Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 93 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок": <__.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <__.> (далее - ИП <__.> от 09.11.2021 вх. N 5599-э. на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - УЖКХ АМО ГО "Усинск") при проведении аукциона в электронной форме "Выполнение работ по благоустройству общественной территории памятник "Комару" в городе Усинск, Республики Коми", извещение N 0307300041521000232 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Коми УФАС России 09.11.2021 посредством электронной почты поступила жалоба ИП <__.> на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с чем принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ИП <__.>, УЖКХ АМО ГО "Усинск", акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - АО "Сбербанк-АСТ"), надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
УЖКХ АМО ГО "Усинск" письмом от 12.11.2021 N 4321 (вх. от 12.11.2021 N 5700-э.) ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ИП <__.>, УЖКХ АМО ГО "Усинск", АО "Сбербанк-АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ИП <__.> обжаловано бездействие заказчика - УЖКХ АМО ГО "Усинск" в части:
- неустановления дополнительного требования к участникам закупки предметом которой является выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (макисмальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось УЖКХ АМО ГО "Усинск".
Объект закупки: "Выполнение работ по благоустройству общественной территории памятник "Комару" в городе Усинск, Республики Коми".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 068 333,33 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального образования городского округа "Усинск" (в том числе за счет федерального и республиканского бюджета).
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте 28.10.2021.
Закупка проводится в рамках исполнения федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
2. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
2.1 Согласно части 2, пункту 6 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частями 3-5 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 (2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) к участнику закупки предметом которой является выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей установлены дополнительные требования:
наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Объектом спорной закупки является благоустройство общественной территории, начальная (максимальная) цена контракта составляет более 5 млн. руб. Следовательно, к участникам закупки должны быть установлены дополнительные требования согласно пункту 2.(2) Приложения N 1 к Постановления Правительства от 04.02.2015 N 99.
Однако, в пунктах 21-22 раздела II Информационной карты документации об электронном аукционе (далее - ИК) требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации не установлены.
Пунктом 30 ИК установлен состав документов, входящих в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе. В состав таких документов не включены документы, предусмотренные пунктом 2.(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Таким образом, заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.(2) Приложения N1 к Постановлению Правительства от 04.02.2021 N 99.
Такое бездействие УЖКХ АМО ГО "Усинск" противоречит частям 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункту 2.(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99.
3. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом стадии закупки (определение поставщика завершено), невозможностью внесения изменений в аукционную документацию (истек срок, установленный для этого частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе), Комиссия Коми УФАС России считает необходимым выдачу предписания об аннулировании закупки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать УЖКХ АМО ГО "Усинск" нарушившим части 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункт 2.(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в части неустановления дополнительных требований к участникам закупки, установленных пунктом 2.(2) Приложения N 1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 N 99.
3. Выдать УЖКХ АМО ГО "Усинск" предписание об аннулировании закупки.
Решение, предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 16 ноября 2021 г. N 04-02/8570
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021