Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрация Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Глобал", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12872 от 25.10.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на проведение работ по устройству основания под детскую площадку в д. Ретселя и дер. Рассколово, устройству травмобезопасного покрытия на детской площадке в дер. Ретселя, дер. Рассколово и д. Перекюля, Поставке детского игрового оборудования в дер. Ретселя и дер. Рассколово.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 15.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 078 392,45 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком, по его мнению ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки и инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N3 к документации об электронном аукционе для товара "Качели тип 2" установлено следующее требование к показателю "Материал конструкции" - "Боковые стойки должны быть выполнены из металлической трубы диаметром не менее 50 мм".
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) содержатся, в том числе, следующие положения:
- "При установлении заказчиком соответствующего требования к значению технического, функционального, эксплуатационного показателя товара с использованием перед числовым значением слов/словосочетаний/символов "не менее", такое обозначение относится к установлению минимального значения показателя товара участник закупки обязан указать конкретное значение показателя более или равное установленному документацией";
- "При установлении Заказчиком требования к значению показателя с одновременным использованием любого из указанных слов - ("менее", "меньше", "более", "ниже", "максимально") и слов "не", "допускается", участник закупки обязан указать значение показателя без изменений"
Таким образом, в Инструкции содержатся неоднозначные положения, выраженные в противоречии требований Инструкции по заполнению первой части заявки. Согласно Инструкции требование "не менее" это требование к минимальному значению и участник обязан указать конкретное значение показателя более или равное установленному документацией, но с другой стороны, в Инструкции также содержится положение при котором "не менее" попадает под описание установленного требования с одновременным использованием слов "менее" и "не", и участник обязан оставить значение без изменений.
В приложении N3 к документации об электронном аукционе для товара "Качели тип 2" установлено следующее требование к показателю "Возрастная категория" - "от 3.".
В Инструкции содержатся, в том числе, следующие положения:
- "При установлении заказчиком соответствующего требования к значению технического, функционального, эксплуатационного показателя товара с использованием перед числовым значением слов/словосочетаний/символов "более", "от", такое обозначение относится к установлению минимального значения показателя товара, и участник обязан указать конкретное значение показателя, более установленного документацией";
- "При установлении заказчиком соответствующего требования к максимальному или минимальному значению показателя товара со значком "." после числового значения, участник в составе заявки обязан предоставить диапазон значений показателей, верхняя и нижняя границы диапазона должны соответствовать требованиям, предъявленным для максимального и минимального значения показателей".
При этом, указанные положения Инструкции не позволяют однозначно определить порядок предоставления сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в вышеописанном случае.
В Приложении N3 к документации об электронном аукционе для товара "Скамья" установлено следующее требование к показателю "Температурный режим эксплуатации" -"В диапазоне от -50.. до.+50"
В Инструкции содержатся, в том числе, следующие положения:
"При установлении заказчиком соответствующего требования к значению технического, функционального, эксплуатационного показателя товара с использованием перед числовым значением слов/словосочетаний/символов "более", "от", такое обозначение относится к установлению минимального значения показателя товара и участник обязан указать конкретное значение показателя более установленного документацией";
"При установлении заказчиком соответствующего требования к значению технического, функционального, эксплуатационного показателя товара с использованием перед числовым значением слов/словосочетаний/символов, "менее", "ниже", "до", такое обозначение относится к установлению максимального значения показателя товара и участник закупки обязан указать конкретное значение показателя менее установленного документацией";
"При установлении заказчиком соответствующего максимального и минимального значения показателя товара или максимального или минимального значения показателя товара и конкретного числового значения с использованием знаков "-", "...", "_", участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона)";
"При установлении заказчиком соответствующего требования к максимальному или минимальному значению показателя товара со значком "." после числового значения, участник в составе заявки обязан предоставить диапазон значений показателей, верхняя и нижняя границы диапазона должны соответствовать требованиям, предъявленным для максимального и минимального значения показателей".
Вместе с тем, указанные положения Инструкции не позволяют однозначно определить порядок предоставления сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в вышеописанном случае.
В приложении N3 к документации об электронном аукционе для товара "Карусель" для установлено следующее требование к показателю "Температурный режим эксплуатации" - "не больше +70".
Согласно Инструкции необходимо указать конкретное числовое значение без словосочетания "не больше". Вместе с тем, температурный режим эксплуатации товара "Карусель" не может иметь единственное значение (напрмер: +50), так как это означает использование товара исключительно в единственно возможном температурном режиме.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закон о контрактной системе Комиссия установила, что в Приложение N 3 к техническому заданию "Требования к характеристикам поставляемых в ходе выполнения закупаемых работ товаров" состоит из 77 страниц.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Количество страниц, содержащееся в Приложение N 3 к техническому заданию ""Требования к характеристикам поставляемых в ходе выполнения закупаемых работ товаров", не обосновано Заказчиком технически, ведет к увеличению общего количества страниц файла, и, по мнению Комиссии, может привести к ограничению количества потенциальных участников закупки в связи со сложностями при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Доказательств необходимости установления требований к конкретным показателям товаров в файле, состоящем из 77 страниц, Заказчиком в материалы дела не представлено.
Комиссия, пришла к выводу, что Заказчиком при размещении документации об электронном аукционе были допущены нарушения положения части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, ввиду того, что в составе документации об электронном аукционе содержался файл с необоснованно увеличенным общим количеством страниц файла.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Глобал" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 ноября 2021 г. N 047/06/64-2336/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2021