Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙМОНТАЖ" (далее - Заявитель) на действия Муниципального унитарного предприятия наружного освещения города Перми "Горсвет" (далее - Заказчик), Администрации города Перми (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку комплектов светотехнического оборудования для наружного освещения (изв. N 0156300008721000298),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300008721000298 Администрацией города Перми (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на поставку комплектов светотехнического оборудования для наружного освещения.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.10.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 328 967 289,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.11.2021 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно осуществил укрупнение объекта закупки в виде комплекта, состоящего из светильника и контроллера управления светильником. По мнению Заявителя, единственным производителем такого комплекта является ООО "МГК Световые технологии".
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно п. 3 раздела 5 Закона о закупках описание объекта закупки, информация о количестве товара Указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Согласно приложению N 2 к аукционной документации "Техническое задание" необходимо поставить комплект светотехнического оборудования для наружного освещения. Исходя из анализа технического задания, комплект включает в себя светильник утилитарного наружного освещения для освещения магистралей, дорог, улиц, тротуаров с управляемым источником питания и контроллер индивидуального управления светильника.
Проанализировав представленное Заказчиком в материалы жалобы заключение эксперта N БН-60 от 14.10.2021 г. Комиссия установила, что светотехническое оборудование производится как минимум двумя производителями, а именно ООО "МГК "Световые Технологии" и АО "Дюрэй", и не является эксклюзивным товаром.
Кроме того, в материалы жалобы представлен ответ на запрос Заказчика (исх. N 1435 от 21.10.2021 г.) от ООО "Дюрей" (исх. N 107/2021-К от 22.10.2021 г.), в котором указана информация о возможных комплектах, соответствующих Техническому заданию, а также их стоимость. Указанное также подтверждает наличие на рынке, помимо ООО "МГК "Световые Технологии", как минимум еще одного производителя спорного светотехнического оборудования.
Комиссией также учитывается, что ООО "РЕМСТРОЙМОНТАЖ", являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие товара, который соответствовал бы потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что требованиям, установленным в ТЗ соответствует товар единственного производителя, не нашел своего подтверждения. Доказательств иного не представлено.
2. Заявитель полагает, что Заказчик в проекте Контракта установил срок оплаты, не соответствующий требованиям Закона о закупках.
Согласно ч. 7 ст. 30 Закона о закупках типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Данная позиция находит свое подтверждение в Письме Минфина России от 24.04.2020 N 24-03-08/33305.
Проанализировав положения контракта, Комиссия установила следующее.
В п. 4.1.7. проекта Контракта установлено, что Поставщик обязан привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 25 % процентов от цены Контракта.
Согласно п. 4.1.11. типового Контракта Поставщик обязан оплачивать поставленные соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций товары, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания Поставщиком документа о приемке товара, отдельных этапов исполнения договора.
Таким образом, Заказчик установил требования о сроке оплаты обязательств по Контракту, выполненных соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, довод жалобы не свидетельствует о нарушении со стороны Заказчика, Уполномоченного органа действующего законодательства Российской Федерации.
3. Относительно довода жалобы о неправомерном установлении требований к габаритным размерам светильников установлено следующее.
В пунктах 1.5.1-1.5.3, 2.5.1-2.5.3, 3.5.1-3.5.3, 4.5.1-4.5.3, 5.5.1-5.5.3 ТЗ установлены требования к габаритным размерам светильников.
Согласно ТЗ светильники должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 54350-2015, ГОСТ IEC 60598-1-2017, ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 17516.1-90, ГОСТ Р 55705-2013, Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255.
Вместе с тем, исходя из положений указанных ГОСТов и Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255, требование к габаритным размерам светильников не установлено.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование к характеристике товара, непредусмотренной положениями упомянутых ГОСТов, Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255.
Исходя из указанного выше, Комиссия делает вывод, что описание объекта закупки не соответствует положениям п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках и, как следствие Заказчиком, Уполномоченным органом нарушается п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что, согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в аукционе подано 3 заявки, 2 участника допущены к участию в аукционе.
В данный момент определение поставщика завершено. Победителем признано лицо, которое предлагает цену контракта в размере 294 425 723,55 руб., снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 10,6 %, что говорит о наличии конкуренции при проведении оспариваемой закупки.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕМСТРОЙМОНТАЖ" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку комплектов светотехнического оборудования для наружного освещения (изв. N 0156300008721000298) обоснованной в части довода 3.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 ноября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021