В соответствии с приказом Тульского УФАС России от 02.11.2021 N 106 "О проведении внеплановой проверки", на основании поступившего по подведомственности из ФАС России заявления общества с ограниченной ответственностью "ГринСота" далее - Общество, Заявитель) (вх. N 6338 от 28.10.2021), комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг) в рамках компетенции проведена внеплановая проверка деятельности государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 2 г. Тулы имени Е.Г. Лазарева" (ИНН 7103013276) (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (ИНН 7107541446) (далее - Уполномоченное учреждение), аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку реагентов (закупка N 0366200035621006033) (далее - Закупка, электронный аукцион).
Проверка начата 08.11.2021, окончена 12.11.2021.
Изучив материалы настоящего дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Из обращения Заявителя следует, что в соответствии с документацией об электронном аукционе среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку реагентов (закупка N 0366200035621006033) (далее - документация об электронном аукционе) предметом данной закупки является поставка реагентов.
В тоже время, Заказчиком в предмет данной закупки включены промывающие и очищающие растворы для биохимических анализаторов (код ОКПД2 20.59.52.199):
18.
Кислотный раствор
Кубический сантиметр; ^миллилитр
500
19.
Щелочной раствор
Кубический сантиметр; ^миллилитр
500
По мнению Заявителя, данные растворы (продукция) относятся к принадлежностям медицинских изделий: изделия, которые самостоятельно не являются медицинскими, но предназначены изготовителем в соответствии с функциональными характеристиками для применения совместно с медицинским изделием, либо в его составе с целью обеспечения его назначения. Данный вид продукции не относится к медицинским изделиям, тем самым, по мнению Заявителя, не может приобретаться как реагент.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в материалы дела представлены письменные возражения на рассматриваемое обращение.
При проверке информации, изложенной в обращении Заявителя, пояснениях Заказчика Комиссией установлено следующее.
Извещение и документация об электронном аукционе 14.10.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 449 616,53 рублей.
Предметом электронного аукциона является поставка реагентов
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона, пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Объектом Закупки является поставка следующего товара:
Наименование товара, работы, услуги |
Код по ОКПД2 / КТРУ |
Наименование по ОКПД2 / КТРУ |
Щелочной раствор |
21.20.23.111 |
Препараты диагностические |
Кислотный раствор |
21.20.23.111 |
Препараты диагностические |
Гликированный гемоглобин (HbAlc) ИВД, контрольный материал |
21.20.23.110-00006204 |
Гликированный гемоглобин (HbAlc) ИВД, контрольный материал |
Множественные аналиты клинической химии ИВД, калибратор |
21.20.23.110-00002953 |
Множественные аналиты клинической химии ИВД, калибратор |
Неорганический фосфат (РО43-) ИВД, реагент |
21.20.23.110-00006779 |
Неорганический фосфат (РО43-) ИВД, реагент |
Иммуноглобулин Е (IgE) ИВД, реагент |
21.20.23.110-00009264 |
Иммуноглобулин Е (IgE) ИВД, реагент |
С-реактивный белок (СРБ) ИВД, калибратор |
21.20.23.110-00002743 |
С-реактивный белок (СРБ) ИВД, калибратор |
Гликированный гемоглобин (HbAlc) ИВД, калибратор |
21.20.23.110-00002791 |
Гликированный гемоглобин (HbAlc) ИВД, калибратор |
Общая щелочная фосфатаза (ЩФ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00001053 |
Общая щелочная фосфатаза (ЩФ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
Наименование товара, работы, услуги |
Код по ОКПД2 / КТРУ |
Наименование по ОКПД2 / КТРУ |
С-реактивный белок (СРБ) ИВД, набор, нефелометрический/ турбидиметрический анализ |
21.20.23.110-00003395 |
С-реактивный белок (СРБ) ИВД, набор, нефелометрический/турбидиметрический анализ |
Множественные аналиты клинической химии ИВД, контрольный материал |
21.20.23.110-00010158 |
Множественные аналиты клинической химии ИВД, контрольный материал |
Микроальбумин ИВД, калибратор |
21.20.23.110-00010394 |
Микроальбумин ИВД, калибратор |
Гамма-глутамилтрансфераза (ГГТ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000657 |
Гамма-глутамилтрансфераза (ГГТ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
Конъюгированный (прямой, связанный) билирубин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000413 |
Конъюгированный (прямой, связанный) билирубин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
Множественные аналиты клинической химии ИВД, контрольный материал |
21.20.23.110-00010158 |
Множественные аналиты клинической химии ИВД, контрольный материал |
