Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Чудина Е.Н., Скуба М.А., Игнатова О.Е.
от ИП Сёлина Т.Б. - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Сёлиной Т.Б. на действия заказчика - Северо-Кавказского Межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100008621000019 "Приобретение материалов для отбора и доставки проб".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Действия Заказчика соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В силу ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе, особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
1. По первому доводу заявителя установлено:
В пункте 1 к поставке запрашиваются:
Стерильная пластиковая пробирка, закупоренная заглушкой (крышкой), содержащая определенный объем вакуума и активатор свертывания.
В пункте 2 к поставке запрашивается:
Стерильная пластиковая пробирка, закупоренная заглушкой (крышкой), содержащая определенный объем вакуума и антикоагулянт трикалиевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты (К3ЭДТА) (dipotassium ethylene diamine tetraacetic acid (K3EDTA)).
Из последующего анализа описания товаров следует, что по совокупности всех технических и функциональных характеристик к поставке по п 1, п2, участниками закупки могут быть предложены только пробирки "поршневого" типа.
В РФ пробирки поршневого типа импортируют 2 производителя, а именно Sarstedt (Германия, торговая марка S-Monovette) и KABE labortechnik (Германия, торговая марка пробирки Primavette S или Primavette V). Как следует из информационных материалов, размещенных на сайтах производителей и на сайтах авторизованных российских дистрибуторов, пробирки поршневого типа изначально, то есть до момента проведения самой процедуры венепункции, а точнее до момента подготовки пробирки к процедуре, заключающейся в оттягивании поршня с целью создания вакуума, вакуума внутри пробирки не содержат. Кроме того, такая функциональность пробирки поршневого типа, которая в комплекте с иглой или иглой-бабочкой позволяет производить сбор крови аспирационным способом, вообще не предусматривает наличие того или иного объема вакуума в пробирке.
В связи с вышеизложенным, комиссия пришла к выводу, что включение в описание запрашиваемых к поставке пробирок вакуумных для взятия образцов крови такой характеристики, как "_пробирка .., содержащая определенный объем вакуума", является не определенным, искаженным и некорректным, поскольку данному требованию не соответствуют ни пробирки S-Monovette, ни пробирки Primavette.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На основании вышеизложенного, данной характеристике не отвечает ни одна пробирка, из представленных производителей пробирок поршневого типа в РФ.
Доказательств обратного заказчиком не представлено.
Таким образом, доводы заявителя обоснованы.
2. По второму доводу доводу заявителя установлено:
В связи с тем, что заказчик в описании товаров п.1, п. 2 технического описания указывает, что пробирка должна поставляться в комплекте с иглой для забора крови, а именно:
"Стерильным острый с скошенным краем полый трубчатый металлический инструмент, предназначенный для использования в качестве части набора для взятия крови для непосредственно получения образца крови у пациента. Это изделие для одноразового использования. Размер иглы: не более 20 G x 1 1/2" (0.9х38 мм). Игла тонкостенная (внутренний диаметр трубки иглы в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9626-2013 не менее 0,635 мм). Игла соединена с держателем (холдером). Игла и холдер во избежание повторного использования холдера должны быть неразборными. Холдер иглы снабжен устройством для фиксации к стопорному механизму крышки пробирки вакуумной с поршнем для сбора образцов венозной крови. Внутренняя часть иглы закрыта латексным чехлом. Цветовая маркировка иглы - желтая. Изделие сертифицировано на апирогенность. Поставляется в индивидуальной упаковке".
Из последующего анализа описания товаров, определено, что в РФ пробирки поршневого типа импортируют 2 производителя, а именно Sarstedt (Германия, торговая марка S-Monovette) и KABE labortechnik (Германия, торговая марка пробирки Primavette S или Primavette V). Как следует из информационных материалов, размещенных на сайтах производителей и на сайтах авторизованных российских дистрибуторов, пробирки поршневого типа НЕ поставляются в комплектах (ПРОБИРКА_ИГЛА_ХОЛДЕР).
И пробирки поршневого типа, и иглы к ним, а также иглы-бабочки, поставляются отдельными упаковками, что обозначено самой разницей шт в упаковке (пробирка поршневого типа-50 шт групповая упаковка, игла к пробирке поршневого типа -100 шт упаковка в инд блистере).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На основании вышеизложенного, данной характеристике не отвечает ни один из представленных производителей пробирок поршневого типа, данное описание размещено с грубыми нарушениями, является не определенным, искаженным и некорректным, и нарушает положения части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ "Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи", поскольку данному требованию не соответствуют ни пробирки S-Monovette, ни пробирки Primavette.
