Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2021 года
Инспекцией Рязанского УФАС России в составе: <_>, действующей на основании приказа Рязанского УФАС России от 14.10.2021 N 110, от 21.10.2021 N 115 в присутствии представителей Министерства здравоохранения Рязанской области (далее - Заказчик) <_>, представителя ООО "Гарант" <_>, представителя ООО "Тиарамед" <_>, на основании информации о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки Министерством здравоохранения Рязанской области, поступившей от ООО "Гарант" б/н б/д (вх. N 5913 от 05.10.2021), руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), рассмотрены материалы проведенной внеплановой камеральной проверки действий Министерства здравоохранения Рязанской области на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (насос шприцевой), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0859200001121010531 от 27.09.2021).
Проверка проводилась с 14 октября по 12 ноября 2021 года.
Контрольное мероприятие проведено методом сплошной проверки представленных документов, связанных с вышеназванной закупкой.
Проверкой установлено:
Министерством здравоохранения Рязанской области инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия (насос шприцевой), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - электронный аукцион).
27 сентября 2021 года извещение о проведении запроса котировок N 0859200001121010531 и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок-www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 786 000, 00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Закона о ФКС, а именно:
1. Заказчик неправомерно установил характеристики приобретаемых насосов шприцевых и не исполнил требования, показатели, терминологию Национального стандарта Российской Федерации "ГОСТ Р 57504-2017 "Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 57504-2017), при составлении описания объекта закупки. Также в документации об электронном аукционе отсутствует надлежащее обоснование необходимости использования иных показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам поставляемого товара, что ограничивает количество участников закупки и соответствует продукции единственного производителя компании "Сино Медикал-Девайс Текнолоджи Ко., Лимитед" (страна происхождения Китай).
Изучив материалы дела и выслушав мнения сторон, Инспекция Рязанского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил характеристики приобретаемых насосов шприцевых и не исполнил требования, показатели, терминологию ГОСТ Р 57504-2017, при составлении описания объекта закупки. Также в документации об электронном аукционе отсутствует надлежащее обоснование необходимости использования иных показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В силу части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе содержит в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о ФКС установлено, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о ФКС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 5 статьи 33 Закона о ФКС особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о ФКС, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о ФКС.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июня 2017 г. N 516-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" утвержден ГОСТ Р 57504-2017 "Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок".
ГОСТ Р 57504-2017 устанавливает требования к подготовке технического задания и их оформлению при проведении государственных закупок инфузионных шприцевых насосов.
Согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 57504-2017 техническое задание на закупку медицинских изделий должно содержать требования только к тем характеристикам, которые регламентированы настоящим стандартом. Заказчик вправе не включать в техническое задание несущественные для него требования.
В соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ Р 57504-2017 заказчик вправе включить в техническое задание на закупку медицинских изделий требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и/или функциональные характеристики.
Частью 5 статьи 23 Закона о ФКС установлено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о ФКС порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о ФКС, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о ФКС, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о ФКС.
В ходе рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки Инспекцией Рязанского УФАС России установлено, что объекту закупки рассматриваемого электронного аукциона соответствует позиция из каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) "Насос шприцевой", код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00001341, в которой не предусмотрены обязательные характеристики.
Представители Заказчика сообщили, что данная закупка осуществляется в рамках реализации региональной программы "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям". Указанные характеристики закупаемого медицинского изделия являются значимыми для Заказчика. Данные характеристики немаловажны для обеспечения потребности получателя оборудования - Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная детская клиническая больница им Н.В. Дмитриевой", которое оказывает медицинскую помощь в том числе новорожденным детям с низкой и экстремально низкой массой тела (недоношенным детям).
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья пациентов, а также привести к срыву лечебного процесса.
Учитывая изложенное, Инспекция Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя не обоснован, а указание Заказчиком в документации об электронном аукционе характеристик объекта закупки, необходимых для удовлетворения потребностей Заказчика, не нарушает требования Закона о ФКС.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам поставляемого товара, что ограничивает количество участников закупки и соответствует продукции единственного производителя компании "Сино Медикал-Девайс Текнолоджи Ко., Лимитед" (страна происхождения Китай).
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки является поставка медицинского изделия (насос шприцевой).
