Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Тандем" (вх. 18014) от 26.10.2021 года на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница N1 города Октябрьский при осуществлении закупки N 0301300280721000485 "Закупка дезинфицирующего средства для нужд (хозблок) ГБУЗ РБ ГБ N1 г.Октябрьский".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком представлена информация по электронному аукциону N 0301300280721000485.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
В жалобе Заявителя отражен довод, согласно которому требования документации об электронном аукционе приводят к ограничению круга участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводу Заявителя: "в Техническом задании аукционной документации ( пункты с 1 по 6) чрезмерно детализировано описание товара. В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 г. N АКГ1И161287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, так как это влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Согласно Раздел N1. Наименование и описание объекта закупки (далее - Техническое задание (ТЗ)) Заказчик указывает следующие ограничивающие характеристики:
П.1 ТЗ:
Содержание ЧАС |
% |
не менее 6 |
Содержание третичных аминов |
% |
не менее 1 |
Общее содержание действующих веществ |
% |
не более 9 |
Не содержит_ ферментов, _ |
|
наличие |
Содержание 1% водного раствора средства |
рН |
не менее 7,9 не более 10,3. |
Обладает пролонгированным антимикробным эффектом на обработанной поверхности в течение |
сут |
Не менее 1 |
При контакте с остаточными количествами мыла и анионных ПАВ дезинфицирующие свойства сохраняются |
|
наличие |
Заказчик, при указании в ТЗ: "Действующие вещества: ЧАС, третичные амины, гуанидины - наличие", должен полностью убрать процентный состав действующих веществ и исключить условие: "не содержит ферментов - наличие", так как ферменты только усиливают моющие свойства препарата, а не мешают его дезинфицирующему эффекту. Поэтому данное свойство не является функциональной составляющей ТЗ.
Заказчику следует указать: "Содержание 1% водного раствора средства рН не менее 6,0 не более 10,0", что означает от нейтрального до щелочного раствора. Изначальные же характеристики явно указывают на конкретное средство и переписаны из его инструкции. Также как и требование: "При контакте с остаточными количествами мыла и анионных ПАВ дезинфицирующие свойства сохраняются". Данное требование не является функциональным, а наоборот является противоестественным, и может ввести в заблуждение, так как для поддержания дезинфицирующего эффекта, средства необходимо точно разводить по инструкции. А наличие остаточных количеств мыла и анионных ПАВ делает раствор более разбавленным со сниженным дезинфицирующим действием. Поэтому данное требование необходимо убрать из технического задания.
П. 3ТЗ:
Действующие вещества: обязательное наличие третичного амина |
|
наличие |
Содержание третичного амина |
% |
Не менее 0,5 |
Средство не содержит: ЧАС, спирты, фенол и его производные |
|
наличие |
Так как:
"Средство предназначено для гигиенической обработки рук медицинского персонала ЛПУ; рук хирургов, оперирующего медицинского персонала перед обработкой кожным антисептиком, Средство предназначено для санитарной обработки кожных покровов - наличие", т.е. является обычным мылом,
нет никакого разумного объяснения требованию: "Действующие вещества: обязательное наличие третичного амина - наличие". Поскольку средство является мылом и указано, для чего оно должно применяться, не имеет значение какое действующее вещество в его составе.
Поэтому, Заказчик должен в ТЗ указать: "Представляет собой готовую к применению жидкость" и убрать ограничивающие характеристики: процентный состав и Средство не содержит: ЧАС, спирты, фенол и его производные".
П.4 ТЗ:
Масса 1табл |
грамм |
не менее 3,4 |
Состав: |
|
|
Действующее вещество: натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты (Nа-соль ДХИЦК) в количестве |
% |
не менее 84 |
При растворении 1 таблетки в воде должно выделяться активного хлора. |
грамм |
не менее 1,35 |
Заказчику следует указать: "Действующее вещество: хлорсодержащее - наличие" и убрать все вышеуказанные ограничивающие характеристики, как не несущие функционального значения для безопасного лечебного процесса в медицинской организации, так как основные требования указаны далее по ТЗ.
Заказчик в ТЗ не обосновывает указание индивидуального рецептурного состава средств (названия и предела процентного содержания действующих веществ), заявляемых к закупке, взятого из инструкций по применению конкретных средств, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, и в нарушение ч.2 ст.8; п.5, ст.24; п.4, ч.1, ст.50; п.1,2, ч.1 ст.64, п.3, ч.6, ст.83 Закона N 44-ФЗ, а также ст. 17 Федерального Закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, и приводит к ограничению конкуренции".
Заказчик с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях: "заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки".
Комиссией установлено, что вышеуказанные доводы Заказчика являются несостоятельными ввиду нижеследующего.
Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.
Разница в результатах применения того или иного дезинфицирующего препарата определяется не столько его рецептурой, сколько режимом дезинфекции и способом применения, изложенным в инструкции по применению.
Таким образом, при указании цели использования и области применения дезинфицирующего средства описание его рецептуры (в виде указания процентного содержания действующих веществ), носит избыточный, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Указанные требования, в частности, "не менее _% не более _%", а также указание на отсутствие конкретного вещества, не являются функциональными характеристиками, а показывают только индивидуальный рецептурный состав.
Решением Верховного суда Российской Федерации N АКПИ16-1287 от 09.02.2017 и письмом Федеральной антимонопольной службы N ИА/44536/16 от 01.07.2016 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" отражена позиция о недопустимости требований закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, так как это влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Однако Заказчиком не достигнут данный экономический эффект. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.11.2021 N0301300280721000485-3 была рассмотрена и признана соответствующей вторая часть одной заявки участника.
Комиссия, с учетом изученного, усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе.
Жалоба признается обоснованной.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тандем" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение (разработку) содержания извещения, документации N 0301300280721000485, опубликованного в единой информационной системе на составление административного правонарушении по адресу: г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 527 с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение (разработку) извещения, документации N 0301300280721000485, с объяснениями по факту выявленного нарушения 24.11.2021 года в 14:30 (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанное должностное лицо с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 ноября 2021 г. N ТО002/06/105-2232/2021 (ключевые темы: участники закупок - государственные и муниципальные нужды - антимонопольный орган - товарный знак - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021