Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик):
ИП Масленниковой С.Е. (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 34095-ЭП/21 от 01.11.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку самоспасателей фильтрующих (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049621002248. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 170 176, 75 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в следующих действиях/бездействиях Заказчика: в нарушении порядка описания объекта закупки в части установления требований к закупаемым товарам, ограничивающих количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Частью 1 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны указанные требования не должны ограничивать количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС констатирует, что требования к закупаемым товарам определены Заказчиком в Приложении N 2 к Документации об аукционе.
Так, при описании объекта закупки Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования ("Спецификация"):
В комплект самоспасателя должны входить:
- рабочая часть;
- герметичная упаковка;
- руководство по применению и паспорт
- сумка.
Габаритные размеры сумки, не должны превышать-140х140х140 мм.
Качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", с приложением к нему копий протоколов испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что копии протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя не являются подтверждением качества поставляемого товара, в связи с этим, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что данное требование ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Также Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком определено, что поставщик подтверждает качество и безопасность Товара, предоставляя заверенные копии регистрационных удостоверений, сертификатов и/или деклараций соответствия, документов, подтверждающих безопасность Товара в товаросопроводительных документах. По дополнительному письменному требованию Заказчика Поставщиком предоставляются для ознакомления подлинники сертификатов или деклараций соответствия на Товар в месте и время, предложенных Поставщиком и согласованных с Заказчиком.
В проекте контракта, являющегося частью документации об аукционе, Заказчиком определено, что при поставке Товара Поставщик представляет следующую документацию:
а) счет-фактуру (при наличии);
б) товарную накладную по форме N ТОРГ-12 или универсальный передаточный документ (УПД), оформленные в установленном порядке. При этом, наименование поставляемого Товара должно быть указано в соответствии с наименованием в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, в случае поставки медицинского изделия.
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует, что объектом закупки является поставка самоспасателей фильтрующих, которые не являются медицинскими изделиями.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует, что установленное Заказчиком описание объекта закупки не соответствует положениям ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС находит жалобу Заявителя в указанной части обоснованной.
2. В остальной части жалобы Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
В частности, в жалобе Заявитель полагает, что содержащееся в документации требование том, что поставщик в обязательном порядке предоставляет образцы товара, указанного в техническом задании, на согласование Заказчику в течение 3 дней после заключения контракта, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что установленное Заказчиком требование не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и не позволяет участникам закупки предложить к поставке товар, удовлетворяющий указанным требованиям.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Масленниковой С.Е. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 ноября 2021 г. N 44-5002/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021