На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021
N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Муратова М.В. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оснащению станций ГУП "Московский метрополитен" контроллерами зоны проходов (далее - КЗП) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001421001162) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно осуществлено проведение Аукциона ввиду отсутствия надлежащего обоснования необходимости осуществления такой закупки;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень технических (функциональных) характеристик КЗП;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии съемного чипа BIOS в составе КЗП.
В ходе проведения внеплановой проверки 27.10.2021 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 09.11.2021.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами обращения Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 304 646 099,78 рублей;
4) источник финансирования - собственные средства за счет прочих источников, КБК 3050106234D685300242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 09.09.2021;
6) на участие в Аукционе поданы 3 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 10.09.2021;
8) по результатам рассмотрения первых частей заявки 3 участников закупки допущены до участия в Аукционе;
9) дата проведения Аукциона - 13.09.2021;
10) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
11) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об Аукционе и Закона о контрактной системе одной второй части заявки;
12) Заказчиком с ООО "Сервисный центр Транстелематика" заключен государственный контракт от 07.10.2021 N 0173200001421001162 (номер реестровой записи 2770203815021000939) по цене в размере 1 272 029 908,52 рублей.
1. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно осуществлено проведение Аукциона ввиду отсутствия надлежащего обоснования необходимости осуществления такой закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о контрактной системе оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 18 Закона о контрактной системе по результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
Часть 1 статьи 98 Закона о контрактной системе устанавливает, что аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.
Также согласно части 6 статьи 18 Закона о контрактной системе, в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Закона о контрактной системе, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют, в том числе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оценка обоснованности закупок осуществляется органами аудита и органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, в связи с отсутствием соответствующих полномочий довод Заявителя в отношении обоснованности проведения закупки не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.
2. Согласно доводу обращения Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень технических (функциональных) характеристик КЗП,а именно в техническом задании документации об Аукционе отсутствует информация о требованиях в отношении разрабатываемой билетной системы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что в техническом задании документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень требований и характеристик к поставляемому оборудованию с учетом требований, предъявляемых к валидаторам новой билетной системы.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по оснащению станций ГУП "Московский метрополитен" КЗП.
При этом пунктом 2.4 технического задания документации об Аукционе установлены технические характеристики поставляемого оборудования, а также перечень функций, которые должно выполнять указанное оборудование.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель не явился, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих,что в документации об Аукционе отсутствует необходимый перечень сведений об описании объекта закупки для формирования заявки на участие в Аукционе,в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе установлено требование о наличии съемного чипа BIOS в составе КЗП, поскольку указанному требованию соответствует оборудование единственного производителя.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 2.4.1 технического задания документации об Аукционе специализированный промышленный компьютер должен включать дополнительное требование о наличии съемного чипа BIOS.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанное требование технического задания документации об Аукционе установлено с целью сокращения сроков на ремонт оборудования, в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили сведения, согласно которым установленному требованию технического задания документации об Аукционе, соответствует продукция двух производителей материнских плат, а именно: "INTEL", "ADVANTECH".
На основании изложенного, а также учитывая, что представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, а также не представил доказательств, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных запретов или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878),в редакции от 25.07.2020, установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств,не устанавливается, если в реестре российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр) отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 Постановления N 878, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование).
В соответствии с Постановлением N 878 в случае отсутствия в Реестре сведений о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции,что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, Заказчиком формируется Обоснование.
Вместе с тем обоснование, размещенное в составе документации об Аукционе, не содержит сведений о сравнении закупаемых товаров с размещенной в Реестре продукцией по всем техническим (функциональным) характеристикам.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Обоснование, размещенное в документации об Аукционе, содержит два приложения, согласно которому приложение N 1 содержит характеристики, по которым радиоэлектронная продукция, включенная в Реестр, не соответствует установленным Заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции, приложение N 2 - радиоэлектронную продукцию, отсутствующую в Реестре.
При этом на заседании Комиссии установлено, что товар "Сканер штрих и QR кода" указан как в приложении N 1, так и в приложении N 2.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что включение сканера штрих и QR кода в два приложения произошло вследствие технической ошибки, при этом данный товар необходимо считать включенным в приложение N 2.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют требованиям Постановления N 878, и нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2.1 Постановления N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
В случае невозможности применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, Постановлением N 1236 определен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем в пункте 2.4.1 "Технические требования к компонентам КЗП" технического задания документации об Аукционе к аппаратному обеспечению компонентов КЗП предъявляются требования:
1) специализированный промышленный компьютер:
- операционная система:
2) считыватель бесконтактных банковских и транспортных карт:
- поддержка технологий бесконтактной оплаты;
- чтение билетных носителей;
- поддержка сертификатов соответствия;
- обновление программного обеспечения.
При этом согласно извещению, а также документации об Аукционе запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии Постановлением N 1236 не установлен, а также не размещено в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения
Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 09.11.2021 по делу N П-166/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2021 г. N П-166/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021