Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 93 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эр Оптикс" (123458, город Москва, улица Твардовского, дом 8, пом. I комн. 6,7,23,25, ОГРН: 1027707001508, ИНН: 7707309420, КПП: 773401001) (далее - ООО "Эр Оптикс") от 27.10.2021 N б/н (вх. от 28.10.2021 N 5458-э.) на действия заказчика - государственного учреждения "Республиканская детская клиническая больница" (167004, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Пушкина, 116/6, ОГРН: 1021100526039, ИНН: 1101487086, КПП: 110101001) (далее - ГУ "РДКБ") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка микроскопа", извещение N 0307200030621001917 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии посредством веб-видеоконференцсвязи:
<__..>, <__..> - представителей ООО "Эр Оптикс" по доверенностям от 10.11.2021;
<__..>, <__..>, <__..> - представителей ГУ "РДКБ" по доверенностям от 10.11.2021, от 11.01.2021;
<__..> - представителя государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (далее - ГКУ РК "ЦОО и ПТ") по доверенности от 24.11.2020 N 111;
<__..>, <__..> - представителя общества с ограниченной ответственностью "Анком" (далее - ООО "Анком") по доверенностям от 10.11.2021 N 4, N 3,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Коми УФАС России поступила жалоба ООО "Эр Оптикс" на действия заказчика - ГУ "РДКБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "Эр Оптикс", ГУ "РДКБ", ГКУ РК "ЦОО и ПТ", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ООО "Эр Оптикс" заявлено ходатайство от 10.11.2021 б/н (вх. от 10.11.2021 N 5626-э.) о рассмотрении жалобы в режиме веб-видеоконференции.
Ходатайство ООО "Эр Оптикс" удовлетворено, в связи с чем жалоба рассмотрена в формате веб-видеоконференции.
В адрес Коми УФАС России поступило ходатайство ООО "Анком" от 10.11.2021 N 52 (вх. от 11.11.2021 N 4865) о присутствии представителя ООО "Анком" на рассмотрении жалобы.
Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Ходатайство ООО "Анком" удовлетворено, в связи с чем представитель ООО "Анком" был допущен к участию в заседании по рассмотрению жалобы.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "Эр Оптикс" обжалуются положения документации об электронном аукционе, а именно:
- Раздел "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) сформирован без применения обязательного описания товара согласно кодам каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ), а также имеет дополнительные требования к товару, не содержащих обоснования необходимости заказчику этих функций, что по мнению заявителя, является нарушением пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила);
- в Техническом задании заказчиком установлены характеристики и показатели товара, в совокупности, указывающие на конкретную модель исключительно одного производителя операционных микроскопов - Carl Zeiss, что по мнению заявителя, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Также заявитель отмечает, что в техническом задании отсутствует возможность по предложению аналогов (и эквивалентов) других производителей, которые соответствуют техническим требованиям технического задания и всем характеристикам в совокупности.
ГУ "РДКБ", ГКУ РК "ЦОО и ПТ" в письмах от 10.11.2021 N 3137 (вх. от 10.11.2021 N 5636-э.), от 10.11.2021 N 09-02/51 (вх. от 11.11.2021 N 4869) и на заседании Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы заявлены возражения относительно доводов заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "Эр Оптикс", ГУ "РДКБ", ГКУ РК "ЦОО и ПТ", ООО "Анком" пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ "РДКБ", уполномоченным учреждением - ГКУ РК "ЦОО и ПТ".
Объект закупки: "Поставка микроскопа".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 000 000,00 руб.
Источник финансирования закупки: Субсидии на иные цели из Республиканского бюджета Республики Коми "приобретение основных средств в целях создания условий для оказания специализированной медицинской помощи детям, в том числе за счет остатков на начало года".
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе (далее - аукционная документация) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 13.10.2021;
Изменения извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации размещены на официальном сайте 19.10.2021.
Указанная закупка проводилась не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.
2. Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 4-6 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
2.1. В целях соблюдения требований законодательства о контрактной системе, заказчиком были проанализированы позиции в КТРУ.
В результате проведенного анализа заказчиком было установлено, что к операционному микроскопу относятся нижеприведенные в таблице позиции КТРУ:
Код позиции КТРУ |
Код по ОКПД2 |
Наименование товара, работы, услуги |
Наименование характеристики |
|||
Регулировка фокусного расстояния |
Режим фокусировки |
Тип микроскопа |
Фокусное расстояние объектива, мм |
|||
26.70.22.150-00000063 |
26.70.22.150 |
Микроскоп нейрохирургический |
Да/Нет |
Ручной |
Передвижной |
>200 и |
26.70.22.150-00000064 |
26.70.22.150 |
Микроскоп нейрохирургический |
Да/Нет |
Ручной |
Стационарный |
>200 и |
26.70.22.150-00000065 |
26.70.22.150 |
Микроскоп нейрохирургический |
Да/Нет |
Автоматический |
Передвижной |
>200 и |
26.70.22.150-00000066 |
26.70.22.150 |
Микроскоп нейрохирургический |
Да/Нет |
Автоматический |
Стационарный |
>200 и |
26.70.22.150-00000067 |
26.70.22.150 |
Микроскоп нейрохирургический |
Да/Нет |
Ручной |
Передвижной |
|
26.70.22.150-00000068 |
26.70.22.150 |
Микроскоп нейрохирургический |
Да/Нет |
Ручной |
Стационарный |
|
26.70.22.150-00000069 |
26.70.22.150 |
Микроскоп нейрохирургический |
Да/Нет |
Автоматический |
Передвижной |
|
26.70.22.150-00000070 |
26.70.22.150 |
Микроскоп нейрохирургический |
Да/Нет |
Автоматический |
Стационарный |
|
26.70.22.150-00000072 |
26.70.22.150 |
Микроскоп хирургический общего назначения |
Да/Нет |
Ручной |
Передвижной |
> 265 |
26.70.22.150-00000073 |
26.70.22.150 |
Микроскоп хирургический общего назначения |
Да/Нет |
Ручной |
Стационарный |
> 265 |
26.70.22.150-00000074 |
26.70.22.150 |
Микроскоп хирургический общего назначения |
Да/Нет |
Автоматический |
Передвижной |
> 265 |
26.70.22.150-00000075 |
26.70.22.150 |
Микроскоп хирургический общего назначения |
Да/Нет |
Автоматический |
Стационарный |
> 265 |
26.70.22.150-00000076 |
26.70.22.150 |
Микроскоп хирургический общего назначения |
Да/Нет |
Ручной |
Передвижной |
|
26.70.22.150-00000077 |
26.70.22.150 |
Микроскоп хирургический общего назначения |
Да/Нет |
Ручной |
Стационарный |
|
26.70.22.150-00000078 |
26.70.22.150 |
Микроскоп хирургический общего назначения |
Да/Нет |
Автоматический |
Передвижной |
|
26.70.22.150-00000079 |
26.70.22.150 |
Микроскоп хирургический общего назначения |
Да/Нет |
Автоматический |
Стационарный |
|
Однако установленные заказчиком в Техническом задании характеристики и показатели товара не соответствовали ни одному из позиции по КТРУ.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, содержит раздел 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое", в котором установлен код: 26.70.22.150 "Микроскопы оптические".
Заказчиком в разделе "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" аукционной документации установлено:
"Наименование объекта закупки: поставка микроскопа
Код позиции ОКПД 2: 26.70.22.150".
Таким образом, заказчиком - ГУ "РДКБ" описание товара осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, ввиду несовпадения характеристик и показателей товара, установленных заказчиком ни одному из позиций КТРУ, заказчиком указан код товара согласно ОКПД 2.
Следовательно, довод ООО "Эр Оптикс" не нашел своего подтверждения.
