Резолютивная часть объявлена 16.11.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 19.11.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заявителя - ООО "Торговый дом Беллакт": О.Е. Яшневой (по доверенности), А.Э. Анашкиной (по доверенности);
ответственного заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Багратионовская центральная районная больница": О.Н. Пимашовой (по доверенности);
уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": В.И. Белоговой (по доверенности); А.А. Лигостаева (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" (вх. N 8621 от 10.11.2021) на действия заказчиков согласно извещению N 03352000149210033773 при проведении совместного электронного аукциона, предметом которого является поставка специальных витаминизированных сбалансированных молочных смесей для беременных женщин, кормящих матерей и специальных молочных продуктов детского питания для детей в возрасте до трех лет (извещение N 0335200014921003773) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 10.11.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Аукционная документация составлена Заказчиком с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя, Заказчик нарушил часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В пункте 3.1 Проекта контракта указано, что заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 Контракта.
Согласно пункту 11.1 Проекта контракта Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по 31.12.2021 (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами.
В графе "Срок поставки Товара" Приложения N 5 к Проекту контракта указано: "С момента заключения контракта по 20 декабря 2021 года".
Таким образом, исходя из сроков, указанных в пункте 3.1 Проекта контракта Заявка должна быть направлена 28.12.2021, по мнению Заявителя, в данном случае Поставщик нарушит сроки поставки, указанные в Приложении N 5 (в данном случае последний день направления заявки 15.12.21). В связи с чем Поставщиком будет нарушен срок исполнения обязательства и в соответствии с пунктом 7.4 Проекта контракта понесет ответственность в виде начисления пени(штрафа).
Таким образом, порядок и сроки поставки, указанные в проекте контракта в составе документации об Аукционе, отличаются, и могут ввести в заблуждение участников закупки касательно сроков и порядка поставки.
2. Заявитель считает, что Заказчик нарушил часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заказчик обязан применять Типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
В Проекте контракта Заказчик указывает следующее:
"2.4. Оплата каждой партии Товара, определенной в Заявке, форма которой установлена Приложением N 4 к настоящему Контракту (далее - Заявка), производится Заказчиком на основании счета, предоставленного Поставщиком, в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания Сторонами Акта сдачи-приемки Товара Приложением N 3 (далее Акт сдачи-приемки) к настоящему Контракту.
Оплата Товара, поставленного в последний месяц года, производится Заказчиком не позднее 27 числа последнего месяца года после представления не позднее 23 числа последнего месяца года, подписанного Поставщиком и Заказчиком счета ши счета-фактуры, по состоянию на 23 число последнего месяца года и счета на предварительную оплату за период с 24 по 31 число последнего месяца года".
Абзац первый настоящего пункта прописан в соответствии с вариантом 2.1 условий типового контракта, наличие условий, прописанных во втором абзаце, не предусмотрены ни одним из вариантов типового контракта.
Также, Положениями Раздела 3 Типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, предусмотрено 3 варианта условий и порядка поставки товара:
Условиями Раздела 3 Проекта контракта Аукционной документации предусмотрено:
- в первом абзаце пункта 3.1 Товар поставляется Заказчику партиями согласно Графику, условиям и месту поставки (приложение N5 к настоящему Контракту) и в соответствии с условиями настоящего Контракта.
- во втором абзаце пункта 3.1 речь идет о направлении заявки Заказчиком в пределах срока, установленного пунктом 11.1 Контракта.
По мнению Заявителя, Заказчик прописал Вариант 3 условий поставки Типового контракта и добавил условия поставки из Варианта 1.
Согласно условиям поставки Товара, установленным Заказчиком в Приложении 5 к Проекту контракта, поставка предполагается: единовременная (единоразовая) и по заявкам.
Заявитель считает, что Заказчик в пункте 3.1 Проекта контракта не указал условия из Типового контракта:
- для поставки по заявкам - в течение скольких дней осуществляется поставка со дня отправки заявки;
- для поставки единовременно - частичная поставка и поставка Товара по частям не допускается.
