Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в отсутствие представителей СПб ГБУЗ "Городская наркологическая больница" (далее - Заказчик) и ИП Глухова М.Ю. (далее - Заявитель), уведомлённых о времени и месте заседания Комиссии УФАС, рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 32613-ЭП/21 от 18.10.2021) на действия СПб ГБУЗ "Городская наркологическая больница" (далее - Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку аппаратов искусственной вентиляции легких ручных многоразового использования для нужд СПб ГБУЗ "ГНБ" (извещение N 0372200075021000107) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200075021000107. Начальная (максимальная) цена контракта - 168 000 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В своей жалобе Заявитель сообщает следующее:
В ходе подписания контракта по аукциону 0372200075021000107 на Поставку аппаратов
искусственной вентиляции легких ручных многоразового использования для нужд СПб ГБУЗ "ГНБ"
заказчик устанавливает в Контракте, что Поставщик должен:
Пункт 5.2.8. Гарантировать качество поставляемого Товара в течение 5 лет.
На созданный нами протокол разногласий Заказчик отказывается менять срок предоставляемой
гарантии Поставщиком.
Однако гарантийный срок эксплуатации товара, установленнный Производителем на данный
товар, не должен равняться остаточному сроку годности или сроку гарантии Поставщика.
Также, согласно пункту 7.2.8 Аукционной документации Заказчика:
"Поставщик обязан гарантировать качество поставляемого Товара в течение его срока
годности".
Однако раздел 3 пункт 1 устанавливает:
"Срок предоставления гарантий качества на Товар: не менее 5 лет. Исчисление гарантийного срока начинается с момента подписания Заказчиком акта приема-передачи".
Также, в принципе, срок гарантии, не относится к качественным характеристикам товара,
сведения о которых необходимо представить в первой части заявки, ввиду чего заказчиком
нарушен п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как установлено требование к составу
первой части заявки не отвечающее п. 1 ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями части 1 статьи 33 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе
требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей может быть установлено
исключительно применительно к характеристикам закупаемого товара.
Гарантийный срок является самостоятельной правовой категорией, регулируемой ст. 471
Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Гарантийный срок не является функциональной, технической, качественной либо
эксплуатационной характеристикой товара и относится к этапу исполнения контракта.
Однако, Заказчик внес гарантийный срок эксплуатации в описание товара Закупки.
Наличие в документации о закупке конкретных условий исполнения контракта, подразумевающих
последовательность действий Поставщика, позволяет участнику закупки понять поставленную
задачу в полной мере, способствует выработке объективных условиях исполнения контракта, что в
свою очередь позволит должным образом выполнить условия контракта.
Однако в данном случае мы видим противоречие в гарантийном сроке эксплуатации,
установленным Производителем товара, сроке гарантий поставщика и остаточном сроке годности
на товар".
Рассмотрение доводов жалобы на положения документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок не проводится в соответствии с частями 1, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе и пункта 3.37 Административного регламента ФАС России от 19.11.2012 N 727/14, в связи с чем, доводы Заявителя о правомерности установления требований об указании Заказчиком в качестве характеристик товара гарантийного срока не подлежат рассмотрению.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам.:
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами в том числе:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Требования к товарам установлены Заказчиком в техническом задании документации об аукционе и в расчете начальной (максимальной) цены контракта, являющемуся приложением к техническому заданию документации об аукционе.
Требование к гарантийному сроку товара указаны Заказчиком в разделе 3 Технического задания:
" Требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара
1. Срок предоставления гарантий качества на Товар: не менее 5 лет.
2. Исчисление гарантийного срока начинается с момента подписания Заказчиком акта приема-передачи.
3. Начало исполнение гарантийных обязательств осуществляется силами Поставщика не позднее 3 (Трех) рабочих дней с момента уведомления Заказчиком Поставщика о необходимости выполнения гарантийных обязательств."
В пункте 7.2.8 Аукционной документации установлено:
"Поставщик обязан гарантировать качество поставляемого Товара в течение его срока годности".
В п.4.3 Приложения N2 к техническому заданию Заказчиком указано:
" 4.3* Гарантийный срок эксплуатации не менее 5 х х х лет х"
Заявителем в своей заявке в графе 4.3 заявки указано : "гарантийный срок эксплуатации 5 лет"
Срок гарантии является условием поставки товара, не относится к качественным характеристикам товара, сведения о которых необходимо представить в первой части заявки, ввиду чего заказчиком нарушен п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как установлено требование к составу первой части заявки не отвечающее п. 1 ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями части 1 статьи 33 и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей может быть установлено исключительно применительно к характеристикам закупаемого товара.
Гарантийный срок является самостоятельной правовой категорией, регулируемой ст. 471 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Гарантийный срок не является функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой товара и относится к этапу исполнения контракта.
ИП Глухова М.Ю. в своей заявке выразило согласие на поставку товара в соответствии с аукционной документацией и представило таблицу с характеристиками этого товара.
Оценив указанное обстоятельство, Комиссия пришла к выводу, что заказчик в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установил требование к составу первой части заявки о предоставлении информации в составе заявке о гарантийном сроке, тогда как представление такой информации не требуется.
Таким образом, действие Заказчика установлено нарушение в виде установления в Техническом задании, документации об электронном аукционе требования к сроку гарантии требуемого товара, противоречащее требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Глухова М.Ю. необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки закупки способом электронного аукциона признать действие заказчика - СПб ГБУЗ "Городская наркологическая больница" в виде установления в Техническом задании и Информационной карте документации об электронном аукционе требования к сроку гарантии, требуемого к поставке товара в качестве конкретного показателя этого товара, подлежащего указанию в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе, противоречащим требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 октября 2021 г. N 44-5021/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021