Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, заместителя начальника отдела, А.П. Безруких, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Зеро-мед" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "N 238/22 на поставку расходных дезинфицирующих и моющих средств для нужд ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России и филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42 (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Зеро-мед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319100004921000686.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон, посредством интернет-видеоконференции.
В интернет-видеоконференции принял участие представитель заказчика (на основании доверенности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчик в технической части аукционной документации установил требования к товарам не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также неправомерно объединил в одну позицию два разных вида товара.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу в адрес Красноярского УФАС России заказчиком были представлены письменные пояснения, согласно которым обжалуемые положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и обусловлены потребностью заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных дезинфицирующих и моющих средств для нужд ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России и филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации Постановлением от 08.02.2017 N 145 утвердило Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила КТРУ).
Согласно пункту 5 Правил КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога), таким образом, изменение характеристик или добавление новых требуется обосновать в описании закупки.
Согласно пункту 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Описание объекта закупки изложено в аукционной документации, раздел N 3 к Информационной карте электронного аукциона (далее - Описание объекта закупки).
Комиссией установлено, что заказчиком применена информация, содержащаяся в позициях КТРУ 20.41.32.119, КТРУ 20.20.14.000, КТРУ 20.20.14.000-00000002, КТРУ 20.20.14.000-00000005, КТРУ 20.20.14.000-00000006, 20.20.14.000-00000007, КТРУ 20.20.14.000-00000009, при этом, поскольку у заказчика в силу потребности возникли дополнительные требования к закупаемому товару, заказчик воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 5 Правил КТРУ, обосновав такую потребность сформировал Описание объекта закупки с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
При описании объекта закупки заказчик наряду с наименованием товара и указанием единицы измерения количества товара в соответствии с кодом позиции КТРУ использовал соответствующее описание товара, которое присутствует в позиции каталога (а именно, "жидкость", "салфетки", "таблетки", "порошок" или "гель").
Исследовав описание объекта закупки, Комиссия установила, что в аукционной документации, исходя из потребности заказчика, сформулированы функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики услуги, установлены максимальные, минимальные, неизменные показатели характеристик услуг, позволяющие определить потребность заказчика.
Комиссией установлено, что учитывая необходимость предоставления максимально полного объема информации, обосновывающей указание заказчиком дополнительных характеристик, а также указания полной формы всех документов, регламентов, требований, указаний и т.п., определяющих выбор показателей товара, Заказчик после таблиц с описанием закупаемых позиций, привел полную, расширенную форму общего обоснования дополнительных характеристик, описывающих средства и собственно причины выбора показателей средств, а именно:
"Выбор средств (включая действующие вещества и их массовые доли в средстве, вспомогательные компоненты, форму выпуска и т.д.) произведен с учетом: рекомендаций изготовителей изделий медицинского назначения, применяемых в организации, и других изделий, являющихся объектами дезинфекции, касающихся воздействия конкретных дезинфицирующих средств на материалы этих изделий; вероятности присутствия больных и персонала в процессе применения дезинфицирующих средств; результатов мониторинга устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов; необходимости последовательной замены дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы; наличия не менее чем месячного запаса разнообразных дезинфицирующих средств различного химического состава и назначения в соответствии с расчетной потребностью; видов дезинфекционных мероприятий, для проведения которых выбираются средства; индивидуальной переносимости больных и персонала веществ и компонентов из состава дезинфицирующих средств; необходимости использования распыливающей аппаратуры (генераторов аэрозолей); степени возможной опасности дезинфицирующего средства для здоровья людей и среды их обитания в конкретных условиях использования; необходимых режимов применения дезинфицирующего средства; эффективности дезинфицирующих средств и других факторов, определяющих выбор дезинфицирующих средств, применяемых в МО (ЛПУ). Поставляемые дезинфицирующие средства: применяемые для обработки и обезжиривания кожи операционного и инъекционного полей должны обладать способностью обозначения цветом границ обрабатываемого поля (например, красно-коричневым, оранжевым, зеленым и т.д.), применяемые Заказчиком в инфекционных отделениях должны обладать пролонгированным антимикробным действием в течение не менее пяти часов и не должны требовать ротации, применяемые Заказчиком (в том числе, в рамках противоэпидемических мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе коронавирусной инфекции (COVID-19)) для дезинфекции кабинетов диагностики в течение смены (для дезинфекции поверхностей жесткой мебели, поверхностей диагностического оборудования, высоко контактных поверхностей (дверей, дверных ручек и т.п.)) должны обладать пролонгированным антимикробным действием в течение не менее трех часов. Эквивалентность дезинфицирующих средств определяется: их назначением (целью применения); наличием характеристик, обусловленных спецификой применения средства; соответствием физико-химических показателей (в том числе, номенклатуры действующих веществ (включая массовые доли действующих веществ)); указаниями по применению дезинфицирующего средства.