Заявитель считает, что Заказчик нарушил часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) от 09.10.2013 (далее - Технический регламент ТР ТС 033/2013).
Заявитель считает, что в документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к объекту закупки отличные от ТР ТС 033/2013 по показателям: содержание йода, содержание пребиотиков.
Ответственным заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель ответственного Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и пояснил, что согласно положениям Закона о контрактной системе заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Указанные в разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе показатели являются стандартными и полностью укладываются в нормы, установленные ТР ТС 033/2013; указанные параметры не выходят за нижнюю и верхнюю предельно допустимые границы.
Положения пункта 2.4 Проекта контракта документации об Аукционе соответствуют требованиям Типового контракта, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания", и положениям статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным выше ответственный Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Взаимодействие Уполномоченного учреждения и Заказчика регламентировано постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2013 года N 1013 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области" (далее - Постановление N 1013).
В соответствии с пунктом 6 главы 2 Постановления N 1013 Заказчик: составляет техническое задание, проект контракта, основные условия закупки, утверждает заявку на закупку путем ее подписания в ГИС "Закупки" как часть документации.
Согласно пункту 7 главы 2 Постановления N 1013 Уполномоченный орган составляет и утверждает путем ее подписания в ГИС "Закупки" часть документации, касающуюся организации и проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением части документации, утвержденной заказчиком (заявки на закупку).
Таким образом, нормативно закреплена обязанность Заказчика формировать объект закупки и требовать его поставки (исполнения), в соответствии со своей потребностью в рамках заключенного по результатам определения поставщика (исполнителя, подрядчика) контракта.
Кроме того, представитель Уполномоченного учреждения считает, что действия Заказчика при формировании технического задания соблюдены положения статьи 33 Закона о контрактной системе в полном объеме.
На основании вышеизложенного, Уполномоченное учреждение полагает доводы жалобы несостоятельными и необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
22.10.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335200014921003773 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 891 828,90 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
1.В соответствию с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Комиссией установлено, что в пункте 3.1 Проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Аукционной документации, (далее - Проект контракта) Заказчиком определено: "Товар поставляется Заказчику партиями согласно Графику, условиям и месту поставки (Приложение N 5 к настоящему Контракту) и в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется настоящим Контрактом. Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта".
Пунктом 11.1 Проекта контракта установлено: "Настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по 31.12.2021 (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту".
В Приложении N 5 к Проекту контракта в отношении срока поставки товара Заказчиком указано: "С момента заключения контракта по 20 декабря 2021 года".
Таким образом, в соответствии с указанными положениями Проекта контракта заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 3 рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 Проекта контракта.
Согласно представленным ответственным Заказчиком письменным пояснениям (вх. N 8728 от 12.11.2021): "Заявка Заказчика на поставку товара может быть направлена только в период действия контракта. В случае, если бы срок направления заявки Заказчиком привязывался бы к дате исполнения контракта, то есть до 20 декабря 2021 года, то при нарушении поставщиком своих обязательств, в том числе по независящим от него обстоятельствам, заказчик не сможет направить повторную заявку на поставку товара, в связи с истечением срока направления заявки. Следовательно, привязка именно ко сроку действия контракта, а не к дате исполнения обязательств, представляется более разумной и обоснованной. Более того, даже в случае направления Заказчиком такой заявки после истечения срока поставки - 20.12.2021, указанное означает, что несвоевременное исполнение поставщиком своих обязательств произошло не по его вине, а, следовательно, не может привести к каким-либо штрафным санкциям в его адрес".
Комиссия отмечает, что Заявитель в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, имея право на разъяснение положений Аукционной документации, не обращался к Заказчику с запросом о даче разъяснений положений документации об Аукционе, в том числе положений Проекта контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены "Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов" (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания, применяемый с учетом показателей, определенных информационной картой типового контракта на поставку продуктов питания, содержащейся в Приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Типовой контракт).
Пунктом 2.4 Типового контракта предусмотрена возможность выбора нескольких условий оплаты поставленного товара.
Следовательно, пункт 2.4 Типового контракта относится к его переменной части.
