Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя ФГБОУ ВО СПбГУВМ Рябовой С.Н., представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, АО "Сбербанк-АСТ", ООО "Монолит" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Монолит" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ ВО СПбГУВМ (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции учебно-лабораторного корпуса ФГБОУ ВО СПбГАВМ, г. Санкт-Петербург, Московский район, ул. Черниговская, д.13 лит. А (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0372100015721000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) ненадлежащим образом установивших ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в проекте государственного контракта документации об Аукционе (далее - Проект контракта);
2) ненадлежащим образом установивших требования к сроку действия банковской гарантии в Проекте контракта;
3) неправомерно не установивших в Проекте контракта условие об обязательстве поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 02.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 164 657 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 08207064720194009414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.11.2021;
6) дата проведения Аукциона - 08.11.2021;
7) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлена ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в Проекте контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Согласно пункту 3 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).
В соответствии с пунктом 11 Постановления N 1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Так, например, пунктом 7.9 Проекта контракта документации установлено следующее: "Размер штрафа по каждому факту неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком, обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы в размере______________________________, определяемой в соответствии с Постановлением N 1042 в следующем порядке: а) 05 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно)".
Кроме того, Комиссией также установлено, что согласно пункту 7.1 Проекта контракта: "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Стороной обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта".
Таким образом, изучив Проект контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в Проекте контракта неправомерно содержатся требования о начислении штрафов Заказчику, подрядчику в виде фиксированной суммы, а также неправомерно содержится положение об ограничении общей суммы возможной к начислению неустойки ценой контракта, поскольку данные условия не соответствуют положениям Постановления N 1042.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что в Проекте контракта в части требования о начислении штрафов Заказчику, подрядчику в виде фиксированной суммы допущена техническая ошибка.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к сроку действия банковской гарантии в Проекте контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем пунктом 8.4 Проекта контракта установлено следующее: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в проекте государственного контракта срок действия банковской гарантии, нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Проекте контракта неправомерно не установлено условие об обязательстве поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Вместе с тем пунктом 8.3 Проекта контракта установлено следующее: "В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта стало недействительным или стало ненадлежащим, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней предоставить Заказчику иное надлежащее обеспечение исполнения Контракта".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что в Проекте контракта в части условий предоставления подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта допущена техническая ошибка.
Таким образом, изучив Проект контракта, Комиссия приходит к выводу о том, что в Проекте контракта неправомерно содержится требование о предоставлении нового обеспечение исполнения государственного контракта подрядчиком Заказчику в течение 10 (десяти) банковских дней, поскольку данное условие не соответствуют пункту 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в Проекте контракта срок на предоставление нового обеспечения исполнения государственного контракта, нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе,что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, пункту 13 информационной карты документации об Аукционе (далее - Информационная карта) окончательный срок подачи заявок на участие в Аукционе - 10.11.2021 в 09:00.
Таким образом, с учетом положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, окончанием срока подачи участником закупки запроса разъяснений положений документации об Аукционе является 06.11.2021, окончанием срока предоставления разъяснений положений документации является 08.11.2021.
При этом согласно извещению о проведении Аукциона дата и время окончания предоставления разъяснений положений документации 07.11.2021.
Кроме того, пунктом 12 Информационной карты установлено, что участниками закупки могут быть направлены запросы о разъяснении положений документации о Аукционе в электронной форме с момента публикации извещения по 07.10.2021 включительно. Заказчик размещает разъяснение положений Документации в течение 2 дней со дня поступления запроса.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе, в извещении о проведении Аукциона ненадлежащие сроки направления запросов разъяснений положений документации об Аукционе и предоставлений разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа, а также локальным сметам, размещенными в ЕИС, и техническому заданию документации об Аукционе (далее - Техническое задание) объектом закупки являются работы по реконструкции объекта капитального строительства.
В пункте 5 Технического задания указано следующее: "Основание для выполнения работ, исходные данные: Проектная документация и результаты инженерных изысканий "Реконструкция учебно-лабораторного корпуса ФГБОУ ВО СПбГУВМ по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский район, ул. Черниговская, дом 13, литера А".
Кроме того, согласно пункту 6 Технического задания: "Состав основных работ: выполнение работ по объекту "Реконструкция учебно-лабораторного корпуса ФГБОУ ВО СПбГАВМ по адресу: г. Санкт-Петербург, Московский район, ул. Черниговская, дом 13 литера А", включая реставрацию (реконструкция объекта капитального строительства - памятника архитектуры федерального значения). В рамках предмета закупки необходимо выполнить работы в объеме и в содержании, предусмотренные представленной сметной документацией, в соответствии с проектной документацией".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в составе документации об Аукционе не размещена проектная документация.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Пунктом 7 Информационной карты установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "В соответствии с Градостроительным кодексом, участник закупки - член СРО должен иметь право осуществлять выполнение работ и подготовку проектной документации по договору.
- наличие в СРО, в котором состоит участник компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- соответствие совокупного размера обязательств участника закупки по договорам уровню ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии с Градостроительным кодексом;
- место регистрации ИП или юридического лица должно совпадать с местом регистрации СРО (только для СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)".
Вместе с тем, учитывая, что объектом закупки являются работы по реконструкции объекта капитального строительства, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области проектирования, установлено Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки об уровне ответственности члена саморегулируемой организации в соответствии с частью 12 статьи 55 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащим образом требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Так, в силу пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе участник закупки не может принять участие в закупочной процедуре, в случае включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность участника закупки и об учредителях унитарного юридического лица.
Комиссией установлено, что пунктом 7 Информационной карты установлено следующее требования к участникам закупки: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего указанное требование, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия предъявляются требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по объекту: "Реконструкция учебно-лабораторного корпуса ФГБОУ ВО СПбГАВМ, г. Санкт-Петербург, Московский район, ул. Черниговская, д.13 лит. А".
Пунктом 5 Технического задания предусмотрено следующее: "Основание для выполнения работ, исходные данные: Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданное Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) от 09 октября 2018 года
N 01-52-2461-2".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что здание, в котором необходимо выполнить работы по реконструкции в рамках исполнения государственного контракта, является объектом культурного наследия.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 1 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
На основании изложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства N 99, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 7 Информационной карты установлено требование к участникам закупки: "Участник закупки должен иметь Лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной соответствующим федеральным лицензирующим органом (к заявке прилагается копия) в соответствии с Постановлением Правительства РФ
от 19.04.2012 N 349 (в ред. от 17.10.2017) "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Лицензия Участника закупки должна включать в себя следующие виды работ:
- Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Вместе с тем, учитывая, что в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить работы по реконструкции объекта культурного наследия, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в области проектирования, установлено Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно.
Кроме того, пунктом 7 Информационной карты установлено в том числе следующее требование к участникам закупки: "В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет действующую на момент подачи заявки лицензию (со всеми приложениями), выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 1128 на вид деятельности:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
При этом согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряда работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий не допускается.
Вместе с тем, в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими лицензиями.
Таким образом, учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 1128.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанные требования к участникам закупки нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
10. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Частью II приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Приказ Минстроя России) установлен исчерпывающий перечень положений, которые должен содержать график выполнения строительно-монтажных работ.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит график выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с Приказом Минстроя России, что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения и оплаты строительно-монтажных работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 1.1 части 1 статьи 31, части 4 статьи 31, части 6 статьи 31, части 4 статьи 34, части 30 статьи 34, пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.11.2021 N 28/06/105-1294/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 ноября 2021 г. N 28/06/105-1294/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021