Резолютивная часть решения оглашена 12.11.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 16.11.2021.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), приказа Липецкого УФАС России от 08.11.2021 N666, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения государственным санаторно-курортным учреждения Липецкий областной детский санаторий "Мечта" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ГСКУ ЛОДС "Мечта" (реестровый номер 0346200006821000092) (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 08.11.2021, окончена 12.11.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России 28.10.2021 поступило обращение от ООО РСК "Виктория" (вх.9699 от 28.10.2021), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе.
В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона 19.10.2021 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 127 064,00 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок - 27.10.2021 09:00.
27.10.2021 в 14:20 проведен электронный аукцион, по результатам которого, в этот же день размещен протокол проведения электронного аукциона от 27.10.2021 N0346200006821000092-1
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.10.2021 N0346200006821000092-2 заявки с идентификационными номерами 32, 188 признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации. Заявка с идентификационным номером 122 признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации, по следующему основанию: "на основании п.2 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ Участник аукциона, подавший заявку с идентификационным номером 122, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ВИКТОРИЯ", в качестве документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, предоставил: - договор подряда от 07.08.2020 г. NЦЧД-ОПС-3-19945 на сумму 1 312 521,11 руб., заключенный с ООО "Агроторг" на выполнение монтажных и пуско-наладочных работ систем пожарной и охранной сигнализации; - дополнительное соглашение N4 от 01.02.2019 г. к договору N32-смр от 18.06.2018 г., заключенному с ООО "СМУ 306" на выполнение дополнительных монтажных работ; - акты выполненных работ КС-2, КС-3 по договору подряда от 07.08.2020 г. NЦЧД-ОПС-3-19945; - акты приемки в эксплуатацию систем технической безопасности по договору подряда от 07.08.2020 г. NЦЧД-ОПС-3-19945; - акты выполненных работ по дополнительному соглашению N4 от 01.02.2019 г. к договору 32-смр. Предоставленные договор и дополнительное соглашение не являются: - договором на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства; - договором, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства".
При этом, в п. 15 аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 2.4 Постановления N99. Таким образом, проанализировав заявку с идентификационным номером 122, аукционная комиссия государственного санаторно-курортного учреждения Липецкий областной детский санаторий "Мечта" правомерно признала ее не соответствующей требованиям аукционной документации, в связи с предоставлением ненадлежащих документов в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям.
Победителем электронного аукциона признано ООО "Инженерно-коммерческий центр "Гамма"".
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
А согласно п.3 ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Пунктом 2.4 приложения N1 к Постановлению N99 установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Также установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п.15 аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 2.4 Постановления N99.
Вместе с тем, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ГСКУ ЛОДС "Мечта".
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
На основании п.1.1 проекта контракта подрядчик обязуется собственными силами и из своих материалов, с использованием собственного(ой)/арендованного(ой) оборудования, техники и персонала, за свой риск провести капитальный ремонт автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ГСКУ ЛОДС "Мечта" (далее - работы), в соответствии с Техническим заданием (ПриложениеN1), проектом, предоставленным Заказчиком, локальным сметным расчётом, выполненным Подрядчиком и являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора, и сдать результат работ Заказчику в установленные настоящим Договором сроки.
Проанализировав техническое задание, локально-сметный расчет, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчиком закупаются работы, такие как: прокладка и монтаж сетей связи, монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования, сверление отверстий, заделка проходов при прокладке кабелей по стенам и потолкам, что не является работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Таким образом, заказчик неправомерно установил дополнительные требования к участникам закупки, что является нарушением ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
На основании п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В п.20 аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в числе которых указано следующее:
документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям законодательства РФ и аукционной документации к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора 04.03.2019 N 86. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ). Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения контрактных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. Перечисленные выше требования не распространяются на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Вместе с тем, как было установлено раннее, в данном случае объектом закупки не является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, тем самым, заказчиком в нарушение п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системы установлено требование о предоставлении выписки из реестра СРО.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должна содержаться дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки приведено в проектной документации.
Частью 3 ст. 68 Закона о контрактной системе установлено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Вместе с тем, заказчиком установлена дата и время окончания подачи заявок - 27.10.2021 09:00.
При этом, в п.19 аукционной документации установлено, что электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ГСКУ ЛОДС "Мечта" проектная документация не требуется (объект закупки не является объектом капитального строительства), следовательно электронный аукцион проводится в рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
На основании изложенного, заказчиком допущено нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения ч. 1,3 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения электронного аукциона 08.11.2021 заключен контракт с ООО "Инженерно-коммерческий центр "Гамма" (реестровый номер 2482500820921000105).
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях государственного санаторно-курортного учреждения Липецкий областной детский санаторий "Мечта" на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях ГСКУ ЛОДС "Мечта" (реестровый номер 0346200006821000092) установлены нарушения ч. 1,3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, ввиду заключенного контракта.
3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12 ноября 2021 г. N 048/06/99-1416/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021