Резолютивная часть объявлена 12.11.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 17.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - АО "Невьянский машиностроительный завод": Ю.С. Засыпкиной (по доверенности);
заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Чистота" городского округа "Город Калининград": Г.В. Хмуренко (по доверенности);
уполномоченного органа - Комитета по финансам администрации городского округа "Город Калининград": Е.Е. Трояновой (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу АО "Невьянский машиностроительный завод" (вх. N 8403 от 29.10.2021) на действия заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Чистота" городского округа "Город Калининград" при проведении электронного аукциона на закупку погрузчика вилочного (извещение N 0335300000221000708) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 29.10.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, описание объекта закупки, отраженное в разделе II "Техническое задание" документации об Аукционе Аукционной документации, сформировано исходя из возможности поставки товара единственного производителя - ООО "Чебоксарский завод силовых агрегатов", поскольку дополнительным требованиям, содержащимся в разделе II Аукционной документации, не соответствуют товары производителей - АО "Невьянский машиностроительный завод", ПАО "Машиностроительный завод им. М.И. Калинина".
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе и направлены на ограничение количества участников Аукциона.
Также по мнению Заявителя, установленный в пункте 12 раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" Аукционной документации установленная на 25.10.2021 дата окончания срока направления запросов о даче разъяснений положений документации об Аукционе не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что действия Заказчика при формировании Аукционной документации соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган полагает, что поскольку доводы жалобы Заявителя касаются описания объекта закупки и относятся к разделу II "Техническое задание" Аукционной документации, который утвержден Заказчиком, то представление письменных возражений по доводам жалобы относится к полномочиям Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
21.10.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335300000221000708 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 248 633,33 рублей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Как установлено пунктом 4.2 раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" Аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе II "Техническое задание" настоящей документации об аукционе.
Разделом II "Техническое задание" документации об Аукционе установлены следующие технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара:
Наименование товара, ОКПД2/код КТРУ |
Характеристики товара |
Количество |
Начальная (максимальная) цена контракта, руб. |
Погрузчик вилочный
28.22.15.110 / 28.22.15.110-00000009 |
Характеристики по КТРУ: Номинальная грузоподъемность: 1000 и 2000 килограмм. Тип двигателя: Электрический. Вид навесного оборудования для погрузчика вилочного: Вилы. Высота подъема вил: 4.5 и < 5.6 метр.
ГОСТ Р 51354-99 "Транспорт напольный безрельсовый", ГОСТ 16215-80 "Государственный стандарт Союза ССР. Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия", ГОСТ 31544-2012 "Межгосударственный стандарт. Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности", Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (вместе с "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования").
Дополнительные характеристики*: Длина вил: не менее 1070 мм. Высота погрузчика: не менее 2110 мм. Длина погрузчика: не более 2090 мм. Ширина погрузчика: не более 1120 мм. Колесная база: не более 1390 мм. Максимальная скорость движения: не менее 19 км/ч. Масса погрузчика: не менее 3870 кг и не более 4000 кг. Минимальный радиус поворота: не более 1680 мм. Мощность двигателя: не менее 38 и не более 45 л. с. Рабочий тормоз: привод гидравлический, многодисковый в масляной ванне. Стояночный тормоз: привод механический, многодисковый в масляной ванне. Аккумуляторная батарея: не менее 48 В. Емкость аккумуляторной батареи: не менее 500 Ач. Дополнительное оборудование: зарядное устройство, проблесковый маячок оранжевого цвета; знак аварийной остановки; огнетушитель; выключатель массы. |
1 штука |
3 248 633,33 |
* Обоснование необходимости использования дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, в соответствии с п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145: В связи с тем, что характеристики, указанные в КТРУ, являются недостаточно полными и не позволяют точно определить качественные и функциональные характеристики закупаемого товара, а также отсутствуют требуемые характеристики в ГОСТ, Заказчиком указаны дополнительные характеристики и оборудование, позволяющие конкретно описать объект закупки.
Дополнительные характеристики указаны в связи с необходимостью обеспечения эксплуатации погрузчика в складских помещениях между стеллажами, ограниченных в подъездных путях, высотой стеллажей, на которые планируется размещать товарно-материальные ценности с помощью погрузчика, оптимальной мощностью, обеспечивающей функциональность погрузчика, а также конструктивно определяемыми параметрами, зависящими от массы перевозимого груза.
