Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоСервис" (далее - ООО "ТеплоЭнергоСервис") от 02.11.2021 N М0211 (вх. от 03.11.2021 N 5521э) на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар") при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный контракт)", извещение N 0307300005221000854 (далее - закупка, открытый конкурс в электронной форме, жалоба),
при участии посредством веб-видеоконференции:
-<_>, представителя ООО "ТеплоЭнергоСервис" по доверенности от 01.11.2021 N34,
-<_>, представителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 60 компенсирующего вида" г. Сыктывкара (далее - МБДОУ Детский сад N 60 компенсирующего вида" г. Сыктывкара) по приказу от <_> N 15-к,
при участии:
-<_>, представителя Департамента финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" по доверенности от 28.04.2021 N 1,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТеплоЭнергоСервис", Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар", МБДОУ Детский сад N 60 компенсирующего вида" г. Сыктывкара, акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о дате, месте, времени и формате рассмотрения жалобы извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "ТеплоЭнергоСервис" обжаловано действие конкурсной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и определении победителя закупки.
Департаментом финансов администрации МО ГО "Сыктывкар", МБДОУ Детский сад N 60 компенсирующего вида" г. Сыктывкара в отзывах на жалобу от 11.11.2021 N 13-06/1499 (вх. от 11.11.2021 N 4883), от 10.11.2021 N 75 (вх. от 10.11.2021 N 5630-э) представлены возражения относительно доводов жалобы.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "ТеплоЭнергоСервис", Департамента финансов администрации МО ГО "Сыктывкар", МБДОУ Детский сад N 60 компенсирующего вида" г. Сыктывкара, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком закупки явилось МБДОУ Детский сад N 60 компенсирующего вида" г. Сыктывкара, размещение закупки осуществлено уполномоченным органом - Департаментом финансов администрации МО ГО "Сыктывкар".
Объект закупки - "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (энергосервисный контракт)".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 029 366,85 руб.
Финансирование закупки осуществляется за счет субсидии из бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсная документация размещены на официальном сайте Единой информационной системы 28.09.2021.
2.2. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частей 1, 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с пунктами 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе:
-предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
-критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно частей 2, 3 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме направляется участником открытого конкурса в электронной форме оператору электронной площадки в форме трех электронных документов, которые подаются одновременно.
По пункту 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе, документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Согласно пунктам 1, 4 части 1, частей 4, 5, 8 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе, следующие критерии: цена контракта; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - Правила).
В пунктах 4, 8, 9-11 Правил установлено: "В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил; предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно приложению к Правилам применительно к работам, являющимся объектом закупки, минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60%, а максимальная значимость нестоимостных - 40%.
Согласно пункту 15 Правил победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
По подпункту б) пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил), в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
По пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу части 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
2.3. Согласно подпункту 4 пункта 31 раздела II "Информационная карта" конкурсной документации (далее - Информационная карта) в соответствии с требованиями настоящей документации и Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы и информацию, предусмотренные частью 12.6 подраздела 12 раздела I настоящей документации, в том числе документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме (при этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о конкурсе), а именно: наличие у участника закупки (с учетом правопреемства в случае реорганизации) опыта по успешному исполнению энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии
Для подтверждения участник закупки прикладывает к заявке Перечень заключенных и исполненных участником закупки (с учетом правопреемства в случае реорганизации) контрактов (договоров): заключенных и исполненных в период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок включительно энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии с указанием их реестровых номеров в реестре контрактов, размещенном на официальном сайте Единой информационной системе, и (или) копий контрактов (договоров) и актов выполненных работ (оказанных услуг)
При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе Перечня заключенных и исполненных участником закупки (с учетом правопреемства в случае реорганизации) контрактов (договоров) с указанием их реестровых номеров в реестре контрактов, размещенном на официальном сайте Единой информационной системе, и (или) копий контрактов (договоров) и актов выполненных работ (оказанных услуг) участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю. При оценке заявок контракты (договоры), выполненные с применением неустоек (штрафов, пеней) учитываться не будут".