Требования к дезинфицирующим средствам сформированы в соответствии с:
СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней;
МУ 3.5.1.3439-17 Методические указания. Оценка чувствительности к дезинфицирующим средствам микроорганизмов, циркулирующих в медицинских организациях;
МР 3.5.1.0103-15 Методические рекомендации по использованию метода аэрозольной дезинфекции в медицинских организациях;
МР 3.1.0209-20 Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
МУ 1.2.1105-02 Методические указания. Оценка токсичности и опасности дезинфицирующих средств;
Приложение к письму Роспотребнадзора от 23 января 2020 года N 02/770-2020-32 Инструкция по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами;
МР 3.1.0218-20 Рекомендации по обеспечению противоэпидемического режима при организации оказания медицинской помощи больным COVID-19 (лицам с подозрением на заболевание) в амбулаторных условиях и транспортировании пациентов в медицинские организации;
МР 3.1.0229-21 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (подозрением на заболевание) в стационарных условиях. Методические рекомендации;
МР 3.1.0196-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Выявление возбудителя COVID-19 в образцах внешней среды. Методические рекомендации;
ГОСТ Р 58393-2019 Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования (с Поправкой);
Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2045-р Об утверждении Стратегии предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации;
Национальная Концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2011 г.)".
Таким образом, в Описании объекта закупки содержится, предусмотренное пунктом 6 Правил КТРУ, обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога), а именно: указаны дополнительные требования, установленные для обеспечения надлежащего оказания услуг, обеспечивающих безопасные условия эксплуатации объектов, на которых оказываются услуги.
Комиссия отмечает, что указание заказчиком характеристик товара, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки электронного аукциона, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком, исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Комиссия приходит к выводу, что требования технической документации заказчика не противоречат положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, не ограничивают число участников проводимой закупки, поскольку заказчиком применены показатели, касающиеся технических и качественных характеристик услуг, также указаны максимальные и минимальные значения некоторых параметров; показатели, которые не могут быть изменены.
Комиссия обращает внимание на то, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие требования к закупаемым товарам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к услугам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам, товарам и их характеристикам, а также причины их установления.
В то же время Комиссия учитывает, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе.
Однако, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услугу, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки, исходя из следующего.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Условия аукционной документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если у Комиссии отсутствуют доказательства того, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки документации о проведении электронного аукциона требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Относительно довода жалобы по поводу объединения в одну позицию двух разных видов товара установлено следующее.
Из пояснений заказчика следует, что необходимость использования тест-полосок к дезинфицирующим средствам определена правилами, нормами и иными документами, определяющими порядок оказания услуг медицинскими организациями. Согласно СанПиН 3.3686-21:
"п. 3614. Длительность применения рабочих растворов и готовых к применению средств ДВУ и стерилизации многократного применения (в пределах срока годности) определяется концентрацией ДВ, которая должна контролироваться химическими индикаторами (тест полосками) с кратностью не реже одного раза в смену". Таким образом, у заказчика присутствует безусловная необходимость применения данных индикаторов (полосок) для экспресс-тестирования дезинфицирующих средств.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы не нашли своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "Зеро-мед" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
А.П. Безруких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 ноября 2021 г. N 024/06/105-2762/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021