Резолютивная часть объявлена 15.11.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 18.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заявителя - ООО "Компания Ладошки": С.С. Шапсюка (по доверенности);
ответственного заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Славская центральная районная больница": Б.В. Колбина (по доверенности);
уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": В.И. Белоговой (по доверенности); А.А. Лигостаева (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "Компания Ладошки" (вх. N 8603 от 09.11.2021) на действия заказчиков согласно извещению N 0335200014921003848 при проведении совместного электронного аукциона, предметом которого является поставка специальных витаминизированных сбалансированных молочных смесей для беременных женщин, кормящих матерей и специальных молочных продуктов детского питания для детей в возрасте до трех лет (извещение N 0335200014921003848) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 09.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования отличные от технических регламентов Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее - ТР ТС 033/2013).
1. Заказчик в позициях 1 и 2 раздела 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" установил требование - содержание лактозы:
- в позиции 1 Технического задания Заказчик планирует приобретение "начальной молочной смеси для детского питания" с содержанием лактозы - не менее 77% не более 100% (согласно приложению 12 ТР ТС содержание лактозы должно составлять не менее 65%).
- в позиции 2 Технического задания Заказчик планирует приобретение "последующей молочной смеси для детского питания" с содержанием лактозы - не менее 67% не более 100% (согласно приложению 12 ТР ТС содержание лактозы должно составлять не менее 50%).
Сужение показателя Заказчик обосновывает тем, что такое сужение более приближено к грудному молоку. Но Заказчик не учитывает тот момент, что в грудном молоке углеводы - это лактоза+олигосахориды , а в детских смесях - лактиза+мальтодекстрин. Соответственно пищевая ценность и усвояемость продуктов абсолютно разная. Это говорит о невозможности прямого сравнения процентного содержания лактозы в грудном молоке и в детской смеси.
Заказчик обосновывает, что содержание лактозы в грудном молоке 85% и допустимое отклонение от этого показателя должно быть 10%. Но заказчик использует допустимое отклонение 10% только в меньшую сторону, тем самым допуская отклонение в верхнюю сторону 17%. Заявитель считает такое обоснование некорректным.
2. По позициям 1 и 2 Технического задания Заказчиком, в том числе, установлено требование к наличию деминерализованной молочной сыворотки. В обосновании Заказчик ссылается на Приложение 11 ТР ТС 033/2013. По мнению Заявителя, данное приложение регламентирует допустимые уровни содержания микроорганизмов в молочных продуктах, для питания детей дошкольного и школьного возраста. Кроме того, в ТР ТС нет понятия деминерализированной молочной сыворотки, и дошкольный возраст - это с 3 до 7 лет, а предметом закупки является питание до 3 лет.
Заявитель считает, что вышеуказанные действия привели к ограничению количества участников Аукциона. Кроме того, вопреки требованиям, установленным пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, созданы преимущественные условия участия в торгах для участников, имеющих возможность поставить определенную продукцию, по сравнению с другими участниками, предлагающими эквивалентный товар такого же качества.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Ответственным заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель ответственного Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и пояснил, что согласно положениям Закона о контрактной системе заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Указанные в разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе показатели являются стандартными и полностью укладываются в нормы, установленные ТР ТС 033/2013; указанные параметры не выходят за нижнюю и верхнюю предельно допустимые границы.
В связи с изложенным выше ответственный Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Взаимодействие Уполномоченного учреждения и Заказчика регламентировано постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2013 года N 1013 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области" (далее - Постановление N 1013).
В соответствии с пунктом 6 главы 2 Постановления N 1013 Заказчик: составляет техническое задание, проект контракта, основные условия закупки, утверждает заявку на закупку путем ее подписания в ГИС "Закупки" как часть документации.
Согласно пункту 7 главы 2 Постановления N 1013 Уполномоченный орган составляет и утверждает путем ее подписания в ГИС "Закупки" часть документации, касающуюся организации и проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением части документации, утвержденной заказчиком (заявки на закупку).
Таким образом, нормативно закреплена обязанность Заказчика формировать объект закупки и требовать его поставки (исполнения), в соответствии со своей потребностью в рамках заключенного по результатам определения поставщика (исполнителя, подрядчика) контракта.
Кроме того, представитель Уполномоченного учреждения считает, что действия Заказчика при формировании технического задания соблюдены положения статьи 33 Закона о контрактной системе в полном объеме.
На основании вышеизложенного, Уполномоченное учреждение полагает доводы жалобы несостоятельными и необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
27.10.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335200014921003848 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 938 522,00 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 12, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к товарам (работам, услугам).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка специальных витаминизированных сбалансированных молочных смесей для беременных женщин, кормящих матерей и специальных молочных продуктов детского питания для детей в возрасте до трех лет.