2.2. Относительно довода заявителя о наличии в Техническом задании дополнительных требований к товару, не содержащие обоснования необходимости заказчику этих функций, Комиссия Коми УФАС России считает его несостоятельным ввиду нижеследующего.
Согласно письменным пояснениям заказчика - ГУ "РДКБ", изложенным в отзыве на жалобу от 10.11.2021 N 3137 (вх. от 10.11.2021 N 5636-э.), а также устным доводам представителей заказчика, приведенным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, заявленные в Техническом задании характеристики и показатели товара, установлены исходя из потребностей заказчика, сформированы с учетом специфики деятельности ГУ "РДКБ" и необходимы для качественного оказания медицинских услуг.
Так, заказчиком в рамках рассмотрения жалобы, приведены обоснования установления спорных показателей характеристик товара, значения которых оспариваются заявителем - ООО "Эр Оптикс".
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение показателя или наличие функции (функционала) |
3.19. |
Устройство автоматической балансировки |
Наличие |
Обоснование: Микроскоп должен иметь систему автоматической балансировки для быстрой и легкой подготовки микроскопа к операции. Особенно при изменении конфигурации головы микроскопа. Полноценное устройство автоматической балансировки не требует ручной корректировки. Кроме того, указанный параметр имеют микроскопы нескольких мировых производителей.
3.21. |
Рабочее расстояние: |
Наличие |
3.21.1 |
- минимальное* |
Не более 200 мм |
3.21.2 |
- максимальное* |
Не менее 500 мм |
Обоснование: Минимальное рабочее расстояние позволяет расположить микроскоп наиболее близко к пациенту, обеспечив широкое поле обзора и возможность работы хирурга в удобном положении как сидя, так и стоя. Чем меньше рабочее расстояние, тем большего максимального увеличения можно достичь.
На фокусном расстоянии 200 мм хирург имеет возможность получить максимальное увеличение микроскопа. Увеличение микроскопа является одной из основных его характеристик. Большая кратность увеличения напрямую связана с точностью вмешательства на сосудах минимального диаметра, что в свою очередь влияет на качество проводимого оперативного вмешательства и снижает количество послеоперационных осложнений.
ГУ "РДКБ" оказывает специализированную медицинскую помощь по детской онкологии, нейрохирургии, оториноларингологии, травматологии и ортопедии, челюстно-лицевой хирургии. Во всех этих областях может применяться микроскоп для различных видов вмешательств. Минимальное рабочее расстояние будет необходимо в большинстве из них. Минимальное рабочее расстояние также обеспечивает комфортную работу хирурга в положении сидя при проведении операций на задней черепной ямке. Благодаря этому хирург может сидеть удобно, прямо и без напряжения спины даже при продолжительном времени вмешательства. Доктор не должен работать с вытянутыми руками, т.к. это дополнительная нагрузка при проведении длительных операций, что может привести к врачебной ошибке и повлечь за собой оказание некачественной медицинской помощи детям.
3.23. |
Диапазон диоптрийной коррекции окуляров хирурга от +5 диоптрий до -8 диоптрий |
Наличие |
Обоснование: Диапазон диоптрийной регулировки является параметром, расширяющим возможности комфортной и эргономичной работы на микроскопе врачей с различной степенью близорукости, дальнозоркости. При работе без очков врач может использовать регулировку наглазников так, чтобы стабилизировать положение головы во время работы и снять часть нагрузки с шейного отдела.
Таким образом, данный параметр расширяет возможности работы на микроскопе и является необходимым. Кроме того, указанные параметры не являются уникальными для данного типа оборудования, и указанный диапазон имеют микроскопы нескольких производителей.
3.28. |
Диапазон фронтального наклона микроскопа: |
Наличие |
3.28.1 |
- вперед* |
Не менее +140 градусов |
3.28.2 |
- назад* |
Не менее -30 градусов |
Обоснование: Указанный угол фронтального наклона позволяет манипулировать микроскопом для достижения наилучшего угла зрения при любом положении пациента и хирурга друг относительно друга.
