Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГКУ АЗ (КС) ДЗМ, Департамента города Москвы по конкурентной политике, ООО "Медтроник",
рассмотрев жалобы ООО "Медтроник" (далее - Заявитель) на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственного контракта на поставку электрокоагуляторов хирургических моно- и биполярных с комплектом инструментов, в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения
города Москвы (Столичное здравоохранение)" (Закупки N 0173200001421001528, 0173200001421001532, 0173200001421001536) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее -Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявителем обжалуется неправомерное дробление одного объекта закупки на закупочные процедуры N0173200001421001528, 0173200001421001532, 0173200001421001536, что, по мнению Заявителя, нарушает положения действующего законодательства.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что в рамках оспариваемых процедуры необходимо поставить не менее 558 единиц дорогостоящих электрохирургических аппаратов, при этом в текущем 2021 году необходимо поставить не менее 255 единиц.
Закупка данного оборудования путем проведения одного аукциона может привести к подаче единственной заявки, ввиду чего контракт будет заключен по максимальной цене единицы товара, без снижения. Либо аукцион будет признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок, так как ни один из потенциальных участников не сможет обеспечить необходимый объем поставки оборудования.
Укрупнение лота может стать препятствием для участия ввиду увеличения размера обеспечения заявки для участие в аукциона, а также обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, представитель Заказчика дополнил, что оборудование не взаимосвязано технологически и функционально и может быть объектом самостоятельных торгов.
Таким образом, проведение трех независимых аукционов направлено на расширение конкуренции среди участников.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а именно по п."Генератор электрохирургической системы" отнесена к коду каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 32.50.50.190-00001138 "Генератор электрохирургической системы", однако в нарушение Закона о контрактной системе Заказчик включил в описание товара дополнительные характеристики, не предусмотренные вышеуказанной позицией КТРУ 32.50.50.190-00001138.
Помимо прочего, Заявитель указывает на то, что в документации не обозначено, что конкретно подразумевается под размерами коннектора.
Согласно п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что согласно письму Министерства финансов Российской Федерации (от 25.08.2020 N 24-06-05/74463) если описание товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 13 Правил формирования КТРУ не сформировано, то описание товара, работы, услуги Минфином России в позицию каталога не включается и соответственно во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в ЕИС не отражается. В этом случае не наступают условия применения пункта 4 Правил использования КТРУ в отношении описания товара, работы, услуги, не сформированного и не включенного в позицию каталога. Заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что КТРУ 32.50.50.190-00001138 содержит лишь общую информацию об изделии в разделе "Справочная информация" вкладки "Общая информация", без указания на характеристики в разделе "Описание товара, работы, услуги".
Таким образом, ввиду отсутствия в КТРУ 32.50.50.190-00001138 описания товара, работы, услуги с указанием на обязательные и не обязательные к применению параметры, на основании исключения, предусмотренного п.6 Правил Заказчик при установлении требований к товарам руководствовался положениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалоб в аукционных документациях неправомерно не размещено разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, предусмотренное положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 878), поскольку закупаемое Заказчиком оборудование отсутствует в реестре радиоэлектронной продукции.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются "запрет" на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и "ограничения" допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение "страны происхождения" указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
В п.53 Информационной карты аукционной документации установлены ограничения в соответствии с положениями постановления N878.
П.2 постановления N878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.3 постановления N878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона Заказчиком закупаются "Генератор электрохирургической системы" по коду ОКПД2 32.50.50.190, при этом данный код попадает в перечень товаров, включенных в постановление N878.
Пунктом 4 постановления N878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п.5 постановления N878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 постановления N878, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
При этом порядок получения разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на момент размещения закупочной процедуры, а также на момент рассмотрения жалобы не утвержден.
Таким образом, отсутствие возможности исполнить условия п.5 постановления N878 в части получения разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ведет к вынужденному установлению в документации ограничений, предусмотренных постановлением N878. Данная позиция также отражена в разъяснениях Минпромторга по вопросам применения постановление правительства Российской Федерации от 28.08.2021 г. N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" вносит изменения в ПП РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При таких данных у Заказчика отсутствовали правовые основания для неустановления ограничений в соответствии с постановлением N878, ввиду чего п.14.5 информационной карты аукционных документаций установлено вышеуказанное ограничение.
Заявителем обжалуется неправомерное установление требований к товарам, совокупности которых соответствует товар единственного производителя, а именно: аппарат электрохирургический высокочастотный серии "ARC", модель ARC 400 с принадлежностями, производитель БОВА-электроник ГмбХ & Ко.КГ, РУ N РЗН 2014/2050 от 17.09.2019, что существенно ограничивает количество участников закупочной процедуры.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что требованиям технической части аукционных документаций, помимо товара указанного в жалобе, соответствует электрокоагулятор AUTOCON с принадлежностями вариант исполнения AUTOCON III 400, производитель Карл Шторц СЕ и Ко. КГ, РУ N ФСЗ 2011/10080 от 21.12.2017, ввиду чего описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, что в проекте государственного контракта отсутствует информация об адресе поставки товара, что вводит участников закупки в заблуждение.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ГКУ АЗ(КС) ДЗМ осуществляет закупки электрохирургического оборудования, которое будет поставляться непосредственно в медицинские учреждения города Москвы, при этом определить конкретные адреса поставки на момент публикации закупочных процедур не представлялось возможным, ввиду чего в техническом задании указано: Место поставки товара: г. Москва (Медицинская организация государственной системы здравоохранения города Москвы), что позволяет участникам закупочной процедуры рассчитать затраты на логистику и подать заявку на участие в аукционах.
Заявителем обжалуются противоречивые положения платежных реквизитов, опубликованных в составе закупочных процедур, вводящие, по мнению Заявителя, участников закупки в заблуждение.
Так, Заявителем указано, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 14.10.2021 N0173200001421001528 установлены следующие платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта:
"Номер расчётного счёта" 03222643450000007300
"Номер лицевого счёта" 2105431000452021
"БИК" 004525988
"Наименование кредитной организации" ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ, г Москва 35;
При этом п.26.1 Информационная карта содержит следующую информацию: "Лицевой счет: 2105431000452021; Счет N: 03222643450000007300, БИК:004525988 в УФК ПО Г. МОСКВЕ".
Вместе с тем Комиссией Управления отмечено, что номера расчётного счёта, лицевого счёта, БИК указаны в одном виде по всей документации, при этом наименование кредитной организации напрямую зависит от указанного номера БИК, ввиду чего наличие дополнительного числа "35" в адресе организации не может повлиять на возможность отправку денежных средств в качестве обеспечения заявки и исполнения контракта по закупочной процедуры.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности участия в рассматриваемых закупочных процедурах, нарушении положений Закона о контрактной системе, а также об ограничении количества участников закупки.
Одновременно с этим Комиссией Управления отмечено, что в соответствии с протоколами рассмотрения первых частей заявок на участие в закупочных процедурах подано минимум по 2 заявки на аукциона, а также снижение начальных максимальных цен контрактов составило от 15,5 до 17%.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалоб.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Медтроник" на действия ГКУ АЗ (КС) ДЗМ необоснованными.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукционов, наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии Н.А. Узкий
А.С. Леонтьева
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 ноября 2021 г. N 077/06/106-20241/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021