Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Ростелематика" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МАХАЧКАЛА" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008421002375 "Внедрение интеллектуальной транспортной системы городского округа город Махачкала" (далее - Аукцион),
в присутствии представителя Заказчика - Сырва К.К. (доверенность N 11 от 25.10.2021 г.), Заказчик, Уполномоченный орган - отсутствуют (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
27.10.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
08.09.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация (в ред. от 12.10.2021 г.) по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 359 907 728,13 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии ФСТЭК России и наличие действующей лицензии ФСБ России.
В п. 12 Раздела 1 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки:
"соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно:
- Наличие действующей лицензии на по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", включающую в себя выполнение работ, оказание услуг:
13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем
21. Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
- Наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, включающей в себя:
- услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации).
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 (ред. от 30.11.2020) "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
Наличие действующей лицензии на оказание услуг связи
- по предоставлению каналов связи.
Нормативный правовой акт, устанавливающий такие требования: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99 -ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 г. N2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что объектом закупки является выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы городского округа город Махачкала. В соответствии с положениями пункта 4.17 Технического задания, информационная безопасность осуществляться системой обеспечения информационной безопасности, реализуемой организационными мерами и программно-техническими средствами с учетом требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, утвержденных приказом ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. N 239 и Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".
Комиссией установлено, что в объект закупки включены работы по монтажу, установке (инсталляции), наладке защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, по передаче шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Следовательно, установление требования о наличии у участников закупки соответствующих лицензий соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем не представлено доводов о несоответствии объекту закупки работ, к выполнению которых лицо допускается при наличии вышеприведенных лицензий.
Таким образом, довод жалобы Заявителем не обоснован.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановления Правительства РФ N 878) указаны характеристики не соответствующие позициям КТРУ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что в соответствии с положениями пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от08.02.2017 N 145, заказчики обязаны применять информацию включенную в КТРУ (наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги; информация, содержащая описание товара, в том числе потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики) с даты начала обязательного применения.
В отношении позиции КТРУ N 26.20.14.000-00000188- 26.20.14.000-00000190 "Сервер" обязательное применение установлено с 17.11.2021 г. Кроме того, в данной закупке не устанавливаются требования к товарам, соответствующим позиции КТРУ N 26.20.15.000-00000024-26.20.15.000-00000031 "Системный блок".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доводов и доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода жалобы и не позволяющих объективно заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе, жалоба Заявителя не содержит.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1746.
Согласно пункту 1 Постановления N 1746 установлен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных" (далее - ОКПД2), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что в соответствии с Техническим заданием, при выполнении работ исполнитель осуществляет монтаж, пуско-наладку и передачу заказчику систем хранения данных в составе числительной подсистемы ЦОД. Современная система хранения данных представляет собой комплекс аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает хранение данных на физических носителях и предоставляет доступ к этим данным.
Таким образом, оборудование современной СХД можно представить как цепочку уровней, по которым происходит передача и обработка данных между местом их хранения и клиентом, причем важнейшую роль для производительности системы играют контроллеры СХД и сетевые адаптеры, а для надежности СХД - корпус и блок питания.
Также представитель Заказчика указал, что аналогичный вопрос рассматривался антимонопольным органом, который установил, что к коду ОКПД2 26.20.2 (Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных) относится оборудование с набором характеристик, соответствующих расходным материалам или комплектующим. Так, например, к ОКПД2 26.20.2 можно отнести карты флеш-памяти, жесткие диски, SD-карты и т.д. Жесткие диски являются компонентами более сложных систем по хранению и обработке данных, и самостоятельно не могут выполнять весь функционал, требующийся Заказчику. Поэтому Заказчик при закупке СХД не использует код ОКПД2 26.20.2, т.к. устройства, описанные в ОКПД2 26.20Д входят в состав СХД, но не являются единственными комплектующими данного оборудования и не описывают весь требуемый функционал. Таким образом, на основании положений ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и фактического состава передаваемого Исполнителем Заказчику оборудования, представитель Заказчика считает данный довод жалобы необоснованным.
На заседании Комиссии установлено, что объектами закупки является внедрение интеллектуальной транспортной системы городского округа город Махачкала.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе размещено ненадлежащее Обоснование, регламентируемое Постановлением N 1236.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком размещено Обоснование, регламентированное Постановлением N 1236, согласно которому программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование не противоречит Закону о контрактной системе и установлены в связи с потребностью Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 10 ноября 2021 г. N 005/06/106-2642/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021