Комиссией установлено, что в пункте 2.4 Проекта контракта Аукционной документации Заказчиком определено: "Оплата каждой партии Товара, определенной в Заявке, форма которой установлена Приложением N 4 к настоящему Контракту (далее - Заявка), производится Заказчиком на основании счета, предоставленного Поставщиком, в течение 30 (тридцати) дней со дня подписания Сторонами Акта сдачи-приемки Товара Приложением N 3 (далее Акт сдачи-приемки) к настоящему Контракту.
Оплата Товара, поставленного в последний месяц года, производится Заказчиком не позднее 27 числа последнего месяца года после представления не позднее 23 числа последнего месяца года, подписанного Поставщиком и Заказчиком счета ши счета-фактуры, по состоянию на 23 число последнего месяца года и счета на предварительную оплату за период с 24 по 31 число последнего месяца года".
Проанализировав пункт 2.4 Проекта контракта Аукционной документации Комиссия пришла к выводу, что первый абзац настоящего пункта соответствует варианту 2.1 условий Типового контракта, установленных для пункта 2.4 Типового контракта.
В отношении дополнительных условий порядка оплаты ответственным Заказчиком представлены письменные пояснения (вх. N 8777 от 15.11.2021): "Указание дополнительной информации обусловлено информированием участников о сроках исполнения своих обязательств Заказчиком в рамках БК РФ Статьи 242 "Завершение текущего финансового года". Включение данной информации позволяет поставщику сделать вывод о своевременной оплате поставленного товара в рамках заключенного контракта и не влияет на исполнение своих обязательств по поставке товара".
Пунктом 3.4 Типового контракта предусмотрена возможность выбора нескольких условий поставки товара, а именно: "<73> Поставщик передает Заказчику документы в составе, определенном в настоящем пункте, в течение ______ (_____) календарных/рабочих <74> дней после поставки Товара Получателю/получения (выборки) Товара Получателем.
Состав документов:
- Акт сдачи-приемки Товара в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон), подписанный со стороны Поставщика;
- копии товарных накладных по форме N ТОРГ-12, подписанные Получателями и заверенные печатью Поставщика (при наличии печати);
- счета-фактуры. <75>
Заказчик в течение _____ (____) календарных/рабочих <76> дней со дня получения документов, перечисленных в настоящем пункте, подписывает и направляет Поставщику Акт сдачи-приемки Товара или направляет мотивированный отказ.
После устранения недостатков, послуживших основанием для направления мотивированного отказа, Поставщик повторно направляет Заказчику документы, определенные в настоящем пункте. Заказчик рассматривает указанные документы и подписывает со своей стороны Акт сдачи-приемки Товара в порядке и сроки, предусмотренные настоящим пунктом.
Подписание со стороны Заказчика Акта сдачи-приемки Товара подтверждает исполнение обязательств Поставщика, предусмотренных настоящим Контрактом".
Таким образом, пункт 3.4 Типового контракта относится к его переменной части.
Комиссией установлено, что в пункте 3.4 Проекта контракта Аукционной документации Заказчиком определено: "Поставщик передает Заказчику документы в составе, определенном в настоящем пункте, в течение одного календарного дня после поставки Товара.
Состав документов:
- Акт сдачи-приемки Товара в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон), подписанный со стороны Поставщика;
- копии товарных накладных по форме N ТОРГ-12, подписанные Получателями и заверенные печатью Поставщика (при наличии печати);
- счета-фактуры.
Заказчик в течение двух календарных дней со дня получения документов, перечисленных в настоящем пункте, подписывает и направляет Поставщику Акт сдачи-приемки Товара или направляет мотивированный отказ. После устранения недостатков, послуживших основанием для направления мотивированного отказа, Поставщик повторно направляет Заказчику документы, определенные в настоящем пункте. Заказчик рассматривает указанные документы и подписывает со своей стороны Акт сдачи-приемки Товара в порядке и сроки, предусмотренные настоящим пунктом. Подписание со стороны Заказчика Акта сдачи-приемки Товара подтверждает исполнение обязательств Поставщика, предусмотренных настоящим Контрактом".