Дополнительное оборудование указано для обеспечения безопасности работы сотрудников Заказчика.
Гарантия не менее 24 месяцев с даты подписания Акта приема-передачи товара или 3000 моточасов в зависимости от того, что наступит ранее.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требованиям раздела II "Техническое задание" документации об Аукционе соответствуют товары двух производителей, а именно вилочный погрузчик производителя - ООО "Чебоксарский завод силовых агрегатов", электрический погрузчик, модель E20 производителя - ООО "Спецтехлогистика" (торговое наименование "Волжский погрузчик"), что подтверждается представленными коммерческими предложениями (вх. N 793 от 06.09.2021, исх. N б/н от 20.11.2021) указанных производителей с указанием технических характеристик товаров, а также копиями соответствующих технических паспортов товара.
Также представитель Заказчика пояснил, что технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара - погрузчик вилочный установлены Заказчиком на основании потребности Заказчика, а также с учетом места эксплуатации товара.
Кроме того, Комиссией установлено, что во исполнение требований пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 раздел II "Техническое задание" документации об Аукционе содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара.
Комиссия, проанализировав документацию об Аукционе, пояснения Заявителя и Заказчика, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
При этом как следует из положений Закона о контрактной системе, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заявленные требования к поставке вилочного погрузчика для нужд Заказчика установлены исходя из обоснованной потребности Заказчика, и необходимы для качественного осуществления Заказчиком обязанностей в сфере своей профессиональной деятельности.
Комиссией установлено, что на запросы коммерческих предложений Заказчика были представлены ответы с предложением о поставке электропогрузчика вилочного от следующих поставщиков: ООО "ПМК" (вх. N 795 от 03.09.2021), ООО "Чебоксарский завод силовых агрегатов" (вх. N 793 от 06.09.2021), ООО "МЛМ Логистик" (вх. N 794 от 06.09.2021).
При этом, Комиссия отмечает, что потребностью заказчика является поставка, в связи с чем участником закупки может выступать любое заинтересованное лицо: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком товаров, работ и услуг. Тогда как отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Кроме того, согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
При этом, каких-либо доказательств того, что описание объекта закупки, содержащееся в разделе II "Техническое задание" документации об Аукционе, направлено на закупку товара у определенного поставщика Заявителем, а также доказательств невозможности приобретения Заявителем товаров производителей, соответствующих требованиям раздела II "Техническое задание" документации об Аукционе, Заявителем представлено не было.
Позиция Заявителя о том, что погрузчик вилочный производства ООО "Чебоксарский завод силовых агрегатов" и электрический погрузчик производства ООО "Спецтехлогистика" (торговое наименование "Волжский погрузчик") являются одним и тем же товаром, какими-либо официальными документами не подтверждена.
Кроме того, Комиссией установлено, что представленные Заявителем скриншоты с сайта производителей, на которых изображены погрузчик вилочный ООО "Чебоксарский завод силовых агрегатов" и электрический погрузчик ООО "Спецтехлогистика" (торговое наименование "Волжский погрузчик") не являются идентичными и внешне не схожи.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в Аукционе в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого Заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции Заказчиком.
В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, а также отсутствие в рассматриваемом случае достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что описание объекта закупки сформировано таким образом, что подходит только товар конкретного производителя, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Как установлено частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу пункта 11 раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" Аукционной документации дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - "до 10 часов 00 минут 29 октября 2021 года (по калининградскому времени)".
Как установлено пунктом 12 раздела I "Сведения о проводимом электронном аукционе" Аукционной документации:
"Окончание срока направления запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе: 25 октября 2021 года.
Окончание срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: 27 октября 2021 года".
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
С учетом установленного срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на 10:00 29.10.2021, последним днем срока подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе будет являться 25.10.2021, соответственно, разъяснение положений документации об электронном аукционе должно быть размещено в течение двух дней, то есть не позднее 27.10.2021.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком даты окончание срока направления запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе на 25.10.2021 соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Невьянский машиностроительный завод" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.Н. Хлусова
И.Д. Старжинский
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 ноября 2021 г. N 039/06/33-1331/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021