Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В..,
от заказчика - Новиков Р.А.
от ООО ХК "АЛМАЛИЯ" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - МКОУ СОШ N 15 п. Прикалаусский в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пунктом 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО ХК "АЛМАЛИЯ" и указал, что ООО ХК "АЛМАЛИЯ" не исполнил условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО ХК "АЛМАЛИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков, по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121600005621000133 "Ликвидация аварийности здания в рамках проведения капитального ремонта муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N15 п. Прикалаусский Петровского района Ставропольского края", назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
16.11.2021 г. Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав стороны, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
В своем обращении Заказчик указал следующее:
11 сентября 2021 года муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 15, в лице директора Новикова Романа Анатольевича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Заказчик" и общество с ограниченной ответственностью холдинговая компания "АЛМАЛИЯ", в лице генерального директора Муратбегова Аюба Салимовича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Подрядчик", заключили муниципальный контракт N0121600005621000133_257817 от 11.09.2021 г. ликвидация аварийности здания в рамках проведения капитального ремонта муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N15 п. Прикалаусский Петровского района Ставропольского края (далее - Контракт).
Подрядчик, в соответствии с п. 1.1, 1.2. Контракта, принял на себя обязательства выполнить работы по заданию Заказчика "ликвидация аварийности здания в рамках проведения капитального ремонта муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N15 п. Прикалаусский Петровского района Ставропольского края" в соответствии со сметной документацией, графиком выполнения работ, в сроки предусмотренные Контрактом.
В соответствии с частью 1 подп. 6.1 п.6 Контракта Подрядчик обязан преступить к выполнению работ по ликвидации аварийности здания в рамках проведения капитального ремонта муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 15 п. Прикалаусский Петровского района Ставропольского края в сроки не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня заключения контракта, а именно не позднее 15.09.2021 г.
В соответствии с частью 2 подп. 6.1 п.6 Контракта конечный срок выполнения работ-10.10.2021 г.
Подрядчик, в течение установленного Контрактом срока работ, не приступил к выполнению своих обязательств по ликвидация аварийности здания в рамках проведения капитального ремонта муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N15 п. Прикалаусский Петровского района Ставропольского края.
22.09.2021 г. Заказчиком направленно уведомление Подрядчику об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N0121600005621000133_257817 от 11.09.2021 г. на адрес электронной почты, указанной в реквизитах Контракта, а также заказным письмом с уведомлением, путем почтового отправления, на адрес, указанном в реквизитах Контракта.
Данное уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта также было размещено в единой информационной системе.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 1 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 3 статьи 708 ГК РФ установлено, что указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ).
На рассмотрение сведений заказчиком предоставлены документы свидетельствующие, что к сроку окончания работ, Обществом не исполнены обязательства по контракту.
У заказчика имелись законные основания для расторжения контракта в одностороннем порядке, в связи с неисполнением обществом взятых на себя обязательств.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о закупках - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение о расторжение контракта заказчиком принято 22.09.2021 г., направлено в адрес Подрядчика заказным письмом с уведомлением, при этом, 07.10.2021 г. ООО ХК "АЛМАЛИЯ" ответило Заказчику на указанное решение, таким образом, 07.10.2021 г. заказчику стало известно, что указанное решение получено ООО ХК "АЛМАЛИЯ".
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, исходя из положений ч. 12,13 ст. 95 Закона о контрактной системе, контракт считается расторгнутым 19.10.2021 г.
Действия ООО ХК "АЛМАЛИЯ", выразившиеся в не исполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что не исполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, ООО ХК "АЛМАЛИЯ" также не предоставлено.
Более того, в своем ответе ООО ХК "АЛМАЛИЯ" от 07.10.2021 г. N 16, на уведомление Заказчика о расторжении контракта указывает, что "мы ознакомили Вас с препятствием по которым исполнение работы не было начато (и не может быть начато). С нашей стороны велись поиски "Субподрядчика", но на момент подписания контракта_, а так же на сегодняшний день компетентно грамотного субподрядчика не найдено_".
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом, как установила комиссия:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО ХК "АЛМАЛИЯ" (почтовый адрес: 367030, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр-кт Имама Шамиля, дом 36, корпус И; ИНН 0572026768), генеральный директор Муратбегов Аюб Салимович (ИНН 051600946308), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта 0121600005621000133_257817 от 11.09.2021 г (реестровая запись 3261700870121000007) сроком на 2 (два) года.
2.Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
И.Г. Лыков
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
А.М. Резцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 октября 2021 г. N РНП-26-1612
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021