Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей,
от уполномоченного органа - Мурзина А. Н.,
от ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000998 "Поставка системы эндоскопической визуализации".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Представители заказчика, уполномоченного органа пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
1. По первому доводу заявителя установлено следующее:
Предметом закупки является - Системы эндоскопической визуализации.
1. Согласно части 6 статьи 23 Закона N44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила N145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно нормам закона на стадии формирования закупки Заказчик на стадии формирования закупки обязан был установить код позиции КТРУ - 26.60.12.119-00000374 соответствующий предмету закупки.
Из описания КТРУ четко видно, что закупка данного оборудования является комплексом, т.к. при описании товара Заказчик также обходил нормы закона.
Данный довод заявителя обоснован.
2. По второму доводу заявителя установлено следующее:
Так как, предметом закупки является Системы эндоскопической визуализации, которая поставляется комплексом (комплектом), является самостоятельным оборудование, то Заказчик не имел права указывать на совместимость оборудования имеющимся у него в наличии, тем более данное оборудование уже входит в состав закупаемого комплекса.
По мнению заявителя жалобы: "_Абсурдно, закупать для комплекса Центр видеоинформационный, при этом указывать совместимость Бронховидеоскопа с Центром видеоинформационным, CV-170 OLYMPUS, находящимся в настоящее время у Заказчика в наличии_".
Данными действиями Заказчик ограничили поставку нового комплекса поставкой исключительно производителя OLYMPUS.
Согласно нормам ст. 17 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, координация заказчиком деятельности их участников, а также заключение соглашений между заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
В данном случае, Заказчик создает преимущество участникам, которые продвигают на рынке медицинских товаров производителя OLYMPUS, указывая совместимость комплекса с оборудованием, имеющегося у Заказчика в наличии.
Контрактная система предполагает свободную конкуренцию, которая гарантируется нормами законов 44-ФЗ и 135-ФЗ. Субъекты, нарушающие эти положения, привлекаются к ответственности на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.
Если Заказчик хотел закупить оборудование определенного производителя, а именно производителя OLYMPUS, то Заказчику стоило бы разбить закупку на отдельные аукционы, при этом используя нормы законодательства:
Постановления Правительства РФ N620 от 19.04.2021 г. "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступившего в силу с 01.07.2021 г., согласно данному постановлению, максимальное значение НМЦК закупки, в которую входят медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам не может, составляет больше, чем 1,5 млн. руб, при условии, что заказчик, в предшествующем году закупил медицинские изделия, более чем 100 млн. рублей.
Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145, каждый товар имеет свой код КТРУ, который содержится в справочнике, и при этом закупая оборудование по отдельности Заказчику нужно было бы применить обязательные характеристики товара.
Если Заказчик не считает, что закупаемое оборудование (система) это комплекс, то он обязан использовать следующие КТРУ при самостоятельных закупках:
Бронховидеоскоп - в каталоге товаров содержится 21 действующая позиций обязательная к применению с различным описанием.
К примеру - КТРУ 26.60.12.119-00000772
Стойка медицинская для аппаратуры - КТРУ - 32.50.50.190-00000157.
Аспиратор вакуумный - КТРУ - 32.50.50.190-00000821
Монитор LCD медицинского назначения - КТРУ - 26.60.12.119-00000389
Центр видеоинформационный - КТРУ - 26.60.12.119-00000376.
Невозможно закупить новый комплекс и говорить о совместимости с оборудование, которое имеется у Заказчика и используется уже с другим оборудованием.
Если Заказчику по определенным позициям нужна совместимость, то он может закупить каждое оборудование отдельно, соблюдая нормы Закона N 44-ФЗ, Постановление Правительства N 620, Постановления Правительства N 145.
Данный довод заявителя обоснован.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения ст. 33, ст. 23, Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145 и Постановления Правительства N 620.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000998 "Поставка системы эндоскопической визуализации" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевой центр специализированных видов медицинской помощи N 1", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам, нарушившими требования ст. 33, ст. 23, Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N145 и Постановление Правительства N 620, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.В. Вишневская
А.М. Резцова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 ноября 2021 г. N 026/06/67-2441/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021