Резолютивная часть объявлена 11.11.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 16.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
- Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
М.А. Ковалева - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
при участии представителей:
- заявителя - ИП Плешковой А.А.
- заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград): А.М. Тростянецкого (по доверенности), О.В. Савраевой (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу Индивидуального предпринимателя Плешковой Александры Александровны (ОГРНИП 321784700266090 ИНН 352832202108) (вх. N 8481 от 02.11.2021) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка изделий медицинского назначения (извещение N 0335100015621000344) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 02.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчик осуществил закупку в даты, установленные согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.10.2021 N 595 как нерабочие дни, не выполнил рекомендации о переносе закупки в части продления сроков подачи заявок с учетом нерабочих дней.
Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные п. 2 части 29 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620).
Заказчику требуются конкретные товары компании ACIST Medical Systems (АСИСТ Медикал Системс, Инк.).
По мнению Заявителя, Аукционная документация составлена с нарушениями статьи 33 Закона о контрактной системе, влекущими ограничение количества участников Аукциона.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и пояснил, что действия Заказчика при формировании Аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
25.10.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335100015621000344 и Аукционная документация с приложениями (действующая редакция).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 997 830,00 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, указанной нормой Закона о контрактной системе срок окончания подачи заявок на участие в аукционе исчисляется календарными днями.
В соответствии с частью 2 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Комиссией установлено, что 25.10.2021 Заказчиком на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона, согласно которому: дата и время начала срока подачи заявок - 25.10.2021, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.11.2021, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 03.11.2021, дата проведения аукциона в электронной форме - 08.11.2021 (время проведения аукциона 11:25).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021" нерабочими были объявлены дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года.
Вместе с тем, согласно пунктам 1.1 и 1.2 письма Минфина России от 25.10.2021 N 24-03-05/86049 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни":
- в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе о контрактной системе исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указом N 595 нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом о контрактной системе минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом о контрактной системе изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 595 (пункт 1.1);
- согласно положениям части 3 статьи 54.6, пункта 3 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если дата проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта, дата проведения электронного аукциона приходятся на нерабочий день, день проведения таких процедуры, аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
Учитывая изложенное, даты подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытых конкурсов в электронной форме, проведения электронных аукционов (за исключением указанных в пункте 1.3 настоящего письма), приходящиеся на нерабочие дни, определенные в соответствии с Указом N 595, переносятся на ближайший рабочий день, но не ранее срока рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, а также срока, определенного частью 3 статьи 54.6, частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе (пункт 1.2).
В связи с изложенным выше Комиссия делает вывод о том, что установленный Заказчиком в извещении о проведении Аукциона срок подачи заявок соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
- 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
- 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено, что Заказчиком закупаются самостоятельные медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 997 830,00 рублей, то есть более 1,5 млн. рублей, в связи с чем объединение в один лот (предмет контракта) указанных медицинских изделий неправомерно.
Рассматриваемая закупка не относится к контрактам жизненного цикла, а равно закупаемые медицинские изделия не являются расходными материалами по отношению друг к другу.
Таким образом, Комиссия делает вывод, что в действиях Заказчика при формировании лота установлено нарушение пункта 2 части 29 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в связи с чем данный довод жалобы признан обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктами 1-3 раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара2 |
Наименование и описание товара (по КТРУ - каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) (при наличии), код товара по КТРУ (при наличии), а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (при наличии)1 |
Кол-во, шт. |
||||||||||||||
1 |
Переключатель линии подачи контраста и линии подачи физиологического раствора
|
Код товара по КТРУ: не установлен. Код товара по ОКПД2: 32.50.13.190 Должен быть автоматический переключатель линий высокого и низкого давления к автоинъектору ACIST (имеющийся у заказчика) в составе:
|
1 |
||||||||||||||
2 |
Устройство управляющее ручное |
Код товара по КТРУ: не установлен. Код товара по ОКПД2: 32.50.13.190 Должно быть специальное пневматическое устройство для ручного управления автоинъектором ACIST (имеющийся у заказчика) в наборе:
|
1 |
||||||||||||||
3 |
Шприц колба |
Код товара по КТРУ: не установлен. Код товара по ОКПД2: 32.50.13.190 Должна быть специальная шприц-колба с пластиковым корпусом для контрастного вещества к автоинъектору ACIST (имеющийся у заказчика).
|
1 |
Комиссией установлено, что согласно пунктам 1-3 раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации Заказчику к поставке требуются переключатель линии подачи контраста и линии подачи физиологического раствора, устройство управляющее ручное, шприц колба, которые должны быть совместимы со специальным пневматическим устройством для ручного управления - автоинъектором ACIST, имеющимся на балансе у Заказчика.
При этом, разделом 2 "Техническое задание" Аукционной документации конкретные товарные знаки переключателя линии подачи контраста и линии подачи физиологического раствора, устройства управляющее ручное и шприца колбы не установлены.
Также в ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что по позициям 1-3 раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации к поставке требуются переключатель линии подачи контраста и линии подачи физиологического раствора, устройство управляющее ручное, шприц колба, совместимые с автоинъектором "ACIST".
Вместе с тем, доказательств того, что требованиям пунктов 1-3 раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации соответствуют товары исключительно производства компании "ACIST", Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Плешковой А.А. частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) нарушившим пункт 2 части 29 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
М.А. Ковалева
И.Д. Старжинский |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 16 ноября 2021 г. N 039/06/33-1336/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021