В пункте 36 Информационной карты критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с законодательством, установлены следующим образом:
N п/п |
Наименование критериев оценки заявок на участие в конкурсе (предмет оценки и показатель по критерию) |
Значи-мость критериев оценки для опреде-ления победи-телей по каждому критерию оценки, в % |
Коэф-фициент значимос-ти критерия оценки |
|
Стоимостные критерии оценки | ||||
1. |
Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту (далее - Предложение о сумме- Приложение N 1 к информационной карте). |
60 |
0,60 |
|
Нестоимостные критерии оценки | ||||
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наличие у участника закупки (с учетом правопреемства в случае реорганизации) опыта по успешному исполнению: энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии |
40 |
0,40 |
|
Итого: |
100 |
1 |
Таким образом, заказчиком в конкурсной документации в отношении нестоимостного критерия оценки "квалификация участника закупки" определен показатель, раскрывающий содержание указанного критерия оценки.
По мнению Комиссии Коми УФАС России, заказчиком в конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, не противоречащие требованиям статьи 32 Закона о контрактной системе и Правилам.
Конкурсная документация не содержит положений, ограничивающих право потенциальных участников закупки принять участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Доказательства обратного в Коми УФАС России отсутствуют, заявителем не представлено.
3. Согласно части 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
По протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 21.10.2021 до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, указанного в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, было подано 3 заявки; конкурсной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке принято решение о допуске всех участников закупки, подавших заявки на участие в таком конкурсе, к участию в нем.
Частями 1, 5, 6, 7 статьи 54.6 Закона о контрактной системе установлено, что участники закупки, допущенные к участию в открытом конкурсе в электронной форме, вправе подавать окончательные предложения о цене контракта. Участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта.
В ходе подачи окончательных предложений о цене контракта участник открытого конкурса в электронной форме вправе подать предложение о цене контракта, которое предусматривает снижение предложения, поданного таким участником в соответствии с частью 2 статьи 54.4 настоящего Федерального закона.
В случае, если участником открытого конкурса в электронной форме не подано окончательное предложение о цене контракта, предложение, поданное этим участником в соответствии с частью 2 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, признается окончательным.
В течение одного часа с момента завершения подачи окончательных предложений о цене контракта оператор электронной площадки формирует протокол подачи окончательных предложений, содержащий: дату, время начала и окончания проведения процедуры подачи окончательных предложений; окончательные предложения о цене контракта, поданные участниками открытого конкурса в электронной форме, с указанием идентификационных номеров заявок участников такого конкурса, времени подачи этих предложений.
Согласно частей 1, 3, 6, 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента формирования протокола, предусмотренного частью 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.
Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.10.2021, конкурсной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, признанных участниками закупки, принято решение, что все заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией; комиссия осуществила, в том числе, оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "квалификация участника конкурса", в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме содержатся сведения о присвоении ему баллов по такому критерию с соответствующим обоснованием:
-идентификационный номер заявки - 13 (заявка заявителя): оценка по нестоимостному критерию - 0; обоснование: "В качестве подтверждения квалификации участником закупки представлен перечень контрактов. Согласно требованиям документации все контракты должны быть заключены и исполнены в период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок включительно. Все предоставленные контракты участником находятся на стадии исполнения и не принимаются";
-идентификационный номер заявки - 61 (общество с ограниченной ответственностью "ЮПИТЕР"): оценка по нестоимостному критерию - 0; обоснование: "Участником закупки не предоставлен Перечень заключенных и исполненных в период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок включительно энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии с указанием их реестровых номеров в реестре контрактов, размещенном на официальном сайте Единой информационной системе, и (или) копий контрактов (договоров) и актов выполненных работ (оказанных услуг)";
-идентификационный номер заявки - 56 (общество с ограниченной ответственностью "РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ"): оценка по нестоимостному критерию с учетом значимости - 40; обоснование: "В качестве подтверждения квалификации участником закупки представлен перечень контрактов, содержащий 135 позиции. К части указанных контрактов имеются замечания: 1. 25 контрактов - не принимаются в виду того, что контракты заключены ранее установленного в конкурсной документации ограничения (не ранее 01.06.2015 года). 2. 15 контрактов заключенных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии - не принимаются. Согласно документации контракты должны быть направлены на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии. 3. Контракт N 3160321299 от 17.02.2016 г. - не принимается. Контракт был расторгнут из-за невозможности достижения планируемой суммы экономии. 4. Контракт N 20/2016 - ЭСКО от 20.12.2016 г. - не принимается в виду того, что находится на исполнении. 5. 52 контракта заключенных с 2017 по 2020 гг. не принимаются в виду того, что находятся на исполнении. ИТОГО из 135 контрактов 94 не принимаются".