Таким образом, данный параметр расширяет возможности работы на микроскопе и является необходимым. Кроме того, указанные параметры не являются уникальными для данного типа оборудования, и указанный диапазон имеют микроскопы нескольких производителей.
4.12 |
Транспортировочная высота* |
Не более 1870 мм |
Обоснование: Операционный микроскоп должен иметь возможность перемещения через стандартный дверной проем (высотой не более 2 м), с запасом при наличии маленького порога. Здание лечебного учреждения было введено в эксплуатацию в 1964 году. Несмотря на различные ремонты и модернизации, которые прошли с тех пор, здание не обладает современным пандусом, который был бы предназначен для разгрузки крупногабаритного медицинского оборудования, а также беспрепятственного его перемещения от места разгрузки непосредственно в операционный зал. В связи с этим при монтаже данный прибор будет необходимо переместить через многие помещения с порогами различной высоты. Так как указанный микроскоп планируется использовать мультидисциплинарно при различных хирургических вмешательствах, учитывалось дальнейшие перемещения микроскопа между операционными отделений, которые находятся на различных этажах больницы. Заказчиком установлено требование компактного по высоте прибора, чтобы не приходилось прибегать к конструктивным изменениям каркасов, проемов, или же к наклонам и кантованию оборудования, которые строго запрещены для любого оптического прибора. Операционная бригада и средний медицинский персонал должны иметь возможность максимально удобно перемещать микроскоп в пределах операционной, не боясь задеть дорогостоящий штатив микроскоп о не менее дорогостоящее оборудование, расположенное на потолке операционной: светильники, медицинские консоли для подачи мед. газов и электропитания к месту лечения пациента и другое подвесное оборудование, которое в первую очередь связано с жизнеобеспечением больного.
5.3. |
Сенсорная панель управления микроскопом с функцией монитора для отображения видео, с креплением на штатив микроскопа |
Наличие |
Обоснование: Единая сенсорная панель управления с функцией монитора является простым, интуитивно понятным и удобным средством управления микроскопом, не требующим перехода от одного модуля управления к другому, третьему и т.д., что в свою очередь экономит время и повышает эргономичность управления микроскопом операционной бригаде, тем самым уменьшая время проведения оперативного вмешательства. Единая панель управления избавляет врача от возможных сложностей с работой множества систем управления различными функциями микроскопа. Настраивая все необходимые функции с единой панели управления, хирург также может сократить и время предоперационной подготовки.
Таким образом, требуемая функция упрощает работу хирургов и оказывает влияние на качество их работы. Напротив, наличие нескольких мониторов или отдельных блоков управления функциями микроскопа ухудшают эргономичность управления функциями микроскопа и его настройку, а также утяжеляет штатив микроскопа, усложняют санитарную обработку поверхности. Также повышается расход стерильных салфеток, которые закупает учреждение, чтобы накрывать мониторы в операционных (для соблюдения режима стерильности). В случае наличия монитора и сенсорной системы управления отдельно друг от друга возникает необходимость закрыть оба экрана.
Законодательством о контрактной системе не предусмотрены требования к формированию обоснования необходимости указания требуемых характеристик к товару.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
Из системного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, при описании товара заказчик вправе определить требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
При описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, в действиях заказчика - ГУ "РДКБ" нарушений требований законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки, а также установления спорных показателей характеристик товара, не выявлено.
3.1. Довод заявителя о том, что в Техническом задании заказчиком установлены характеристики и показатели товара, в совокупности, указывающие на конкретную модель исключительно одного производителя операционных микроскопов - Carl Zeiss, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно частям 2, 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Порядок подачи и требования к содержанию заявок на электронный аукцион предусмотрены разделом , пунктом 29 раздела
"Информационная карта" аукционной документации.
