Дата изготовления решения: 18 ноября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Парфеновой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок; Притумановой Ю.К. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей: ФГБОУ ВО ИВГПУ (далее - Заказчик): Курушиной Юлии Владимировны (доверенность от 08.11.2021), Суконкина Виктора Васильевича (доверенность от 08.11.2021),
ООО "СМУ-17" (далее - Общество, Подрядчик): Удалихина Александра Владимировича (доверенность от 11.11.2021),
на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 11.12.2020 от ФГБОУ ВО ИВГПУ поступили материалы, свидетельствующие об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта на капитальный ремонт системы электроснабжения и общестроительные работы в общежитиях N3 и N4 ФГБОУ ВО "ИВГПУ" (электронный аукцион N0333100004120000011), вследствие существенного нарушения ООО "СМУ-17" условий контракта.
Арбитражный суд Ивановской области вынес определение от 15.12.2020 о принятии обеспечительных мер, в том числе о приостановлении действия Решения ФГБОУ ВО ИВГПУ об одностороннем отказе от исполнения контракта N01-12-586 от 27.11.2020 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по делу А17-10499/2020.
Ивановское УФАС России уведомлением N07-02/4436 от 18.12.2020 приостановило рассмотрение обращения ФГБОУ ВО ИВГПУ на основании письма ФАС России от 13.09.2018 NИА/73410/18 "О направлении методических рекомендаций" до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области NА17-10499/2020.
Арбитражный суд Ивановской области вынес определение от 05.10.2021 об отмене обеспечительных мер, принятых по делу NА17-10499/2020.
Определение Арбитражного суда Ивановского области от 05.10.2021 вступило в силу 06.11.2021.
В связи с указанным, рассмотрение обращения было назначено на 15.11.2021.
Рассмотрев представленные Заказчиком, Обществом документы, заслушав представителей Заказчика, Общества, участвующих в заседании Комиссии Ивановского УФАС России, установлено следующее.
27.08.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0333100004120000011 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт системы электроснабжения и общестроительные работы в общежитиях N3 и N4 ФГБОУ ВО "ИВГПУ". Начальная (максимальная) цена контракта - 37 554 152,22 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.09.2020 N0333100004120000011-3 участники закупки с идентификационными номерами 2 (ООО "СМУ-17"), 1 (ООО СУ БИОНТ) и их заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке и Закона о контрактной системе. Участник закупки с идентификационным номером 3 (ООО ЩИТ-ВМК) и его заявка признаны не соответствующими требованиям документации о закупке и Закона о контрактной системе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 2 (ООО "СМУ-17").
По итогам проведения указанной закупки 21.09.2020 между ФГБОУ ВО ИВГПУ и ООО "СМУ-17" был заключен контракт на капитальный ремонт системы электроснабжения и общестроительные работы в общежитиях N3 и N4 ФГБОУ ВО "ИВГПУ" (далее - контракт) по цене 37 366 381 руб.
Согласно п. 1.2 контракта требования, предъявляемые к услугам, оказываемым в рамках настоящего контракта, и другие условия оказания услуг определяются ведомостью объемов работ, локальным сметным расчетом и техническим заданием, являющиеся неотъемлемой частью контракта.
На основании п. 4.2. контракта определен срок оказания услуг: с даты заключения контракта до 15.12.2020.
Согласно Техническому заданию контракта установлено описание работ, согласно которому осуществляется:
- Разработка проектно-сметной документации (ПСД) на капитальный ремонт системы электроснабжения;
- Согласование ПСД с Заказчиком;
- Экспертиза ПСД;
- Разработка проекта производства работ (ППР);
- Согласование ППР с Заказчиком;
- Выполнение строительно-монтажных работ (СМР);
- Сдача электромонтажных работ (ЭМР) надзорным органам.
Письмом от 05.11.2020 N301-12/527 о невыполнении условий контракта, Заказчиком указано, что обязательства, которые установлены Техническим заданием контракта, выполнены Обществом не полностью. Кроме того, пожарная сигнализация демонтирована Подрядчиком самовольно, без уведомления Заказчика и не восстановлена её работоспособность.
