Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - заместитель начальника Т.Э. Жукова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - Администрации Кировского района в городе Красноярске (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание охранных услуг" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019821002044, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено путем видеоконференцсвязи в присутствии представитель уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы.
Из содержания жалобы следует, что заказчик в документации также в обязанности исполнителя вменяет обязательное наличие у Исполнителя группы быстрого реагирования, вооруженной оружием. Данный вид услуги, относится к 3 (третьему) виду охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и не является предметом контракта. Кроме того по мнению подателя жалобы, Заказчик обязывает Исполнителя оказывать данную услугу ему безвозмездно, оплачивая Исполнителю лишь только услуги постовой физической охраны.
Уполномоченным органом, представлены пояснения об отсутствии нарушений требований Закона о контрактной системе в составе документации.
Заказчик в своих пояснениях указал о необходимости внесения изменений в аукционную документацию в связи с чем, просил выдать предписание для внесения изменений в документацию.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчик потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг охраны" (извещение N 0119300019821002044 от 22.10.2021).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как указано в статье 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как указано в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Деятельность частных охранных организаций в РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Закона частным охранным организациям разрешено оказание семи видов охранных услуг, перечень которых является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Таким видами услуг являются:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Из анализа аукционной документации следует, что предметом контракта является услуги частной охраны (Выставление поста охраны), а также охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", что является 7 (седьмым) видом охранных услуг.
Данный вид охранной услуги Исполнитель должен оказать путем выставления одного поста охраны по адрес г. Красноярск, ул. ул. Вавилова,56 Заказчика постов физической охраны в составе одного человека ежедневно, круглосуточно, а именно: "Вид услуги по охране:
Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности
Использование мобильной группы - да
Использование специальных средств - да
Наличие оружия у сотрудников охраны - нет
Наличие оружия у сотрудников мобильной группы - да
Единица измерения - человеко-час
При этом, помимо указанной выше услуги, заказчик в своей документации также в обязанности исполнителя вменяет обязательное наличие у Исполнителя группы быстрого реагирования, вооруженной оружием.
Данный вид услуги, относится к 3 (третьему) виду охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона N 2487-1.
Согласно части 5 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке;
д) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Предметом закупки в соответствии с документацией является охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности, что является 7 (седьмым) видом охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона N 2487-1.
Данный вид охранной услуги Исполнитель должен оказать путем выставления по адресу Заказчика поста физической охраны в составе одного человека в сутки на посту.
В пункте 3.1 информационной карты установлены требования к участникам закупки, а именно: "Наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности с видом услуг: - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (основания: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"); б) Наличие действующей лицензии на приобретение служебного оружия и (или) договора о выдаче служебного оружия во временное пользование и (или) разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему (Основания: Федеральный закон от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", Федеральный закон N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. N 814 ''О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации'' (вместе с ''Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации'', "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему"))".
В разделе 5 "Инструкция по заполнению заявки" документации указаны требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно: 4) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов:
а) Копия действующей лицензии (или выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) на осуществление частной охранной деятельности с видом услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (основания: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации");
б) Копия действующей лицензии (или выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью на приобретение служебного оружия и (или) договора о выдаче служебного оружия во временное пользование и (или) разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему. (Основания: Федеральный закон от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", Федеральный закон N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему").
Как видно из документации заказчик установил требования к участникам закупки в соответствии с 7 (седьмым) видом охранных услуг в согласно статье 3 Закона N 2487-1.
При этом, помимо указанной выше услуги, заказчик в своей документации также в обязанности исполнителя вменяет обязательное наличие у Исполнителя группы быстрого реагирования, вооруженной оружием. Данный вид услуги, относится к 3 (третьему) виду охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации.
Таким образом, если Заказчика имеется потребность в группе быстрого реагирования, то в предмет закупки он обязан был включить в документацию 3 (третий) вид охранной услуги в соответствии со статьей 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации и предусмотреть в контракте затраты на оплату данного самостоятельного вида охранной услуги.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия делает вывод о нарушении Заказчиком требований статей 31, 64 Закона о контрактной системе.
По доводу жалобы о заниженной цене контракта комиссия установила следующее. При формировании начальной (максимальной) цены (Далее - НМЦК) контракта Заказчик руководствовался положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.
Исходя из положений статьи 22 Закона о контрактной системе заказчик обосновал установление указанной в закупки НМЦК в связи с чем довод жалобы признается необоснованной.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 ноября 2021 г. N 024/06/105-2766/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021