Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Стройтраст" (вх. 17928) 25.10.2021 на действия Государственного унитарного предприятия Республиканский информационно издательский центр "Деловая литература" Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения закупки N 0501500001821000002 "Капитальный ремонт административного здания по адресу: г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32/2. Архитектурно-строительные решения. 1-12 этаж".
По мнению Заявителей, комиссией уполномоченного органа нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по закупке N 0501500001821000002.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Согласно доводам Заявителя, в документации указано, что при оценке предложений участника закупки оценивается общее количество (не более 20) контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, добросовестно исполненных участником. При этом данные контракты (договоры) должны быть исполнены за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в данном конкурсе в электронной форме (далее - конкурс). Под сопоставимым характером понимаются исполненные контракты (договоры) на выполнение работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства. Под сопоставимым объемом понимаются исполненные контракты (договоры), стоимостью не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о настоящем конкурсе. В случае если стоимость выполненных работ в соответствии с актами приемки выполненных работ составляет менее 30% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу, данный контракт (договор) не принимается к рассмотрению и не учитывается при подсчете баллов. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту (договору), а не к совокупности представленных исполненных контрактов (договоров), что нарушает нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
В соответствии с .8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту- 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
Значимость критериев оценки устанавливается в соответствии со следующими величинами значимости критериев оценки (в соответствии с Правилами):
Значимость стоимостных критериев оценки - 60% (шестьдесят процентов);
Значимость нестоимостных критериев оценки - 40 % (сорок процентов).
Опыт участника: Оценивается общее количество (не более 20) контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, добросовестно исполненных участником. При этом данные контракты (договоры) должны быть исполнены за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в данном конкурсе в электронной форме (далее - конкурс). Под сопоставимым характером понимаются исполненные контракты (договоры) на выполнение работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства. Под сопоставимым объемом понимаются исполненные контракты (договоры), стоимостью не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о настоящем конкурсе. В случае если стоимость выполненных работ в соответствии с актами приемки выполненных работ составляет менее 30% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу, данный контракт (договор) не принимается к рассмотрению и не учитывается при подсчете баллов. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту (договору), а не к совокупности представленных исполненных контрактов (договоров).
Согласно статье 11 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N99).
Согласно пункту 2(4) Постановления Правительства N99 к участникам закупки предъявляются дополнительные требования при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей
В соответствии с указанным пунктом Постановления Правительства N99 дополнительным требованиям к участникам закупки является - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Вместе с тем, исходя из принципа единства контрактной системы, заказчиком должны быть установлены аналогичные требования к срокам исполненных работ в конкурсной документации.
Вопреки указанному, заказчиком установлено требование о предоставлении документов оценивается общее количество (не более 20) контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, добросовестно исполненных участником. При этом данные контракты (договоры) должны быть исполнены за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в данном конкурсе в электронной форме (далее - конкурс).
При этом, обоснование необходимости указанного требования конкурсная документация не содержит, соответственно критерии оценки установлены Заказчиком произвольно, а именно Заказчик может установить требования к опыту как за последние 10 или 20 лет по усмотрению, что приводит к злоупотреблению правом, к правовой неопределенности и к непредсказуемости правовых действий Заказчика.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Жалоба признается обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд N727/14 от 19 ноября 2014 г. Комиссия Башкортостанского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не могли повлиять на конечный результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтраст" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п.8 ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 октября 2021 г. N ТО002/06/105-2175/2021 (ключевые темы: критерии оценки - участники закупок - конкурсная документация - государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2021