Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" (далее - ООО ЧОО "Илир", заявитель) (адрес (место нахождения): 660006, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Свердловская, д. 141, помещение 182; ОГРН: 1152468050680, ИНН: 2461029990, КПП: 246401001) от 28.10.2021 N 603 (вх. N 5437э. от 28.10.2021) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Спортивная школа N 1" (далее - ГБУ РК "СШ N 1") (адрес (место нахождения): 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 76; ОГРН: 1021100508021, ИНН: 1101485579, КПП: 110101001) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание охранных услуг (выставление постов охраны) на объекте ГБУ РК "СШ N1"", извещение N 0307200030621002004 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <__.>, представителя ГБУ РК "СШ N 1" по доверенности N б/н от 09.11.2021;
- <__>, представителя государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" по доверенности от 12.01.2021 N 2,
УСТАНОВИЛА:
1. 28.10.2021 посредством электронной почты ООО ЧОО "Илир" подана жалоба на действия заказчика - ГБУ РК "СШ N 1" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание охранных услуг (выставление постов охраны) на объекте ГБУ РК "СШ N1"", извещение N 0307200030621002004.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО ЧОО "Илир", ГБУ РК "СШ N 1", уполномоченное учреждение - ГКУ РК "ЦООиПТ", АО "Сбербанк - АСТ" (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО ЧОО "Илир", АО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО ЧОО "Илир" в жалобе заявлен довод о том, что документация об электронном аукционе не соответствует положениям нормативно-правовых актов в сфере частной охранной деятельности, а также требованиям Закона о контрактной системе в связи с установлением в пункте 10 Технического задания раздела 3 аукционной документации требования о том, что сотрудники охраны должны иметь допуск к работе с источниками ионизирующего излучения.
Указывает, что в соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) является самостоятельным лицензируемым видом деятельности и имеет определенные лицензионные требования.
Заказчиком в аукционной документации не установлены требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
Заявитель считает, что для обеспечения своей потребности Заказчик должен был установить в аукционной документации условие о том, что пропускной режим на объекте должен осуществляться с использованием интроскопа и заложить в закупочной документации разумный срок перед началом оказания услуг для переоформления либо получения Исполнителем лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
По мнению заявителя, документацией не предусмотрены сроки, установленные приказом Роспотребнадзора от 30.11.2020 N 784 как на получение, так и на переоформление лицензии. При таких условиях осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения на объекте Заказчика невозможно, а равно любые требования, установленные в документации, касающиеся деятельности в указанной выше области, ограничивают круг потенциальных участников в силу своей неисполнимости.
Обращает внимание, что частные охранные организации не имеют права в ходе оказания охранных услуг использовать источники ионизирующего излучения.
Указывает, что в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании частная охранная деятельность является отдельным лицензируемым видом деятельности.
Частная охранная деятельность регламентируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности).
Согласно статьи 3 Закона об охранной деятельности охранным организациям разрешено оказание всего семи видов охранных услуг, перечень которых является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения в указанном перечне охранных услуг отсутствует.
По мнению заявителя, частная охранная организация в силу закона не имеет права осуществлять любую деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.
Таким образом, заявитель считает, что установленное в документации об электронном аукционе требование о том, что сотрудники охраны должны иметь допуск к работе с источниками ионизирующего излучения является излишним и свидетельствует о нарушении Заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Просит выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
ГБУ РК "СШ N 1", ГКУ РК "ЦООиПТ" в отзывах от 09.11.2021 N 01-04/2-670 (вх. N 5623э. от 10.11.2021), от 09.11.2021 N 09-02/341 (вх. N 4858 от 10.11.2021) на жалобу ООО ЧОО "Илир" заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с документацией об электронном аукционе, доводами сторон, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки явилось ГБУ РК "СШ N 1".
Уполномоченным учреждением, осуществляющим размещение закупки, явилось ГКУ РК "ЦООиПТ", наделенное в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 10.12.2013 N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми" функциями уполномоченного учреждения по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов.
Объект закупки - "Оказание охранных услуг (выставление постов охраны) на объекте ГБУ РК "СШN1".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 611 520,00 руб.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307200030621002004, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) - 21.10.2021.
Документация об электронном аукционе утверждена директором ГБУ РК "СШ N 1" 20.10.2021.
Дата и время окончания подачи заявок: 29.10.2021 07:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 29.10.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 01.11.2021.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
4.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Закона об охранной деятельности частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация (далее также - охранная организация) - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании частная охранная деятельность является отдельным лицензируемым видом деятельности.
