Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" (далее - ООО "ЛИДЕР", заявитель) (адрес (место нахождения): 197373, г. Санкт-Петербург, ул. Стародеревенская, д. 36, литер А, помещ. 32; ОГРН: 1157847179566, ИНН: 7814233222, КПП: 781401001) на действия заказчика - администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация Эжвинского района) (адрес (место нахождения): 167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Славы, д. 1; ОГРН: 1021101121843, ИНН: 1121010333, КПП: 112101001), аукционной комиссии Департамента финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар") (адрес (место нахождения): 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22; ОГРН: 1091101007447, ИНН: 1101486702, КПП: 110101001) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка МФУ для нужд администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар"", извещение N 0307300005221000894 (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба):
при участии:
- <__.>, представителя Администрации Эжвинского района по доверенности от 30.03.2021 N 01-20/1332;
- <_..>, представителя Администрации Эжвинского района по доверенности от 12.11.2021 N 01-20/5124;
- <__>, представителя Департамента финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" по доверенности от 28.04.2021 N 4,
УСТАНОВИЛА:
1. 29.10.2021 посредством электронной почты ООО "ЛИДЕР" подана жалоба на действия заказчика - администрации Эжвинского района, аукционной комиссии Департамента финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка МФУ для нужд администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар"", извещение N 0307300005221000894.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "ЛИДЕР", администрация Эжвинского района, Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар", АО "Сбербанк - АСТ" (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "ЛИДЕР", АО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем в жалобе указано, что по итогам электронного аукциона победителем признано ООО "ЛИДЕР". Ознакомившись с проектом контракта, направленным Заказчиком в адрес общества, ООО "ЛИДЕР" сформирован протокол разногласий к проекту контракта, в котором обществом предложено в спецификации (приложение N 1 к Контракту) описание параметров /значений/функций единиц измерения указать в соответствии с техническим предложением ООО "Лидер", а именно: параметр "Ресурс фотобарабана" изложить в следующей редакции: "Ресурс фотобарабанов", как то было заявлено в первой части заявки общества на участие в электронном аукционе. Однако Заказчик, основываясь на правилах использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отклонил протокол разногласий к проекту контракта. Проект контракта оставлен без предложенных обществом изменений.
По мнению общества, исполнить контракт на условиях, которые не были заявлены участником в заявке не представляется возможным, поскольку товар марки и модели, предложенных победителем закупки, может достигнуть заданных заказчиком параметров только при использовании нескольких фотобарабанов, а именно 4 штук.
Также заявителем в жалобе указано, что на этапе подачи заявок участником закупки был направлен запрос о даче разъяснений аукционной документации относительно параметра "Ресурс фотобарабана". Под заданное значение "Ресурс фотобарабана 100 000 страниц" возможно предложить к поставке исключительно устройство компании - Kyocera, без предусмотренного эквивалента другого производителя, что напрямую нарушает правила, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Для соблюдения конкуренции и применения правила об эквивалентности товара заказчику было предложено изменить значения параметра до "
30 000 страниц", под такое требование будет подходить оборудование нескольких производителей, например: Kyocera, Xerox, HP, что обеспечит принцип конкуренции.
Однако в ответе на запрос участника закупки Заказчик сослался на наличие коммерческих предложений без приведения конкретных примеров моделей и марок МФУ, соответствующих заданному им значению фотобарабана. В результате изменения в аукционную документацию не внесены.
Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Следовательно, у Заказчика отсутствует основание требовать к поставке товар только одного производителя.
