Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Заревина Е. Р.,
от ИП Ягубова Д. Х. - Леонова О. А.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Якубовой Д. Х. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200022021000297 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют и нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ИП Якубовой Д. Х. выслушав стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в документацию об аукционе заказчиком включено описание объекта закупки, в котором указаны функциональные, технические и качественные характеристики, которые в совокупности полностью удовлетворяют потребностям Заказчика.
Закон N 44-ФЗ предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Заявителем в жалобе указывается, в том числе, на ограниченные сроки при оказании услуг в рамках контракта.
При этом, согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие вопрос о сроках поставки какого-либо товара, выполнения работ, следовательно, заказчик вправе самостоятельно установить необходимый ему срок.
Вместе с тем, относительно довода жалобы о том, что заказчиком установлены характеристики товара, которым соответствует только товар производителя "Эббот Васкуляр" США, Комиссией установлено, что заявителем доказательств, подтверждающих указанный факт не представлено. Более того, установленные заказчиком характеристики (Диаметр стента, мм >1.75 и 2, Диаметр стента, мм >2 и
2.25) - соответствуют КТРУ.
Также, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ - Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из п. 7 Правил использования КТРУ следует, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик при описании стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственные средства указывал наименование в соответствии с КТРУ, описание по КТРУ: длина стента, лекарственное покрытие, номинальный диаметр стента.
Согласно технического задания, заказчик указаны следующие характеристики:
- Длина стента, мм >7 и 8 - соответствует КТРУ
Дополнительные значения*:
>11 и 12
>14 и 15
>17 и 18
>22 и 23
>27 и 28
>32 и 33
>37 и 38
Диаметр стента, мм >1.75 и 2 - соответствует КТРУ
Дополнительные значения*:
>2 и 2.25
>2.25 и 2.5
>2.5 и 2.75
>2.75 и 3
>3 и 3.5
>3.5 и 4
- Длина стента, мм >7 и 8 - соответствует КТРУ
Дополнительные значения*:
> 8 и 9
>11 и 12
>13 и 14
>14 и 15
>17 и 18
>21 и 22
>25 и 26
>29 и 30
>33 и 34
>37 и 38
Диаметр стента, мм >2 и 2.25 - соответствует КТРУ
Дополнительные значения*:
>2.25 и 2.5
>2.5 и 2.75
>2.75 и 3
>3 и 3.5
>3.5 и 4
Таким образом, при описании указанных позиций заказчиком включены дополнительные значения характеристик, которые уже предусмотрены в описании кода КТРУ каждой позиции, следовательно, действия заказчика нарушают Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145, при этом данными правилами предусмотрено включение дополнительных характеристик, а не дополнительных значений характеристик.
При этом, описание товара не содержит обоснования необходимости включения таких характеристик.
Таким образом, заказчик установил дополнительные требования к товару, что запрещено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Якубовой Д. Х. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200022021000297 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" нарушившим требования ч. 6 ст. 23 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
А. М. Резцова
Е. В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 ноября 2021 г. N 026/06/64-2444/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021