Общий билирубин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000153 |
Общий билирубин ИЕ1Д, набор, спектрофотометрический анализ |
Триглицериды ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000343 |
Триглицериды ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ; |
Гликированный гемоглобин (HbAlc) ИВД, набор, нефелометрический/ турбидиметрический анализ |
21.20.23.110-00000738 |
Гликированный гемоглобин (HbAlc) ИВД, набор, нефелометрический/турбидиметрический анализ |
Общий белок ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000455 |
Общий белок ИВД. набор, спектрофотометрический анализ |
В ОК 034-2014 (КПЕС 2008). "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
ХХ.Х подкласс
ХХ.ХХ группа
ХХ.ХХ.Х подгруппа
ХХ.ХХ.ХХ вид
ХХ.ХХ.ХХ.ХХ0 категория
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ подкатегория
Закупаемый товар соответствует следующим кодам:
21.20.23 |
Реагенты диагностические и прочие фармацевтические препараты |
21.20.23.110 |
Реагенты диагностические |
21.20.23.111 |
Препараты диагностические |
Таким образом, закупаемый в рамках данной закупки товар относится к единому коду ОКПД2 21.20.23 "Реагенты диагностические и прочие фармацевтические препараты".
Статьей 33 Закона установлены правила описания объекта закупки, которые не содержат ограничений по объему лота.
В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
В рассматриваемом случае в рамках электронного аукциона осуществляется закупка товаров, которые имеют общее назначение и технологически связаны между собой в силу их функциональных характеристик и потребительских свойств, указанные товары используются для достижения единой цели.
При этом при формировании объекта рассматриваемой закупки правовое значение имеет цель и результат включения соответствующих товаров в объект закупки, приобретение которых направлено на обеспечение нужды, для удовлетворения которой проводится аукцион.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Кроме того, Законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товарам, являющимся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемым товарам. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Таким образом, законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа исходя из потребностей последнего.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
При формировании условий закупки заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования размещения заказов, направленные на эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также обязан соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Из смысла статьи 33 Закона также следует, что если указанные в документации о закупке требования к товарам не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
Комиссия отмечает, что Закон не содержит ограничений по объединению в один объект закупки (лот) товаров, работ, услуг и, соответственно, не регулирует порядок формирования такого объекта закупки (лота).
В рассматриваемом случае, закупаемые в рамках Закупки товары необходимы для проведения лабораторных исследований, направлены на общий результат и обеспечивают непрерывность и эффективность лечебного процесса, при этом разбивка на несколько лотов может привести к несвоевременному поступлению товаров, что негативно отразится на деятельности Заказчика, а также может привести к срыву лечебного процесса и неоказанию своевременной медицинской помощи. Кроме того, разделение аукциона на отдельные лоты повлечет за собой дополнительные затраты бюджетных средств на доставку, сборку, приемку товара и снизит эффективность закупки. Объединив в один лот товары, имеющие общее целевое назначение и технологически связанные между собой, Заказчик не допустил действий, ограничивающих число участников торгов.
Исследовав обстоятельства проведения электронного аукциона, документы, составленные в ходе его проведения (в частности путем изучения информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок), пояснения Заказчика Комиссия не выявила нарушений Закона в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии.
Кроме того Комиссия считает необходимым отметить, что Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения Закона, помимо субъективной оценки Заявителем таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99 Закона, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии при проведении Закупки нарушений Закона не выявлено.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель комиссии:
Заместитель председателя комиссии:
Член комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14 октября 2021 г. N 071/06/99-1087/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021