Письмом от 05.11.2020 N01-12-528 Заказчик запросил у Общества документы и информацию в соответствии с Техническим заданием контракта, с указанием срока направления Заказчику названных документов и информации не позднее 5 календарных дней с момента получения письма. Как указывает Заказчик, Общество получило письмо 06.11.2020.
Согласно пояснениям Заказчика, по состоянию на 27.11.2020 обязательства Общества по контракту не выполнены в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Аналогичное положение Закона о контрактной системе содержится в п. 10.7 контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с невыполнением ООО "СМУ-17" обусловленных контрактом обязательств, 27.11.2020 ФГБОУ ВО ИВГПУ было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому по состоянию на 27.11.2020 обязательства Подрядчика по контракту фактически не выполнены в полном объеме.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
ФГБОУ ВО ИВГПУ своевременно были выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 01.12.2020 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено на официальном сайте. 27.11.2020 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено Подрядчику заказным письмом с уведомлением, а также вручено представителю Общества нарочным с подтверждением получения.
Следовательно, датой надлежащего уведомления Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта является 27.11.2020.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения контракта наступили в рассматриваемом случае с 08.12.2020.
Соответствующая информация о расторжении контракта размещена Заказчиком на официальном сайте.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно пояснениям Общества, представленным в Ивановское УФАС России, Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ на объектах и непрерывно осуществлял их выполнение. Вместе с тем, после 08.12.2020 Заказчик Подрядчика к выполнению работ не допускал. Узнав о принятии Заказчиком решения о расторжении контракта, Общество незамедлительно обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Заказчику. В процессе рассмотрения судебного разбирательства была назначена судебная экспертиза. Согласно экспертному заключению N125/07-21 95,60% работ от общего объема фактически выполненных строительных работ соответствуют требованиям строительных норм и правил, нормативно-технической документации. 4,40% от общего объема фактически выполненных строительных работ не соответствуют требованиям технических условий и требованиям контракта. Стоимость ремонтно-отделочных работ по контракту, имеющих дефекты и недостатки, определена в размере 480 226,99 руб. Стоимость ремонтно-отделочных работ по контракту, соответствующих требованиям нормативно-технической документации определена в размере - 10 444 506,10. Выполненные работы имеют потребительскую ценность для Заказчика, т.к. пригодны для использования по назначению, не оказывают влияние на безопасность для проживающих в здании людей. Все выявленные в процессе экспертного исследования дефекты и недостатки классифицируются как "устранимые дефекты", т.е. устранение которых возможно, экономически целесообразно и не наносят какой-либо существенный вред общему состоянию строительных конструкций.
Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В результате осуществления проверки факта одностороннего расторжения Заказчиком контракта, установлено, что Заказчиком не доказан факт существенного нарушения условий Контракта ООО "СМУ-17". Ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которой Заказчиком расторгнут контракт в одностороннем порядке, не может быть применена в данном случае. При расторжении контракта Заказчик руководствовался своими письмами от 05.11.2020, указанными выше. Комиссия Ивановского УФАС России считает, что по состоянию на 05.11.2020 Заказчик не мог полагать, что Обществом не будут выполнены работы в срок до 15.12.2020. Кроме того, пояснения Заказчика о невыполнении Обществом ремонтных работ, расходятся с экспертным заключением, предоставленным ООО "СМУ-17".
При указанных обстоятельствах, у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют правовые основания для включения сведений об ООО "СМУ-17" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ФГБОУ ВО ИВГПУ в отношении ООО "СМУ-17" (ИНН: 3702619132; 153000, г. Иваново, ул. Кузнецова, д. 8, оф. 23), Горохова Евгения Владимировича в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на капитальный ремонт системы электроснабжения и общестроительные работы в общежитиях N3 и N4 ФГБОУ ВО "ИВГПУ" (электронный аукцион N0333100004120000011) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Председатель Комиссии: ___________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ___________________ А.А. Парфенова
___________________ Ю.К. Притуманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 15 ноября 2021 г. N РНП-N37-130
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021