Учитывая изложенное выше, Комиссия делает вывод о том, что пункты 2.4 и 3.1 Проекта контракта соответствует требованиям Правил и Типового контракта, положениям статьи 34 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 12, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к товарам (работам, услугам).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка специальных витаминизированных сбалансированных молочных смесей для беременных женщин, кормящих матерей и специальных молочных продуктов детского питания для детей в возрасте до трех лет.
Согласно извещению о проведении Аукциона, заказчики при осуществлении совместного Аукциона руководствовались кодом позиции КТРУ 10.86.10.133-00000002, которая содержит требования к виду смеси и форме выпуска смеси.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как установлено пунктом 25 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документацией об Аукционе описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта указаны в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделе 4 "Проект контракта" настоящей документации.
Разделом 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Аукционной документации (далее - Техническое задание) установлены, в том числе, следующие технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Комиссией установлено, что позиция 1 "Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения" Технического задания содержит, в том числе, следующую дополнительную характеристику, не предусмотренную КТРУ, - йод "не менее 12,0 мкг не более 35,0 мкг"
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 в соответствии со статьей 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года Совет Евразийской экономической принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013).
Как установлено ТР ТС 033/2013, настоящий технический регламент разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
Показатели пищевой ценности продукции детского питания на молочной основе, адаптированных или частично адаптированных начальных или последующих молочных смесей (в том числе сухих), сухих кисломолочных смесей, молочных напитков (в том числе сухих) для питания детей раннего возраста, молочных каш, готовых к употреблению, и молочных каш сухих (восстанавливаемых до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны соответствовать допустимым уровням, установленным в приложениях N 12 и N 14 к настоящему техническому регламенту, и функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста (пункт 55 ТР ТС 033/2013).
Как установлено приложением N 14 к ТР ТС 033/2013, допустимым уровнем содержания микронутриентов в адаптированных молочных смесях (сухие, жидкие, пресные и кисломолочные), продукты на основе частично гидролизованных белков для питания детей от рождения до 12 месяцев, а именно йода составляет 5,0 - 35,0 мкг/л.
При описании объекта закупки "Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения" (по позиции 1 Технического задания) Заказчиком по показателю "йод" установлено требование к характеристике - "не менее 12,0 не более 35,0 мкг" с обоснованием: "В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013). Исходя из суточного объема потребления детской молочной смеси ребенком в первые месяцы жизни равным не менее 750 мл/сут., обосновано рекомендовать к питанию детей раннего возраста смеси дополнительно обогащенные йодом, минимальное значение данного показателя 12,0 мкг на 100 мл восстановленного продукта. Данное требование в полной мере соответствует ТР ТС 033/2013. Пункта N 1 обоснования".
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки "Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения" (позиция 1 Технического задания) включено обоснование использования отличных показателей и требований от установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателей и требований.
Письмом (вх. N 8777 от 15.11.2021) Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым: "Предметом закупки в пункте N 1 Технического задания является детская молочная смесь для детей с функциональными нарушениями пищеварения (срыгиваниями). Протокол лечения срыгиваний предусматривает диетотерапию с использованием загустителей. Наиболее выраженный клинический эффект и в более короткие сроки может быть достигнут при использовании смесей, содержащих КАМЕДЬ, например, "Нутрилон АР" (Nutricia), "Нутрилак антирефлюксный" (ЗАО "Инфаприм" Россия). (Детское питание Руководство для врачей, 3-е издание под редакцией В.А. Тутельяна, И.Я. Коня глава 2, 2.1 Основные принципы диетотерапии синдрома срыгиваний у детей первого года жизни, стр. 423 - 428). Вместе с тем, длительное применение загустителя нарушает усвоение организмом ребенка пищевых веществ, в частности йода. В связи с чем, Заказчиком было уделено особое внимание крайне важному для ребенка микроэлементу йод. Что касается отсутствия требования по содержанию йода в смесях по позициям N 2 и 4 Технического задания: по позиции N 2 закупается смесь на основе полностью гидролизованного сывороточного белка, а по позиции N 4 - смесь на основе частично гидролизованного сывороточного белка; эти смеси легче усваиваются в силу особенностей своего состава; они не содержат в своем составе загустителя камедь, поэтому не оказывают такого воздействия на усвоение пищевых веществ и в частности йода".