Согласно частям 12.3, 12.3.1 подраздела 12 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 12.3.1 настоящего подраздела, должна содержать:
"1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)".
Согласно пункту 29 раздела "Информационная карта" аукционной документации "В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную частью 12.3 подраздела 12 раздела I настоящей документации, а именно:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара (наименование товара, наименование показателя, значение показателя или наличие функции (функционала), количество), соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Порядок оформления первой части заявок в части указания показателей товара:
- по помеченному специальным знаком "**" показателю участники закупки указывают наименование предлагаемого оборудования в соответствии с регистрационным удостоверением;
- по каждому помеченному специальным знаком "*" показателю участники закупки указывают конкретные значения. При этом слова "не менее", "не более" должны быть исключены;
- все остальные показатели и их значения не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки, т.е. с применением слов "диапазон", "наличие", в случае перечисления нескольких характеристик через запятую, указываются все из перечисленных".
В соответствии с частями 1,3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Коми УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки от 29.10.2021 N 04-02/8064 о предоставлении всех заявок, поданных на участие в электронном аукционе. Оператором электронной площадки письмом от 29.10.2021 (вх. от 29.10.2021 N 5485-э.) представлены заявки участников закупки.
Исходя из документов, представленных оператором электронной площадки, следует, что на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки.
Проанализировав первые части заявок, Комиссия Коми УФАС России установила, что участником закупки с идентификационным номером 110764495 предложен к поставке товар "Операционный стереомикроскоп модели Hi-R, вариант исполнения Hi-R 1000", производителем которого, согласно регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 29.07.2021 N РЗН 2016/3912, является Haag-Streit Surgical GmbH & Co. KG, Rosengarten 10, 22880 Wedel, Germany.
Участниками закупки с идентификационными номерами 110771923 и 110780717 предложены к поставке микроскоп "Микроскоп операционный серии OPMI модель Pentero 800 с принадлежностями", производителем которого, согласно регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 07.11.2014 N РЗН 2014/2076, является Carl Zeiss Meditec AG, Goeschwitzer Str. 51-52, 07745 Jena, Germany.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.11.2021 N 0307200030621001917-1 все три заявки были допущены к участию в электронном аукционе.
Следовательно, предложенные участниками закупки в первых частях заявок характеристики и показатели товара, соответствовали характеристикам и показателям товара, установленным заказчиком в Техническом задании.
Надлежащих доказательств, что установленные в Техническом задании характеристики и показатели товара, в совокупности, указывающие на конкретную модель исключительно одного производителя операционных микроскопов - Carl Zeiss, заявителем в адрес Коми УФАС России не представлено.
Таким образом, на участие в закупке были поданы заявки, с предложениями поставить товар у разных производителей, которые по результатам рассмотрения первых частей заявок допущены к участию в электронном аукционе, что опровергает довод заявителя в части установления в Техническом задании характеристик и показателей товара, в совокупности, указывающих на конкретную модель исключительно одного производителя операционных микроскопов - Carl Zeiss.
3.2. Довод заявителя о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения документации об электронном аукционе, касающиеся описания объекта закупки, соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГУ "РДКБ" в части установления в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к закупаемому товару противоречит статье 33 Закона о контрактной системе, пункту 6 Правил, в том числе ограничивает количество участников осуществления закупки.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
4. Относительно довода заявителя о том, что в техническом задании отсутствует возможность по предложению аналогов (и эквивалентов) других производителей, которые соответствуют техническим требованиям технического задания и всем характеристикам в совокупности, Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено обязательство заказчиков указывать в документации о закупке возможность поставки эквивалента лишь в случае указания в описании объекта закупки конкретных товарных знаков.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае заказчиком в Техническом задании аукционной документации не указаны товарные знаки, ввиду чего отсутствует указание на возможность поставки эквивалента.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Коми УФАС России нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не установлено.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Эр Оптикс" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 ноября 2021 г. N 011/06/64-865/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021