Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Абдульменов М.В. |
- специалист первого разряда отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей:
от заказчика - ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ": не явились (уведомлено надлежащим образом),
от подателя жалобы - ИП Уткина М.А.: не явились (уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Уткина М.А. на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" при проведении электронного аукциона N 0351100010421000018 на выполнение подрядных работ по строительству объекта "17-этажное здание общежития НГУЭУ, г. Новосибирск, Центральный район", начальная (максимальная) цена контракта 38 827 819 руб. 23 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП Уткин М.А. с жалобой на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" при проведении электронного аукциона N 0351100010421000018 на выполнение подрядных работ по строительству объекта "17-этажное здание общежития НГУЭУ, г. Новосибирск, Центральный район".
Суть жалобы ИП Уткина М.А. заключается в следующем.
По мнению подателя жалобы, заказчиком в аукционной документации установлены неисполнимые сроки выполнения работ - до 30.12.2021.
В соответствии с разделом 6 проектной документации (проект организации строительства) продолжительность строительства составляет 15 месяцев, в том числе, 2,5 месяца подготовительного периода.
Проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование и техническими условиями. Технические решения, принятые в проектной документации, соответствуют требованиям промышленной безопасности, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектной документацией мероприятий, следовательно, сокращение сроков строительства, по мнению подателя жалобы, приведет к нарушению технологии и невозможности эксплуатации объекта.
Таким образом, ИП Уткин М.А. считает, что заказчик установил ненадлежащий срок для выполнения работ, что не соответствует положениям ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" в возражениях на жалобу ИП Уткина М.А. сообщило следующее.
Документация об электронном аукционе содержит ведомость объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить в рамках заключенного контракта, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта в виде локальных сметных расчетов. Согласно ведомости объемов работ выполнению подлежат лишь отдельные виды работ, предусмотренные проектной документацией. Кроме того, значительная часть работ, предусмотренная проектной документацией, выполнена в рамках иных контрактов.
Также в проекте контракта установлен исчерпывающий перечень видов работ с указанием сроков выполнения каждого этапа работ.
На основании изложенного, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" считает, что установление указанного срока на выполнение работ по контракту не противоречит положениям Закона о контрактной системе и обусловлено потребностью заказчика.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно положениям документации об электронном аукционе срок завершения выполнения работ в полном объеме до 30.12.2021.
Действующее законодательство о контрактной системе не устанавливает порядка определения срока выполнения работ. Таким образом, данное требование устанавливается исключительно исходя из потребностей заказчика, распространяется на всех участников закупки в равной мере и не является ограничивающим количество участников закупки. Кроме того, в рамках контракта, заключенного по результатам данного электронного аукциона, подрядчику необходимо выполнить только часть работ, предусмотренных проектно-сметной документацией.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч.1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом, начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по данному электронному аукциону составляет 38 827 819 руб. 23 коп, следовательно, электронный аукцион N 0351100010421000018 должен проводиться без ограничений в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, в извещении о проведении закупки и аукционной документации установлено ограничение в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно п.16.2.5 аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям. Таким образом, заказчиком нарушены положения п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
2. Частями 4, 8 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Порядок определения размера штрафа установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрена ответственность подрядчика (поставщика, исполнителя), в соответствии с которым за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Вместе с тем, раздел 7 (ответственность сторон) проекта контракта не содержит вышеуказанные положения Правил.
Таким образом, ответственность сторон, определенная разделом 7 проекта контракта, не содержит порядка установления размеров штрафов в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, что является нарушением ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1042.
3. В соответствии с п.1 изменений, которые были внесены в постановление Правительства РФ N 2050 от 09.12.2020, утвержденных постановлением Правительства РФ N 667 от 28.04.2021 (далее - Изменения), получатели средств федерального бюджета при заключении ими в 2021 году государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - государственный контракт) предусматривают условие о сроке оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), не превышающем 10 рабочих дней с даты подписания получателем средств федерального бюджета документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в п.2.3 проекта контракта заказчиком установлен срок оплаты выполненных подрядчиком работ - в течение 15 рабочих дней. Таким образом, срок оплаты работ, установленный заказчиком в указанном пункте проекта контракта, не соответствует требованиям п.1 Изменений, ст.34 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Уткина М.А. на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" при проведении электронного аукциона N 0351100010421000018 на выполнение подрядных работ по строительству объекта "17-этажное здание общежития НГУЭУ, г. Новосибирск, Центральный район" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения п.1 ч.1 ст.30, ч.8 ст.34, п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ N 667 от 28.04.2021.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
М.В. Абдульменов
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/64-2233/2021
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
15 ноября 2021 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Абдульменов М.В. |
- специалист первого разряда отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/64-2233/2021 от 15.11.2021 по жалобе ИП Уткина М.А. на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" при проведении электронного аукциона N 0351100010421000018 на выполнение подрядных работ по строительству объекта "17-этажное здание общежития НГУЭУ, г. Новосибирск, Центральный район",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Заказчику прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, исключить из аукционной документации ограничение в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Заказчику прекратить нарушение п.7 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, а именно, исключить из аукционной документации требование о представлении участниками закупки во второй части заявки декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям.
3. Заказчику прекратить нарушение ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, а именно, в раздел 7 проекта контракта внести изменения в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
4. Заказчику прекратить нарушение ст.34 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ N 667 от 28.04.2021, в частности, прекратить устанавливать в проекте контракта срок оплаты выполненных работ с нарушением требований постановления Правительства РФ N 667 от 28.04.2021.
5. Аукционной комиссии отменить решения, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
6. Заказчику внести изменения в документацию об электронном аукционе в соответствии с решением N 054/06/64-2233/2021 от 15.11.2021 и настоящим предписанием.
7. Заказчику продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0351100010421000018 в соответствии с Законом о контрактной системе.
8. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/64-2233/2021 от 15.11.2021 и данного предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 01.12.2021 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
М.В. Абдульменов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 15 ноября 2021 г. N 054/06/64-2233/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021