Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Л.Ю. Масюра,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" (далее - Заказчик) - Петыш О.С., Мункожапов Д.Ю. (по доверенности),
- ООО "Научно-Инженерный центр "Башкортостан" (далее - Заявитель) - Воленко М.А.(по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка и монтаж системы видеонаблюдения и видеорегистрации" (извещение N0375100001221000434) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Согласно жалобе Заявителя, заказчик при описании объекта закупки взял за основу технические характеристики иностранного производителя.
Заявитель считает, что характеристики: "Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения (ОКПД2 26.40.33)" присутствуют в оборудовании иностранного производителя, отсутствующего в реестре Радиоэлектронной продукции по Постановлению N 878, а также в Реестре евразийской промышленной продукции.
Вместе с тем, изучив документацию о Закупке, Комиссия приходит к выводу, что в описании объекта Закупки отсутствуют параметры эквивалентности, в соответствии с которыми участникам Закупки представляется возможным определить потребность Заказчика. Таким образом, участникам Закупки не представляется возможным определить, какой товар будет являться эквивалентным, для Заказчика. Также не представляется возможным определить, какой товар, включенный в реестр Радиоэлектронной продукции по Постановлению N 878, и с какими характеристиками, будет соответствовать потребностям Заказчика. При этом, Комиссия также отмечает, что включение в аукционную документацию радиоэлектронной продукции, характеристик товара, которые не имеются у российского производителя не только противоречит требованиям Постановления Правительства N 878, но также лишает возможности потенциальных участников принять участие в аукционе.
В жалобе Заявитель указывает, что объект закупки является программно-аппаратным комплексом и входит в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 и в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 1236), при этом Заказчиком не установлен запрет на допуск согласно Постановлению N 1236.
В аукционной документации заказчиком указано оборудование:
10 |
Накатка ПО Интеллект система защиты |
Накатка ПО Интеллект система защиты |
шт. |
4 |
11 |
Накатка программного модуля, "Интеллект". Программное обеспечение "Интеллект " - Ядро системы |
Накатка программного модуля, "Интеллект". Программное обеспечение "Интеллект " - Ядро системы |
шт. |
4 |
12 |
Накатка программного обеспечения "Интеллект " - Удаленное рабочее место мониторинга (УРММ) |
Накатка программного обеспечения "Интеллект " - Удаленное рабочее место мониторинга (УРММ) |
шт. |
2 |
13 |
Накатка программного обеспечения Интеллект - Сервис отказоустойчивости (Failover) |
Накатка программного обеспечения Интеллект - Сервис отказоустойчивости (Failover) |
шт. |
3 |
14 |
Накатка Программного обеспечения "Интеллект" - Подключение видеокамеры |
Накатка Программного обеспечения "Интеллект" - Подключение видеокамеры |
шт. |
340 |
15 |
Накатка Программного обеспечения "Интеллект" - Интеграция ОПС/СКУД Болид |
Накатка Программного обеспечения "Интеллект" - Интеграция ОПС/СКУД Болид |
шт. |
2 |
16 |
Монтаж источника бесперебойного питания |
Монтаж источника бесперебойного питания |
шт. |
22 |
В Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных ПО Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 https://reestr-minsvyaz.ru/ , присутствует ПО например:
1) N247 Система цифрового видеонаблюдения "ЛИНИЯ" http://www.devline.ru
2) N1615 TRASSIR профессиональная система видеонаблюдения http://www.dssl.ru/
3) N476 Аксон Некст (Axxon Next) http://www.itv.ru
4) N1063 Кластерная система интеллектуального видеонаблюдения, мониторинга и аналитики http://docs.kipod.ru
5) N1161 Видеосистема "Орион Про" http://bolid.ru/production/orion/po-orion/
6) N369 Операционная система специального назначения "Astra Linux Special Edition" http://astralinux.ru
В соответствии с пунктом 2 Постановление N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно пункту 2(2) Постановления Правительства N 1236 в целях реализации настоящего постановления:
- подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных;
- подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.
Комиссия отмечает, что в случае если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Рассмотрев положения документации об аукционе, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что объектом закупки является поставка товаров с программным обеспечением, при этом Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей согласно Постановлению N 1236 и не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск на программного обеспечения.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Заказчиком не было установлено ограничение согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), которым утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 7 Постановления N878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
11 |
АПК Комплекс Интеллект |
АПК Комплекс Интеллект PSIM 18102021 Аппаратно программный комплекс поставляется в виде полноценной PSIM системы Интеллект в составе: 3шт Сервера Enterprise построенные на базе двух современных процессоров IntelR XeonR и 1шт Failover Сервер Enterprise. 1шт АРМ на базе современного процессора IntelR Core 10-го поколения, при этом обеспечивает возможность подключения до 4-х мониторов. АРМ поставляется в клавиатурой, мышью и профессиональной видеопанелью 55". Лицензия АПК поставляется с необходимым количеством программных ядер и лицензий удаленных рабочих мест мониторинга аппаратной части. АПК позволяет подключить до 340 IP-видеокамер. АПК обеспечивает интеграцию с системами ОПС/СКУД Болид. |
1 |
шт |
Крымским УФАС России установлено, что в документации о Закупке Заказчиком указано оборудование, которое соответствует ОКПД2 26.20.14.000-00000001 Сервер, которое отсутствует в перечне Постановления N 878.
Поскольку Заказчиком в объект Закупки включена радиоэлектронная продукция, включенная и не включенная в перечень, утвержденный Постановлением N 878, Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с частью 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно части 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения, при условии установления в документации о закупке (извещении) ограничение на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП N 878.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия приходит к выводу, что неотъемлемой частью объекта закупки является оборудование, информация о котором включена в КТРУ. Следовательно, у Заказчика имелась обязанность применить КТРУ при осуществлении названной закупки, а именно при описании Видеокамеры ОКПД2 26.40.33.110.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева Л.Ю. Масюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 15 ноября 2021 г. N 082/06/106-1816/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021