Резолютивная часть объявлена 11.11.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 16.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
Члены Комиссии:
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
при участии представителей Заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Гурьевская централизованная библиотечная система": А.Ю. Тарасевич (по доверенности);
в отсутствии представителей Заявителя - ООО "ВИРАПРОМ", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,
рассмотрев посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "ВИРАПРОМ" (вх. N 8488 от 02.11.2021) на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Гурьевская централизованная библиотечная система" при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка оборудования с установкой для адаптации маломобильных групп населения по программе "Доступная среда" (система вызова помощи) (извещение N 0335300069521000005) (далее - запрос котировок) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 02.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении запроса котировок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
1. По мнению Заявителя, описание объекта закупки сформулировано таким образом, что в рамках данной закупки подходит только товар производителя (Тифлоцентр ВЕРТИКАЛЬ).
2. Заявитель полагает, что использованное Заказчиком наименование объекта закупки является ненадлежащим, поскольку противоречит содержанию КТРУ, Заявитель считает, что требуемые Заказчику товары относятся к категории ОКПД2: 27.90.10.000-00000006 "Беспроводная система вызова помощника". Также обоснования необходимости использования дополнительных характеристик товара, не предусмотренных описанием объекта закупки согласно КТРУ, извещение о проведении запроса котировок не содержит.
На основании вышеизложенного Заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласились и пояснили следующее.
1. Заказчик утверждает, что Техническому заданию подходят товары разных производителей, в том числе завод "Палитра" (ООО "Палитра") https://zavod-palitra.ru/view_product.php?id=4026, INVAKOR (Доступная Среда) https://invakor.ru/feedback/.
При формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком получены коммерческие предложения от трех поставщиков, осуществляющих поставку товара, соответствующего предмету закупки по техническим характеристикам, установленным заказчиком. Кроме того, Заказчик при осуществлении закупки не имел возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд. Целью правового регулирования Закона о контрактной системе проведения конкурентных процедур является не обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, а качественное удовлетворение потребностей государственного заказа.
Указанная в технической документации информация позволила довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом потребностей Заказчика. На участие в запросе котировок было подано 3 (три), что говорит о том, что участники могут приобретать у производителей или производить сами данный товар и участвовать в данной закупке.
Также используя при описании объекта закупки в Техническом задании выражение "_ предназначена для совместного использования с системой "ТИФЛОВЫЗОВ", Заказчик подразумевал приобретение антивандальной кнопки вызова с приёмником, которые могут в дальнейшем коммуникатироваться с системами тифловызова, которые находятся в свободном доступе.
2. Заявитель утверждает, что Заказчиком в Техническом задании ненадлежащим образом выбран код позиции Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014. Однако Закон о контрактной системе не содержит каких-либо правил по указанию кода ОКПД2 в закупках. Заказчик вправе самостоятельно выбрать данный ОКПД2 к закупке. Заказчик полагает, что указанный ОКПД2 по закупке товара соответствует и является верным 27.33.13.162 "Кнопки управления, кнопочные посты управления, станции, аппараты". Никакие права участников закупки, по мнению Заказчика не нарушаются.
На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее
26.10.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0335300069521000005 и приложения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 283 733,27 рублей.
В силу части 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Как установлено частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как установлено Комиссией, в Приложении N 3 "Техническое задание" содержится описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, а также код ОКПД 2 (КПЕС 2008): 27.33.13.162 "Кнопки управления, кнопочные посты управления, станции, аппараты" и код КТРУ: 27.33.10.000-00000003 "Изделия электроустановочные".
Заявитель полагает, что техническим характеристикам товара, установленным Заказчиком удовлетворяет только продукция одного производителя (Тифлоцентра ВЕРТИКАЛЬ), кроме того, по мнению Заявителя требуемые Заказчику товары относятся к категории ОКПД2: 27.90.10.000-00000006 "Беспроводная система вызова помощника", использованное Заказчиком наименование объекта закупки является ненадлежащим, поскольку противоречит содержанию КТРУ, включающего в себя обязательные для применения позиции соответствующие необходимым Заказчику товарам.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении запроса котировок, приложения к нему, а также представленные пояснения Заказчика, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заявленные требования к поставке оборудования с установкой для адаптации маломобильных групп населения по программе "Доступная среда" (система вызова помощи) для нужд Заказчика установлены исходя из его потребностей и необходимы ему для надлежащего предоставления людям с ограниченными возможностями, пожилыми людям, родителям с маленькими детьми в колясках услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
С учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом потребностей Заказчика.
Согласно письменным пояснениям Заказчика Техническому заданию по данной закупке подходят товары, в том числе производителей завод "Палитра" (ООО "Палитра"), INVAKOR (Доступная Среда).
Также, в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.11.2021 NИЗК1 на участие в запросе котировок подано три заявки, которые были признаны соответствующими требованиям, ограничениям и преференциям, установленным в извещении.
Комиссия отмечает, что Заявителем не представлены доказательства того, что действия Заказчика по установлению требований к закупаемому товару являются для Заявителя или иных участников закупки непреодолимыми либо создают преимущества какому - либо участнику.
В жалобе Заявителем не указано, какие конкретно характеристики закупаемого товара (описания объекта закупки) препятствуют Заявителю предложить Заказчику товар, аналогичный функционально описанному Заказчиком и дополнительные характеристики товара, не предусмотренные описанием объекта закупки согласно КТРУ, обоснование на установление которых по мнению Заявителя, не содержит закупочная документация.
Вместе с тем, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе, однако Заявитель на заседание Комиссии участие своего представителя не обеспечил, доказательств в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, свидетельствующих о том, что Заказчиком не соблюдены законодательно установленные требования к описанию объекта закупки, которые привели к ограничению количества участников конкретной закупки, и подтверждающие обоснованность своих доводов, не представил.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВИРАПРОМ" необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: О.И. Филатов
И.Д. Старжинский
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 16 ноября 2021 г. N 039/06/33-1338/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021