С учетом изложенного выше Комиссия делает вывод о соответствии характеристики товара "йод" требованиям положений Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссией установлено, что описание объекта закупки содержит, в том числе, дополнительную характеристику, не предусмотренную КТРУ, - "обогащенная пребиотиками" с обоснованием использования: "В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (Приложение 12: примечания пункт 8). Пункт N 5 обоснования".
Довод жалобы Заявителя изложен в отношении позиций Технического задания 6, 7 и 8 с товаром - каша молочная для детского питания.
В Главе "Характеристика продуктов прикорма промышленного выпуска" Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации, утвержденной ведущими медицинскими организациями Российской Федерации в области педиатрии и детского питания определено: "зерновой прикорм - один из основных источников углеводов, растительных белков и жиров, пищевых волокон, а также минеральных веществ (в том числе железа) и витаминов, которыми обогащен продукт. В отдельные продукты введены пре- и пробиотики, докозагексаеновая кислота. Прикорм на основе злаков следует начинать с безглютеновой каши (рисовой, гречневой или кукурузной), в дальнейшем вводятся глютенсодержащие и из смеси нескольких круп. Каши могут быть молочными или безмолочными".
Кроме того, согласно ГОСТ Р 52349-2005 пребиотик - это физиологически функциональный пищевой ингредиент в виде вещества или комплекса веществ, обеспечивающий при систематическом употреблении в пищу человеком в составе пищевых продуктов благоприятное воздействие на организм человека в результате избирательной стимуляции роста и/или повышения биологической активности нормальной микрофлоры кишечника; к функциональным пищевым ингредиентам относят физиологически активные, ценные и безопасные для здоровья ингредиенты с известными физико-химическими характеристиками, для которых выявлены и научно обоснованы полезные для сохранения и улучшения здоровья свойства, установлена суточная физиологическая потребность: растворимые и нерастворимые пищевые волокна (пектины и др.), витамины (витамин Е, токотриснолы, фолиевая кислота и др.), минеральные вещества (кальций, магний, железо, селен и др.), жиры и вещества, сопутствующие жирам (полиненасыщенные жирные кислоты, растительные стеролы, коньюгированные изомеры линолевой кислоты, структурированные липиды, сфинголипиды и др.), полисахариды, вторичные растительные соединения (флавоноиды/полифенолы, каротиноиды, ликопин и др.), пробиотики, пребиотики и синбиотики.
Таким образом, пробиотики и пребиотики являются функциональным пищевым ингредиентом.
Кроме того, Заказчиком представлены Комиссии следующие сведения (вх. N 8777 от 15.11.2021): "Описанию объекту закупки соответствует, в том числе продукция ОАО Волковысского Беллакт (данные представлены в виде СГР на молочные каши с пребиотиками Беллакт). В ассортименте продукции Волковысского ОАО "Беллакт" (официальный представитель завода на территории РФ ООО "Торговый дом Беллакт", учредителем которого с долей 51% является Волковысское ОАО "Беллакт") имеются каши молочные для детского питания с пребиотиками: овсяная, пшеничная и мультизлаковая. Следовательно, ООО "Торговый дом Беллакт" с ассортиментом молочных каш ТМ Беллакт, потенциально мог стать участником данной закупки".
С учетом изложенного выше Комиссия делает вывод о соответствии характеристики товара "обогащенная пребиотиками" требованиям положений Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия отмечает, что Заявителем не было представлено каких- либо доказательств (ответов от производителей, поставщиков) об отказе в продаже ему каких-либо товаров.
Поскольку приоритетной целью госзакупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в Аукционе в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого Заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции Заказчиком.
В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом Беллакт" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
И.Д. Старжинский
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 19 ноября 2021 г. N 039/06/34-1363/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021