В разделе "Описание объекта закупки" особенной части документации об электронном Заказчиком установлено, что к поставке требуется товар со следующими спорными характеристиками:
N |
ТЗ |
Усредненное значение |
|
п/п |
|
||
1 |
Предмет закупки |
Насос шприцевой |
|
1.1 |
КТРУ |
32.50.50.190-00001341 |
|
1.2 |
Описание согласно КТРУ |
Электросетевое (переменного тока) устройство для высокоточного (по дозировке и скорости инфузии) вливания лекарственных или физиологических растворов. Благодаря крайне низким предустановкам скорости инфузии (порядка 0,1 мл/ч) находит широкое применение в неонаталогии, ранней педиатрии и реаниматологии, где чаще всего требуются длительные медленные вливания лекарственных препаратов и/или физиологических растворов. Может применяться также и для эпидуральной анестезии. Обычно оснащается встроенными аккумуляторными батареями, обеспечивающими продолжение работы устройства в случае отключения электричества или при использовании его в машинах скорой помощи.. |
|
1.3 |
Условия эксплуатации (в каком отделении) |
ОРИТ, операционный блок, акушерство и гинекология, неонатология, другие отделения |
|
1.4 |
Возрастная группа пациентов |
Взрослые, дети, в т.ч. новорожденные |
|
1.5 |
Тип оборудования |
Переносной |
|
2 |
Технические характеристики |
||
2.1 |
Функциональные характеристики шприцевого насоса |
|
|
2.1.1 |
Режим "Открытая вена" |
Наличие |
|
2.1.2 |
Режим "Пауза" с таймером обратного отсчёта |
Наличие |
|
2.1.3 |
Инфузия в различных режимах, выбор препаратов и алгоритмов: |
Наличие |
|
|
Режим "Микроинфузия" |
наличие |
|
|
Режим "Скорость" |
наличие |
|
|
Режим "Время" |
наличие |
|
|
Режим "Масса тела" |
наличие |
|
|
Режим "Увеличение/уменьшение" |
наличие |
|
|
Режим "Последовательный" |
наличие |
|
2.2 |
Качественные характеристики шприцевого насоса |
|
|
2.2.1 |
Графический дисплей |
Наличие |
|
2.2.2 |
Регулировка подсветки и контраста дисплея |
Наличие |
|
|
Информация на главном экране: скорость подачи, текущая инфузия, заданный объем инфузии, общий объем, давление, емкость аккумулятора, лекарственные препараты, оставшееся время, сигнал тревоги |
наличие |
|
2.2.3 |
Используемые шприцы различных производителей |
5, 10, 20, 30, 50, 60 мл |
|
2.2.4 |
Автоматическое определение объема шприца |
Наличие |
|
2.2.5 |
Погрешность инфузии |
_ 2% |
|
2.2.6 |
Изменение скорости инфузии без остановки инфузии |
Наличие |
|
2.2.7 |
Скорость инфузии в диапазоне |
Не уже 0.01 - 1500 мл/ч |
|
2.2.8 |
Минимальный шаг изменения скорости инфузии |
0.01 мл/ч |
|
2.2.9 |
Задаваемый объем инфузии в диапазоне |
Не уже 0.1 - 9999 мл |
|
2.2.10 |
Шаг изменения объема инфузии |
0.01 / 0.1 / 1 мл |
|
2.2.11 |
Задаваемое время инфузии в диапазоне |
Не уже 00ч00м 01сек - 99ч59м00 сек |
|
2.2.12 |
Максимальная скорость инфузии |
Не менее 1500 мл/ч |
|
2.2.13 |
Объём болюса в диапазоне |
Не менее 0.1 - 50 мл |
|
2.2.14 |
Максимальное количество препаратов, сохраняемых в Списке Лекарств |
Не менее 1200 препаратов |
|
2.2.15 |
Объём памяти в реальном времени |
Не менее 1000 событий |
|
2.2.16 |
Окклюзионное давление в диапазоне |
Не уже от 75 до 900 ммHg |
|
2.2.17 |
Количество уровней окклюзионного давления |
Не менее 9 уровней |
|
2.2.18 |
Защита от свободного потока |
наличие |
|
2.2.19 |
Функция "Антиболюс" |
Наличие |
|
2.2.20 |
Виды сигнализации |
Оптическая и звуковая |
|
|
Индикаторы тревоги |
Наличие |
|
2.3 |
Прочее |
|
|
2.3.1 |
Стыковка 2 - 3 насосов между собой |
Наличие |
|
2.3.2 |
Функция объединения в модульную инфузионную станцию с возможностью беспроводной передачи данных на центральный пульт мониторирования инфузии |
Наличие |
|
2.3.3 |
Рабочий диапазон питания электросети |
От 100 до 240В, 50 Гц |
|
2.3.4 |