Заявитель считает, что противоречивые действия заказчика, выразившиеся в установлении требований к товару, ограничивающих конкуренцию, действия комиссии при рассмотрении первой части заявки, допустившей заявку участника к аукциону, когда участником представлено значение 120 000 страниц, которое может быть достигнуто только при использовании нескольких фотобарабанов (а именно 4 шт.) и значение ресурса одного фотобарабана в заявке не представлено, а также действия заказчика при заключении контракта нарушают правила контрактной системы, предусмотренные в пункте 1 части 1 статьи 33, в пункте 2 части 4 статьи 67, в пункте 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, просит провести проверку законности действий аукционной комиссии в части допуска первой части заявки на участие в электронном аукционе победителя закупки и действий заказчика, выраженных в нарушении пункта 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении нарушений путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2021 N 0307300005221000894-1, протокола проведения электронного аукциона от 19.10.2021 N 0307300005221000894-2, протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.10.2021 N 0307300005221000894-3 и пересмотра первых частей заявок.
В дополнительных пояснениях к жалобе, представленных обществом 11.05.2021, ООО "Лидер" указано о возможных нарушениях Заказчиком пунктов 13, 14 статьи 22 Закона о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, статей 7 и 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Администрацией Эжвинского района в отзыве от 11.11.2021 N 01-18/5111 (вх. N 5686э. от 11.11.2021) на жалобу ООО "Лидер" заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0307300005221000894, в документации об электронном аукционе установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 15.10.2021 08:00.
Жалоба ООО "ЛИДЕР" направлена в Коми УФАС России посредством электронной связи 29.10.2021 в 12 ч. 17 мин.
Следовательно, срок для обжалования положений документации об электронном аукционе ООО "ЛИДЕР" пропущен.
Жалоба в части обжалования документации об электронном аукционе не подлежит рассмотрению.
Подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
4. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заявки участников закупки, пришла к нижеследующим выводам.
4.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилась Администрация Эжвинского района.
В соответствии с Решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 26.03.2014 N 23/2014-352 "О муниципальных закупках в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар" полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд заказчиков муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложены на Департамент финансов администрации МО ГО "Сыктывкар".
Объект закупки - "Поставка МФУ для нужд администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар"".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 282 133,35 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета МО ГО "Сыктывкар".
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) - 06.10.2021.
Документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку МФУ для нужд администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" утверждена руководителем администрации Эжвинского района 06.10.2021.
Дата и время окончания подачи заявок: 15.10.2021 08:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 18.10.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 19.10.2021.
4.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Наименование и описание объекта закупки установлены заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе.
Согласно Технической части документации к поставке требуется многофункциональное устройство в количестве пяти штук, код позиции КТРУ: 26.20.18.000-00000069.
N п/п |
Наименование параметра |
Требуемое значение параметра или наличие функции, единица измерения |
1.1 |
Возможность двухстороннего сканирования |
Да |
1.2 |
Возможность двухсторонней печати |
Да |
1.3 |
Возможность сканирования в форматах |
А4 |
1.4 |
Время выхода первого черно-белого отпечатка |
|
1.5 |
Количество печати страниц в месяц |
|
1.6 |
Максимальное разрешение сканирования по вертикали, dpi |
|
1.7 |
Максимальное разрешение сканирования по горизонтали, dpi |
|
1.8 |
Максимальное разрешение черно-белой печати по вертикали, dpi |
|
1.9 |
Максимальное разрешение черно-белой печати по горизонтали, dpi |
|
1.10 |
Наличие ЖК-дисплея |
Да |
1.11 |
Наличие в комплекте поставки оригинального стартового черно-белого картриджа |
Да |
1.12 |
Наличие разъема USB |
Да |
1.13 |
Наличие устройства автоподачи сканера |
Да |
1.14 |
Объем установленной оперативной памяти |
|
1.15 |
Ресурс фотобарабана |
|
1.16 |
Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр/мин |
|
1.17 |
Совместимость |
Windows |
1.18 |
Способ подключения |
LAN, USB |
1.19 |
Суммарная емкость выходных лотков |
|
1.20 |
Суммарная емкость лотков подачи бумаги |
|
1.21 |
Технология печати |
Электрографическая (лазерная, светодиодная) |
1.22 |
Тип сканирования
|
Протяжный/планшетный |
1.23 |
Формат печати |
A4 |
1.24 |
Цветность печати |
Черно-Белая |
1.25 |
Частота процессора |
|
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 10 Правил формирования и ведения КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 12 Правил формирования и ведения КТРУ код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Коми УФАС России в ходе ознакомления с документацией об электронном аукционе установлено, что при описании объекта закупки заказчиком применена информация, включенная в позицию Каталога товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд: код по ОКПД2 - 26.20.18.000 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений".