Доказательств обратного заказчиком не представлено.
Таким образом, доводы заявителя обоснованы.
3. По третьему доводу заявителя установлено:
В п. 1 и п. 2 потенциальный участник закупки может предложить к поставке пробирки с поршнем либо Sarstedt, либо KABE labortechnik, и компоненты, которых технически не совместимы друг с другом, прописано единое требование "Стерильная пластиковая пробирка".
Требование по стерильности вакуумных пробирок (контейнеров) солидируется с требованиями ГОСТ ИСО 6710-2011 "Контейнеры для сбора образцов венозной крови одноразовые. Технические требования и методы испытания", в котором в пункте 8.2 прописано: "Стерильность обязательна, когда при взятии крови возникает прямой контакт между внутренностью контейнера и кровотоком пациента". В п 10.5 прописаны требования к информации, которая должна быть нанесена прямо на пробирку или на этикетку пробирки "_надпись "стерильно", если изготовитель гарантирует, что внутренность неоткрывавшегося и неиспользовавшегося контейнера и его содержимое стерильны". Из этого следует, что на этикетке каждой вакуумной пробирки (контейнера) с поршнем, как S-Monovette так и Primavette S, должен быть нанесен знак стерильности. Однако известно, что на индивидуальных этикетках пробирок S-Мonovette знак стерильности отсутствует.
При этом, пробирки S-Monovette и Primavette S снабжены подвижным поршнем, иных производителей поршневых систем в РФ не зарегистрировано.
Именно это техническое решение (подвижный поршень), позволят проводить сбор венозной крови помимо вакуумного еще и аспирационным способом (по аналогии со шприцевой техникой, которая прописана ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт РФ. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств" от 31.03.2015 г. При этом, все шприцы, используемые для проведения венепункции с целью получения проб венозной крови аспирационным способом, поставляются стерильными в индивидуальных упаковках.
Пробирки же, S-Monovette и Primavette S, имея подвижный выдвигающийся поршень, то есть, являясь аналогами шприцев, поставляются только в групповых упаковках по 50 шт.
В связи с этим (отсутствие указания стерильности на индивидуальных этикетках пробирок, групповая, а не индивидуальная упаковка шприц-пробирок), Заказчик размешает к закупке продукцию вопреки действующим нормативным документам, регламентирующим оборот стерильных медицинских изделий ИВД.
Доказательств обратного заказчиком не представлено.
Таким образом, доводы заявителя обоснованы.
4. По четвертому доводу заявителя (в тексте жалобы N 5) установлено:
В пунктах 4,6,8,9,10 к поставке запрашивается продукция, нарушая Постановление Правительства N 620 от 19.04.2021 г. о запрете на включение в один лот медизделий разных видов, в связи со вступлением в силу новых правил формирования товарных групп внутри одного тендера.
Довод заявителя обоснован.
Необходимо отметить, Согласно п. 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение. При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Заказчиком доказательств опровергающих доводы заявителя жалобы в материалы дела не представлено.
Более того, в ходе проведенной внеплановой проверки установлено следующее:
В Техническом задании помимо прочих медицинских изделий заказчиком в позиции N7 требуется "Маска хирургическая одноразового использования" 32.50.50.190-00002141.
В извещении формируемом в ЕИС заказчиком установлено следующее ограничение:
Запрет - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
В п. 12 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 указано, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.
Таким образом, маски должны закупаться отдельно.
В действиях заказчика установлены нарушения требований Постановления Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 г.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 33 Закона N44-ФЗ, Постановления Правительства N 620 от 19.04.2021 г., Постановление Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 г.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сёлиной Т.Б. на действия заказчика - Северо-Кавказского Межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100008621000019 "Приобретение материалов для отбора и доставки проб" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - - Северо-Кавказского Межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору нарушившими ст. 33 Закона N44-ФЗ, Постановления Правительства N 620 от 19.04.2021 г., Постановление Правительства РФ N 616 от 30.04.2020 г., в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.В. Вишневская
А.М. Резцова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 ноября 2021 г. N 026/06/33-2445/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021