх. N 808757 от 29.10.2021) отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Следовательно, соблюдение заказчиком порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара не относится к полномочиям антимонопольного органа.
Вышесказанное позволяет прийти к следующим выводам:
1) заказчиком не допущено объединения в один предмет закупки медицинских изделий, включенных в перечень N 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 и не включенных в него, что соответствует требованиям пункта 2(2) Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, следовательно, требования части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе касающиеся формирования заказчиком лота при осуществлении закупки отдельных видов товаров заказчиком соблюдены;
2) Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 не содержит запрета по формированию лота при осуществлении закупки относительно объединения товаров происходящих и не происходящих из стран входящих в Евразийский экономический союз, поскольку предусматривает только ограничения допуска медицинских изделий происходящих из стран не входящих в Евразийский экономический союз;
3) разделом 4 информационной карты документации о закупке установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015, приказом Министерства финансов РФ N 126н от 04.06.2018, что опровергает довод заявителя о том, что сформированный заказчиком предмет закупки не обеспечивает соблюдение принципа национального режима в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе;
4) доказательства того, что подобное формирование заказчиком предмета закупки привело к ограничению количества участников закупки в материалы дела не представлено;
5) соблюдение заказчиком порядка определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара не относится к полномочиям антимонопольного органа;
6) относительно довода заявителя о нарушении заказчиком части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в рамках рассмотрения поступившей жалобы Комиссия Тюменского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по самостоятельной процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 07.08.2012 N 25125). Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не осуществлялось. В этой связи, податель жалобы не лишен права обратиться в антимонопольный орган с отдельным заявлением, оформленным в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает в действиях заказчика каких-либо нарушений Закона о контрактной системе и полагает необходимым признать жалобу ООО "А-Фарм" необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "А-Фарм" на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: расходный материал медицинского назначения для анестезиологии и реанимации (реестровый номер закупки 0167200003421006328) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 ноября 2021 г. N 072/06/44/203/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2021