Согласно извещению о проведении Аукциона, заказчики при осуществлении совместного Аукциона руководствовались кодом позиции КТРУ 10.86.10.133-00000002, которая содержит требования к виду смеси и форме выпуска смеси.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как установлено пунктом 25 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документацией об Аукционе описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта указаны в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделе 4 "Проект контракта" настоящей документации.
Разделом 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Аукционной документации (далее - Техническое задание) установлены, в том числе, следующие технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Комиссией установлено, что позиции 1 "Начальная молочная смесь для детского питания" и 2 "Последующая молочная смесь для детского питания" Технического задания содержат, в том числе, следующую дополнительную характеристику, не предусмотренную КТРУ - лактоза, в % от общего количества углеводов "не менее 67 не более 100", с обоснованием: "В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013). Показатель в рамках ТР ТС 033/2013. Пункт N 5 обоснования".
Согласно ТР ТС 033/2013 молочный сахар (лактоза) является составной частью молока.
Показатели пищевой ценности продукции детского питания на молочной основе, адаптированных или частично адаптированных начальных или последующих молочных смесей (в том числе сухих), сухих кисломолочных смесей, молочных напитков (в том числе сухих) для питания детей раннего возраста, молочных каш, готовых к употреблению, и молочных каш сухих (восстанавливаемых до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны соответствовать допустимым уровням, установленным в приложениях N 12 и N 14 к настоящему техническому регламенту, и функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста (пункт 55 ТР ТС 033/2013).
Как установлено приложением N 12 к ТР ТС 033/2013, допустимым уровнем содержания такого показателя пищевой ценности как лактоза составляет не менее 65 % на 100 мл готового к употреблению продукта.
Согласно представленным ответственным Заказчиком письменным пояснениям (вх. N8732 от 12.11.2021) параметры дополнительной характеристики объекта закупки - лактоза соответствуют нормам, установленным в ТР ТС 033/2013, и не выходят за пределы нижней и верхней границы показателя.
Кроме того, Заказчиком представлена Комиссии сравнительная таблица по позициям 1 и 2 Технического задания, согласно сведениям которой, данным позициям соответствуют не менее четырех производителей товара (молочная смесь):
- по позиции 1: Nutrila k 1+; Мамако Премиум 1; Rontamil complete 1; Nuppi Gold 1;
- по позиции 2: Nutrilak 2+; Friso Gold 2 LockNutri; Rontamil complete 2; Nuppi Gold 2; Мамако Премиум 1.
Таким образом, учитывая выше изложенное, Заказчиком при описании объекта закупки, а именно по показателю "лактоза" по позициям 1 и 2 Технического задания включено обоснование использования отличных показателей и требований от установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателей и требований, Комиссия делает вывод о соответствии указанной характеристики товара требованиям положений Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Комиссией установлено, что позиции 1 "Начальная молочная смесь для детского питания" и 2 "Последующая молочная смесь для детского питания" Технического задания содержат, в том числе, следующую дополнительную характеристику, не предусмотренную КТРУ - наличие деминерализованной молочной сыворотки, с обоснованием: "В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции". Приложение N11. П.11 т) и (ТР ТС 033/2013). ГОСТ Р 56833-2015 "Сыворотка молочная деминерализованная. Технические условия". Пункт N 1 обоснования".
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 в соответствии со статьей 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года Совет Евразийской экономической принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013).
Как установлено ТР ТС 033/2013 настоящий технический регламент разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
Как установлено Комиссией, ТР ТС 033/2013 не содержит предусмотренных в описании объекта рассматриваемой закупки требований об обогащении смесей деминерализованной молочной сывороткой.
Вместе с тем, Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТС 033/2013, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 г. N 80 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. N 145), содержит, в том числе требования ГОСТ Р 56833-2015 "Сыворотка молочная диминерализованная. Технические условия", согласно которому определено понятие - диминерализованная молочная сыворотка, как продукт переработки молока, получаемый из молочной сыворотки (подсырной, творожной или казеиновой) путем частичного удаления минеральных веществ.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки, а именно по показателю "наличие деминерализованной молочной сыворотки" по позициям 1 и 2 Технического задания включено обоснование использования отличных показателей и требований от установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателей и требований.
С учетом изложенного выше Комиссия делает вывод о соответствии характеристики товара "наличие деминерализованной молочной сыворотки" требованиям положений Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия отмечает, что Заявителем не было представлено каких- либо доказательств (ответов от производителей, поставщиков) об отказе в продаже ему каких-либо товаров.
Поскольку приоритетной целью госзакупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в Аукционе в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого Заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции Заказчиком.
В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств.
Комиссия обращает внимание, что довод жалобы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Заявитель имеет право обратится в Калининградское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, а также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Компания Ладошки" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
И.Д. Старжинский
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 ноября 2021 г. N 039/06/33-1358/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021