Заявленное производителем время зарядки аккумулятора |
Не более 6 ч |
|
2.3.5 |
Максимальное время работы от аккумулятора при скорости инфузии до 25 мл/ч |
Не менее 8 ч |
|
2.3.6 |
Вес |
Не более 2,5 кг |
|
2.3.7 |
Размеры (длина х ширина х высота), мм |
Не более 295*87*174 |
|
2.3.8 |
Меню на русском языке |
Наличие |
|
2.3.9 |
Кабель RS232, Кабель для вызова медсестры, Кабель постоянного тока |
Наличие |
|
2.4 |
Комплектация |
|
|
2.4.1 |
Насос шприцевой инфузионный |
1 шт. |
|
2.4.2 |
Зажим для инфузионных и шприцевых насосов |
1 шт. |
|
2.4.3 |
Руководство пользователя на русском языке |
1 шт. |
|
2.4.4 |
Блок питания для инфузионных и шприцевых насосов |
1 шт |
|
2.4.5 |
Гарантийный талон сроком не менее 12 месяцев |
Наличие |
По мнению Заявителя, установленным требованиям к техническим характеристикам поставляемого медицинского изделия (насос шприцевой) в совокупности соответствует продукция только одного производителя "Сино Медикал-Девайс Текнолоджи Ко., Лимитед" (страна происхождения Китай).
В ходе рассмотрения материалов внеплановой камеральной проверки представители Заказчика сообщили, что на рынке Российской Федерации присутствуют насосы шприцевые производителя компании "Майндрэй Медикал Рус Ко., Лтд." (страна происхождения Китай) (официальный представитель завода-изготовителя "Шеньчжэнь Майндрэй Саиэнтифик Ко., Лтд."; компании "Б. Браун Мельзунген АГ" (страна происхождения Германия), что подтверждает наличие на рынке продукции как минимум двух производителей товара с характеристиками, указанными в техническом задании документации об электронном аукционе.
В качестве доказательства представлена сравнительная таблица с указанием технических характеристик объекта закупки; насоса шприцевого "BeneFusion SP5" завода-изготовителя "Шеньчжэнь Майндрэй Саиэнтифик Ко., Лтд."; насоса шприцевого "Перфузор Спейс" компании "Б. Браун Мельзунген АГ".
Кроме того, Заказчиком представлено письмо б/н от 12.10.2021, полученное от ООО "Медфорд", которое является официальным дилером продукции ООО "Майндрэй Медикал Рус Ко., Лтд", согласно которому указанные в разделе "Описание объекта закупки" особенной части документации об электронном технические характеристики закупаемого насоса шприцевого полностью соответствуют насосу шприцевому "Mindray BeneFusion SP5".
Таким образом, Заказчиком представлены доказательства, подтверждающие наличие на товарном рынке иных производителей товара (насос щприцевой) с характеристиками, указанными в техническом задании документации об электронном аукционе.
Также Инспекция Рязанского УФАС России отмечает, что победителем электронного аукциона рассматриваемой закупки предложен к поставке насос шприцевой "BeneFusion SP5" завода-изготовителя "Шеньчжэнь Майндрэй Саиэнтифик Ко., Лтд.".
На основании изложенного, довод Заявителя о соответствии характеристик закупаемого насоса шприцевого продукции только одного производителя производителя "Сино Медикал-Девайс Текнолоджи Ко., Лимитед" (страна происхождения Китай) не нашел своего подтверждения.
Инспекцией Рязанского УФАС России при проверке документации об электронном аукционе на поставку медицинского изделия (насос шприцевой), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий нарушений Закона о ФКС не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Инспекция Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
В действиях Министерства здравоохранения Рязанской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (насос шприцевой), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0859200001121010531 от 27.09.2021) нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 15 ноября 2021 г. N 062/06/99-921/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021