4.3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с прочей информацией, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе определено в части 12.3 подраздела 12 раздела I документации об электронном аукционе.
В пункте 29 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлено следующим образом:
"В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную частью 12.3 подраздела 12 раздела I настоящей документации, а именно:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели (наименование товара, наименование параметра, требуемое значение параметра или наличие функции), соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Порядок оформления первой части заявок в части указания показателей товара:
-По каждому показателю, сопровождающему знаками "", "
" участники закупки указывается любое значение, соответствующее Техническому заданию.
Все остальные показатели не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки".
4.4. В силу требования части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В силу части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно протоколу N 0307300005221000894-1 от 18.10.2021 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Поставка МФУ для нужд администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар"", на момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке подано восемь заявок.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение о допуске и признании участниками закупок всех восьми участников, подавших такие заявки.
Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа первой части заявки ООО "Лидер" на участие в электронном аукционе (порядковый номер 190), представленной в материалы жалобы оператором электронной площадки, установлено что участником, подавшим указанную выше заявку, по требуемому параметру: "Ресурс фотобарабана 100 000 страниц" указано: "Ресурс фотобарабанов
120 000 страниц", что не соответствует параметру, установленному в пункте 1.15 Технического задания.
Согласно толкованию пункта 2б) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
В соответствии с порядком оформления первой части заявки на участие в электронном аукционе, установленным заказчиком в п. 29 Информационной карты, а также Техническом задании, по каждому показателю, сопровождающему знаками "", "
" участники закупки указывается любое значение, соответствующее Техническому заданию. При этом отмечено, что все остальные показатели не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки.
Следовательно, показатель указанный в пункте 1.15 Технического задания "Ресурс фотобарабана" не подлежал изменению, а должен был быть указан участником закупки в соответствии с требованиями аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Однако, аукционной комиссией заявка участника закупки подавшего заявку с порядковым номером 190, содержащая информацию не соответствующую требованиям аукционной документации, не отклонена, а допущена к дальнейшему участию в закупке.
Таким образом, действие аукционной комиссии в виде принятия решения о допуске к участию в закупке и признания участником закупки участника, подавшего заявку с порядковым номером 190, противоречит пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Допущенное аукционной комиссией нарушение повлекло за собой иные нарушения при заключении контракта с ООО "ЛИДЕР", которое по итогам электронного аукциона было признано победителем закупки.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системы контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Коми УФАС России установлено, что проект контракта, а именно Спецификация (приложение N 1 к контракту), содержащая параметры и функции требуемого многофункционального устройства, сформирована Заказчиком не в соответствии с параметрами, указанными победителем закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Так, победителем закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе в пункте 1.15 предложено: "Ресурс фотобарабанов 120 000 страниц", в Спецификации (приложение N 1 к контракту) Заказчиком указано: "Ресурс фотобарабана
120 000 страница".
Следовательно, указанное выше действие Заказчика свидетельствует о нарушении части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Однако, следует отметить, что указанное выше нарушение допущено Заказчиком вследствие не отклонения аукционной комиссией несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе заявки такого участника.
5. Касаемо довода заявителя о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, рассмотренного Комиссией Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки, установлено следующее.
Исходя из пояснений Заказчика следует, что показатель "Ресурс фотобарабана" со значением " 100 000 страница" был установлен в документации об электронном аукционе в связи с тем, что в условиях деятельности заказчика высокий ресурс работоспособности барабана является одним из основных технических характеристик товара (копировальной техники). Установление данного показателя необходимо для обеспечения экономической эффективности расходования бюджетных средств, поскольку приобретя МФУ с фотобарабаном имеющим меньший показатель, заказчик будет вынужден в дальнейшем осуществлять замену фотобарабана чаще, что приведет к расходованию дополнительных бюджетных средств.
Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
В рассматриваемом случае, установление Заказчиком требования к товару вызвано необходимостью Заказчика получить товар, полностью удовлетворяющего его потребности.
Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии антимонопольного органа не имеется. Кроме того, следует отметить, что показатель "Ресурс фотобарабана" со значением " 100 000 страниц" предусмотрен КТРУ.
Довод заявителя о том, что установление оспариваемых характеристик товара влечет ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Объектом закупки является поставка многофункционального устройства, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Следует отметить, что Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по определению и изменению потребностей заказчика.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность Заявителя поставить товар, предусмотренный Техническим заданием, а также не представлены доказательства, что требования к закупаемому товару документации об аукционе не соответствуют потребностям Заказчика.
На основании приведённых фактических обстоятельств Комиссия Коми УФАС России не установила ограничения количества участников закупки и нарушения принципа обеспечения конкуренции в части установления требований к закупаемому товару.
На участие в электронном аукционе на поставку МФУ для нужд администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" подано семь заявок (за исключением заявки заявителя), что является свидетельством об отсутствии ограничения числа участников закупки.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - администрации Эжвинского района в части описания объекта закупки в том виде, в котором оно изложено в настоящей документации об электронном аукционе, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных в ходе рассмотрения жалобы нарушениях, Комиссией Коми УФАС России принято решение о выдаче аукционной комиссии, Заказчику предписания об устранении допущенного нарушения путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, а также отмены процедуры заключения контракта с победителем закупки - ООО "Лидер".
7. Касаемо доводов ООО "ЛИДЕР" изложенных в дополнительных пояснениях к жалобе, представленных обществом в Коми УФАС России посредством электронной связи 08.11.2021, о возможных нарушениях заказчиком требований законодательства о контрактной системе при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, Комиссия Коми УФАС России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе, в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте финансов администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 14.07.2009 N 23/07-425 (ред. от 13.03.2020) (далее - Положение), Департамент финансов является функциональным органом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
В силу пунктов 3.27, 3.38 Положения Департамент финансов осуществляет полномочия внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренные статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; осуществляет полномочия по контролю в сфере закупок, предусмотренные частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Источником финансирования закупки N 0307300005221000894 является бюджет муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Таким образом, рассмотрение указанных выше доводов общества подведомственно Департаменту финансов администрации МО ГО "Сыктывкар", в связи с чем, копия жалобы и дополнительных пояснений будет направлена Коми УФАС России в указанный выше орган.
8. Кроме того, в дополнительных пояснениях к жалобе ООО "ЛИДЕР" ссылается на нарушение Заказчиком требований Закона о защите конкуренции.
Следует отметить, что доводы ООО "ЛИДЕР" о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
Таким образом, доводы заявителя о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства будут рассмотрены Коми УФАС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛИДЕР" обоснованной.
2. Признать действие аукционной комиссии Департамента финансов администрации МО ГО "Сыктывкар" в виде принятия решения о допуске к дальнейшему участию и признанию участником закупки участника, подавшего заявку на участие в электронном аукционе с порядковым номером 190, противоречащим пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. С учетом характера установленных нарушений, стадии закупки, выдать аукционной комиссии, Заказчику предписание об устранении нарушений пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.10.2021 N 0307300005221000894-1, протокола подведения итогов электронного аукциона от 20.10.2021 N 0307300005221000894-3, отмены процедуры заключения контракта с победителем закупки - ООО "ЛИДЕР".
4. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - администрации Эжвинского района в части описания объекта закупки в том виде, в котором оно изложено в настоящей документации об электронном аукционе, не противоречащим пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии, допустивших указанное выше нарушение Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<___> |
Члены Комиссии <___>
<___>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 12 ноября 2021 г. N 04-05/8541
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021