Согласно частей 8, 10, 11, 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе указанный в части 7 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме направляется заказчиком оператору электронной площадки. В течение одного часа с момента получения протокола, указанного в части 7 настоящей статьи, оператор электронной площадки размещает в единой информационной системе и на электронной площадке протоколы, указанные в части 6 статьи 54.5 настоящего Федерального закона и части 7 настоящей статьи.
В течение одного часа после размещения в соответствии с частью 8 настоящей статьи протоколов оператор электронной площадки направляет заказчику протокол подачи окончательных предложений, указанный в части 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, за исключением случая признания конкурса несостоявшимся.
Не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, указанного в части 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах, указанных в части 6 статьи 54.5 настоящего Федерального закона и части 7 настоящей статьи, присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия. Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию:
1) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки на участие в таком конкурсе которых были рассмотрены;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме (с указанием ее идентификационного номера, присвоенного в соответствии с частью 10 статьи 54.4 настоящего Федерального закона), к участию в таком конкурсе и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме этого участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
3) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
4) о соответствии или несоответствии заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
5) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
6) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям;
7) о присвоенных заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в таком конкурсе;
8) о принятом на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме решении о присвоении этим заявкам порядковых номеров;
9) о наименовании (для юридических лиц), фамилии, об имени, отчестве (при наличии) (для физических лиц), о почтовых адресах участников открытого конкурса в электронной форме, заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме которых присвоены первый и второй номера.
Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 28.10.2021 размещен на электронной площадке, на официальном сайте 28.10.2021, и содержит, наряду с прочим, сведения о победителе закупки - общество с ограниченной ответственностью "РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ"; сведения об участнике, которому присвоен второй номер - общество с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоСервис".
Заявителем обжаловано действие конкурсной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и определении победителя закупки.
Согласно доводам жалобы: "по условиям конкурсной документации, рейтинг, присуждаемый заявке по нестоимостному критерию определяется исходя из оценки следующего показателя: "наличие у участника закупки (с учетом правопреемства в случае реорганизации) опыта по успешному исполнению энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии".
В соответствии с данным требованием, к заявке ООО "ТЭС" было приложен подробный перечень энергосервисных контрактов, заключенных с муниципальными учреждениями в рамках Закона о контрактной системе с указанием максимально подробных сведений, в том числе и о датах подписания актов этапов выполненных работ (документов о приемке перечня или этапов энергосберегающих мероприятий), а также копии исполненных контрактов, заключенных не в рамках электронных торгов.
Несмотря на предоставление указанных сведений, при рассмотрении заявок, компании "ТеплоЭнергоСервис" по данному показателю было присвоено 0 баллов, с формулировкой: "В качестве подтверждения квалификации участником закупки представлен перечень контрактов. Согласно требованиям документации все контракты должны быть заключены и исполнены в период с 01.01.201 г. до даты окончания срока подачи заявок включительно. Все предоставленные контракты участником находятся на стадии исполнения и не принимаются", в связи с чем, несмотря на наилучшее предложение о сумме, заявке участника присвоен второй порядковый номер.
Заявитель указывает, что специфика и инвестиционный характер энергосервисных контрактов подразумевает два основных этапа их реализации:
1. Реализация энергоэффективных мероприятий согласно технического задания. Как правило этот срок составляет от 6 до 12 месяцев.
2. Достижение предусмотренного контрактом размера экономии энергетических ресурсов. В большинстве контрактов, этот срок составляет от 5 до 7 лет.
При этом основным показателем квалификации и добропорядочности участника является, в первую очередь, качественное и своевременное выполнение первого этапа, а именно всех энергоэффективных мероприятий в рамках технического задания. С учетом такой специфики, требование о полном исполнении энергосервисных контрактов в части достижения предусмотренного размера экономии приводит к существенному ограничению конкурентной среды, что прямо противоречит статье 8 Закона о контрактной системе".
В жалобе приведены доводы, что результаты, указанные в протоколе подведения итогов в части оценки заявки победителя закупки, противоречат сведениям, содержащимся в Единой информационной системе. Согласно реестра муниципальных контрактов, из 45 записей, 22 имеют статус "Исполнение завершено", 1 запись "Исполнение прекращено" и 22 записи в статусе "Исполнение".
Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа вторых частей заявок на участие в закупке, представленных в материалы жалобы оператором электронной площадки, установлено следующее.
В качестве подтверждения наличия у заявителя - участника закупки опыта по успешному исполнению энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии, заявителем в составе заявки представлены: перечень заключенных контрактов, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии, в том числе с указанием ссылок на соответствующие контракты в реестре контрактов, размещенных на официальном сайте Единой информационной системы, а также копии договоров, заключенных в 2020 году не в рамках Закона о контрактной системе, с приложением актов сдачи-приемки по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
По результатам анализа сведений с реестра контрактов по представленным контрактам и анализа договоров гражданско-правового характера установлено, что все представленные заявителем контракты (договоры) находятся в статусе "исполнение", тогда как в соответствии с требованиями конкурсной документации все представленные контракты должны быть исполнены в период с 01.01.2015 г. до даты окончания срока подачи заявок включительно.
Довод заявителя относительно того, что основным показателем квалификации и добропорядочности участника является, в первую очередь, качественное и своевременное выполнение первого этапа, а именно всех энергоэффективных мероприятий в рамках технического задания, в связи с чем представленные договоры (контракты) должны были быть приняты конкурсной комиссией, а также довод о том, что требование о полном исполнении энергосервисных контрактов в части достижения предусмотренного размера экономии приводит к существенному ограничению конкурентной среды, что прямо противоречит статье 8 Закона о контрактной системе, признаются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункта 1 статьи 307, пункта 1 статьи 307.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
К обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе следует, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, включая приемку и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги.
Таким образом, из указанных норм гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе следует, что обязательство, возникшее из договора, в том числе заключенного по результатам закупки, подразумевает под собой достижение окончательного результата, в том числе в виде поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
При этом, успешность выполнения работ также подлежит оценке с точки зрения исполненного контракта, по которому принят и оплачен результат выполненной работы.
Следует отметить, что успешное выполнение работ также предполагает исполнение контракта без применения к хозяйствующему субъекту мер гражданско-правовой ответственности (пеней, штрафов), тогда как указанные меры, как правило, применяются после полного исполнения обязательств по контракту.
Соответственно документами, подтверждающими опыт выполнения энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии, целью которых является экономия энергоресурсов, которая достигается в течение длительного срока, не могут быть действующие, реализуемые, но неисполненные контракты, договоры, подтверждающие только частичное исполнение обязательств по контракту (договору) (выполнены только мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, то есть результат исполнения контракта не достигнут).
Таким образом, показатель опыта участника не может подтверждаться заключенными, но неисполненными в полном объеме энергосервисными контрактами, поскольку такие контракты (договоры) не раскрывают содержание показателя в части успешности опыта выполненных работ (оказанных услуг), установление такого значения показателя противоречило бы пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, пунктам 10, 27 Постановления от 28.11.2013 N 1085.
Довод жалобы относительно того, что результаты, указанные в протоколе подведения итогов в части оценки заявки победителя закупки, противоречат сведениям, содержащимся в Единой информационной системе (согласно реестра муниципальных контрактов, из 45 записей, 22 имеют статус "Исполнение завершено", 1 запись "Исполнение прекращено" и 22 записи в статусе "Исполнение") не может быть принят во внимание по следующему основанию.
В качестве подтверждения наличия у победителя закупки опыта по успешному исполнению энергосервисных контрактов (договоров), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии, им представлены в составе заявки: Перечень энергосервисных контрактов (договоров) ООО "РУС-ТЭК ЭНЕРГОАУДИТ", в котором указаны как контракты, сведения о которых размещены в реестре контрактов в Единой информационной системе, так и договоры с приложением копий документов, подтверждающих их исполнение, сведения о которых в реестре контрактов отсутствуют.
Относительно доводов, касающихся неправомерных результатов оценки заявок участников закупок в соответствии с критерием, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России отмечает следующее.
Согласно части 18 статьи 54.7 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, в том числе подавший единственную заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, вправе обжаловать результаты открытого конкурса в электронной форме в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе по основанию: получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Согласно части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России по рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки закупки рассмотрение доводов жалобы в отношении результатов оценки заявок участников закупки на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не подлежит рассмотрению, при этом заявитель вправе обжаловать вышеуказанные действия конкурсной комиссии в судебном порядке.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 12 ноября 2021 г. N 011/06/53-879/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021