В силу пунктов 1-7 статьи 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Понятие "антитеррористическая защищенность" раскрыто в подпункте 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Так, согласно указанному подпункту, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Пункт 6 Технического задания содержит перечень объектов охраны:
Западная трибуна ул. Первомайская соор.76/2
Южная трибуна ул. Первомайская соор.76/3
Северная трибуна ул. Первомайская соор.76/1
Трибуна запасного поля ул. Куратова, стр. 70
Спортивная арена ул. Первомайская соор.76/4
Тренировочное поле Коммунистическая, д. 21
Здание "Дом спорта" Литер А, ул. Первомайская, д.76.
Согласно пункту 9 Технического задания задачами охраны объекта являются:
Осуществление контрольно - пропускного режима;
Предотвращение проникновения посторонних лиц, несанкционированного въезда автотранспорта на территорию;
Осуществление контроля ввоза (вывоза) материальных ценностей;
Обеспечение порядка на территории объекта и в зданиях с помощью системы видеонаблюдения;
Периодический обход объекта, осмотр состояния ограждения по периметру объекта, служебных помещений;
Обеспечение сохранности имущества и материальных ценностей, находящихся на территории объекта;
Обеспечение безопасности персонала и посетителей объекта;
Участие в организации эвакуации, при необходимости;
Обеспечение соблюдения посетителями требований внутреннего распорядка дня, правил общественного порядка и пожарной безопасности.
Поддержание и соблюдение мер антитеррористической защищенности объекта;
Реагирование на сигналы срабатывания средств пожарной сигнализации;
Реагирование на сигналы срабатывания тревожной сигнализации;
Поддержка и соблюдение мер антитеррористической защищенности объектов, умение профессионально действовать при возникновении вероятных террористических угроз;
Вызов группы быстрого реагирования, при возникновении необходимости, обусловленной изменением обычной оперативной обстановки;
Квалифицированное использование всех технических средств обеспечения безопасности, предоставленных Заказчиком, сигнализации, системами речевого оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системами видеонаблюдения, кнопкой тревожной сигнализации, средствами связи;
Поддержание в надлежащем порядке и исправном состоянии предоставленные Заказчиком служебные и бытовые помещения, оборудование, инвентарь, иное имущество;
Мониторинг обстановки на объекте и прилегающей территории с использованием имеющейся на Объекте системы видеонаблюдения, реагирование в пределах компетенции на изменения обстановки;
Своевременное информирование оперативных и экстренных служб и представителей Заказчика обо всех чрезвычайных происшествиях на охраняемом объекте, в том числе при возникновении ситуаций техногенного характера (прорыв системы отопления, канализации, водоснабжения, отказ освещения, сигнализации, средств связи), принятие посильных мер по ликвидации аварии и спасению имущества;
Прием сообщений по телефонной связи Заказчика от сторонних организаций о возникновении чрезвычайных ситуаций, прием сигналов гражданской обороны и последующая незамедлительная передача полученных сообщений уполномоченным представителям Заказчика с записью принятых сообщений в соответствующем журнале Заказчика;
Ведение соответствующей документации на посту по требованию Заказчика.
В пункте 21 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе заказчиком определены требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
"На основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Для частных охранных организаций установлено требование:
- наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", предусматривающей разрешение на предоставление следующих видов услуг:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
- Наличие разрешения (разрешений) на хранение и использование оружия и патронов к нему. Основание: постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"".
Таким образом, установление Заказчиком указанного выше требования к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, не противоречит действующему законодательству.
4.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Описание объекта закупки, в том числе требования к порядку оказания услуги, содержащему перечень требований в том числе к: сроку оказания услуги; месту оказания услуги; количеству постов охраны и графику работы; к сотрудникам охраны; способам охраны; техническим средствам, установлены заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
Так, согласно пункту 10 Технического задания, содержащего перечень требований к сотрудникам охраны, при оказании услуг на объекте охраны (посту охраны) такой сотрудник, помимо иного перечисленного в указанном пункте, обязан иметь допуск к работе с источниками ионизирующего излучения, поскольку на КПП N 3 установлен интроскоп.
Из пункта 13 Технического задания следует, что объект Заказчика оборудован собственными приборами пожарной сигнализации, системой охранного видеонаблюдения, кнопками тревожной сигнализации, рамочными металлодетекторами, турникетами, на КПП N3 установлен интроскоп.
