Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГБУ "Жилищник района Сокольники":
Ю.А. Лукьянова,
а также третьего лица: Т.Н. Боровиковой,
в отсутствие представителей ГБУ "Жилищник района Измайлово",ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО", ООО "РМА", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 08.11.2021 N ЕИ/67652/21,
рассмотрев жалобы ООО "РМА" (далее - Заявитель) на действия
ГБУ "Жилищник района Измайлово", ГБУ "Жилищник района Сокольники" (далее - Заказчики) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров в 2022 году; оказание услуг по проведению ежедневных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ГБУ "Жилищник района Измайлово" в 2022 году (Закупки
NN 0373200006221001338, 0373200006221001365) (далее - аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия аукционных комиссии Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
Заказчиком по закупке N 0373200006221001338 представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.11.2021
N ЕИ/67647/21.
При этом по закупке N0373200006221001365 Заказчиком на заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.11.2021 N ЕИ/67647/21, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По закупке N 0373200006221001338 Заявитель оспаривает установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии и представлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с п.46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающей оказание услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным), без указания на вид осуществляемой деятельности по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
На основании п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении аукциона N0373200006221001338 объектом закупки является оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров в 2022 году.
П.16.1 информационной карты аукционной документации по закупке N0373200006221001338 установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" с видом работ (услуг): "Медицинские осмотры (предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые)", согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 N 852
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в п.3.1 Технического задания предусмотрено выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, что предусматривает необходимость наличия в лицензии на осуществление медицинской деятельности указания на право проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что перечень всех необходимых нормативных документов изложен в п.7 "Перечень нормативных технических и нормативных правовых актов" Технического задания.
В соответствии с п. 8 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
Также, согласно приказу Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" медицинские осмотры и медицинское освидетельствование - разные виды услуг.
При этом закупочной документацией N0373200006221001338 не предусмотрено проведение медицинских освидетельствований.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на организацию, осуществляющую возможность управления транспортными средства, возлагается требование о проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Согласно ч.1, п.4,5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В силу п.4 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" (далее-приказ N835н) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Согласно п. 5 приказа N838н послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы Заявителя по закупке N0373200006221001338 не нашел своего подтверждения и является необоснованным, поскольку с учетом предмета закупки для выдачи заключения о наличии или отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения без выдачи медицинского заключения об установлении состояния опьянения или неустановлении состояния опьянения достаточно обладания участником закупки лицензией на осуществление медицинской деятельности на проведение медицинских осмотров (предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых).
Между тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п. 18.2 информационной карты аукционной документации, устанавливающим требования к составу вторых частей заявок на участие в аукционе, отсутствует указание на конкретные виды лицензируемых услуг, в то время как в п.16.1 информационной карты аукционной документации к участникам закупки предъявлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
Очевидно, что информационная карта аукционной документации, которая, в свою очередь, устанавливает требования к участникам закупки и составу их заявок, должна содержать в себе полный перечень сведений предоставляемых участниками в составе заявок, в данном конкретном случае указание на конкретные виды лицензируемых услуг (выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным)), которые должны быть включены в лицензии участников закупочной процедуры.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы по закупке N0373200006221001365 Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в требованиях к лицензии на осуществление медицинской деятельности указания на медицинские осмотры (предсменные, послесменные), а также без указания на вид осуществляемой деятельности по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Комиссией Управления установлено, что П.16.1 Информационной карты установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом оказания следующих видов услуг: медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые). Также п. 18.2 Информационной карты аукционной документации предусмотрено предоставление в составе второй части заявки данной лицензии.
В составе жалобы Заявитель указывает, что техническим заданием установлен перечень нормативно-правовых актов в соответствии с которым должны оказываться услуги являющиеся предметом закупки, в том числе приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".
Заявитель отмечает, что указанный нормативно-правовой акт содержит указание на такой вид медицинской деятельности как проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Кроме того, Постановление N852 на основании которого установлено требование о лицензировании медицинской деятельности также содержит указание на медицинские осмотры (предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые).
Таким образом, по мнению Заявителя требование о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность в которую входит проведение медицинских осмотров, только предрейсовых, послерейсовых нарушает положения действующего законодательства.
Кроме того Заявитель также указывает, что Заявитель указывает, что в п.3.1 Технического задания предусмотрено выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, что предусматривает необходимость наличия в лицензии на осуществление медицинской деятельности указания на право проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Комиссия Управления отмечает, что согласно Постановлению N852 в состав лицензируемой деятельности по проведению медицинских осмотров включается как проведение предсменных и послесменных осмотров, так и проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров.
Таким образом, формальное неуказание Заказчиком на предсменные и послесменные осмотры в составе лицензии выданной в соответствии с Постановлением N852 не противоречит положениям законодательства.
Комиссия Управления также отмечает, что в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на организацию, осуществляющую возможность управления транспортными средства, возлагается требование о проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" производится разграничение таких видов медицинской как медицинские осмотры, в состав которых входит деятельность по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым), и медицинских освидетельствований, включающих в себя деятельность по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Согласно ч.1, п.4,5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В силу п.4 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" (далее-приказ N835н) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Согласно п. 5 приказа N838н послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В силу п.8 приказа N 835н предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы Заявителя по закупке N0373200006221001365 не нашел своего подтверждения и является необоснованным, поскольку с учетом предмета закупки для выдачи заключения о наличии или отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения без выдачи медицинского заключения об установлении состояния опьянения или неустановлении состояния опьянения достаточно обладания участником закупки лицензией на осуществление медицинской деятельности на проведение медицинских осмотров (предрейсовых и послерейсовых).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "РМА" на действия ГБУ "Жилищник района Измайлово", ГБУ "Жилищник района Сокольники" необоснованными.
2. Признать в действиях ГБУ "Жилищник района Сокольники" нарушения положений п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. По закупке N0373200006221001338 выдать ГБУ "Жилищник района Сокольники" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Матюшенко
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 ноября 2021 г. N 077/06/106-19782/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021