Из информации, размещенной в общедоступных источниках, следует, что интроскопом является прибор для наблюдения за процессами, протекающими внутри непрозрачных тел и устройств с помощью ионизирующего излучения, в том числе, предназначенный для обнаружения запрещенных (ограниченных в обороте) предметов и веществ (позволяющий обнаружить ограниченные в обороте предметы и вещества), в том числе на различных объектах инфраструктуры.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О радиационной безопасности населения" при обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны, в том числе соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.
Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.
Пунктом 3.4.1 Санитарных правил и нормативов СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40, предусмотрено, что деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения не допускается без наличия лицензии на данный вид деятельности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 (ред. от 19.11.2020) "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (далее - постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 278) определен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), а именно:
1. Проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих).
2. Конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих).
3. Производство источников ионизирующего излучения (генерирующих).
4. Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
5. Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
6. Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
7. Хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
8. Утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
9. Проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
10. Конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
11. Изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
12. Эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Из вышеизложенного следует, что организации, эксплуатирующие оборудование, являющееся источником ионизирующего излучения, вправе осуществлять такую деятельность только при наличии лицензии на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
При этом следует отметить, что одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю соответствующей лицензии, установленных в пункте 4 постановления Правительства РФ от 02.04.2012 N 278, является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг).
В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России представителем Заказчика пояснено, что в целях соблюдения пропускного режима на объекте, соблюдения обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности, на одном из контрольно-пропускных пунктов будет задействован интроскоп.
В настоящее время учреждением организована работа по получению в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Уточнено, что работа с указанным выше оборудованием будет осуществляться сотрудниками учреждения, имеющими документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг). Участие сотрудников охраны в работе с интроскопом не предусмотрено, предусмотрено лишь нахождение таких сотрудников на контрольно-пропускном пункте на котором расположен данный интроскоп, в связи с чем, Заказчиком в документации об электронном аукционе установлено требование о наличии у сотрудников охраны допуска к работе с источниками ионизирующего излучения.
Комиссия Коми УФАС России, принимая во внимание вышеизложенное, пришла к выводу о неправомерности действий Заказчика в части установления в документации об электронном аукционе требования о наличии у сотрудников охраны допуска к работе с источниками ионизирующего излучения.
Такой вывод обусловлен тем, что к работе с источниками ионизирующего излучения, согласно Федеральному закону от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О радиационной безопасности населения", допускается специалист в области работы с источниками радиационного излучения, в компетенцию которого входит, в том числе определение дозы и мощности дозы ионизирующих излучений с помощью соответствующих дозиметрических и радиометрических приборов; определение дозы радиоактивного риска и загрязнения; соблюдение правил работы с источниками ионизирующего излучения; осуществление контроля состояния радиационной безопасности, имеющий высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг).
Согласно пояснениям заказчика, непосредственного участия в работе с указанным выше интроскопом сотрудник охраны принимать не будет. Указанный сотрудник будет лишь находиться на контрольно-пропускном пункте на котором расположен указанный выше интроскоп.
Следовательно, установление в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки указанного выше требования к сотруднику охраны является избыточным.
Согласно толкованию части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Следует отметить, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Таким образом, исходя из совокупности обстоятельств, указанных в пунктах 4.1, 4.2 настоящего решения, документация об электронном аукционе, содержащая требование к наличию у участника закупки трудовых ресурсов, выраженном в виде установления в пункте 10 Технического задания требования о наличии у сотрудников охраны допуска к работе с источниками ионизирующего излучения, не соответствует пункту 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленного в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, как потенциального участника закупки, с учетом стадии закупки, Комиссией Коми УФАС России принято решение о выдаче ГБУ РК "СШ N 1" предписания об устранении выявленного нарушения путем аннулирования закупки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир", содержащую довод о неправомерном установлении Заказчиком в пункте 10 Технического задания раздела 3 аукционной документации требования о том, что сотрудники охраны должны иметь допуск к работе с источниками ионизирующего излучения, обоснованной.
2. Признать действие заказчика - ГБУ РК "СШ N 1" в виде установления в документации об электронном аукционе, а именно в пункте 10 Технического задания раздела 3 аукционной документации требования о том, что сотрудники охраны должны иметь допуск к работе с источниками ионизирующего излучения, противоречащим пункту 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. С учетом характера установленного нарушения Закона о контрактной системе, стадии закупки, в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, как потенциального участника закупки, выдать заказчику - ГБУ РК "СШ N 1" предписание об устранении нарушений пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе посредством аннулирования закупки.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<__..> |
Члены Комиссии <__..>
<.__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 11 ноября 2021 г. N 011/06/64-866/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021