Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия",ООО "Хатман Групп",
рассмотрев жалобу ООО "Хатман Групп" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей марки BMW в 2022 году (Закупка N 0373100032421000032) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N ЕИ/67881/21 от 09.11.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к составу первой части заявки на участие в аукционе, а именно, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров, поскольку объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей марки BMW в 2022 году.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом о контрактной системе не установлено иное.
Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации,за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В силу положений п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Заказчиком в п.3.3.1 Информационной карты аукционной документации установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в аукционе: "наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указано, что на стадии формирования аукционной документации невозможно определить точный объем работ, ввиду чего данная закупка проводится в рамках ст.42 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления отмечает, что ст.506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливает каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, следовательно, в силу абзаца 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора поставки считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации Заказчика не содержится указание на конкретное количество товара по каждой описанной в Приложении к разделу III Документации товарной позиции, поскольку, как отмечено выше, закупка проводится в порядке, предусмотренном ст.42 Закона о контрактной системе.
При этом перечень товаров из 67 530 позиций может как полностью не применяться при исполнении контракта по комплексному техническому обслуживанию, так и применяться в полном объеме либо частично, что зависит от проведения тех или иных работ в случае возникновения необходимости.
Иными словами, при исполнении контракта ввиду неопределенности объемов работ и товаров, с одинаковой вероятностью может возникнут ситуация как применения оспариваемых товаров так и полного отсутствия в них необходимости на весь период исполнения контракта.
Вышеприведенные обстоятельства, по мнению Комиссии Управления, исключают возможность отнесения таких товаров к "поставляемым" в понятии п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе с учетом особенностей договора поставки, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, представление конкретных показателей и наименования страны происхождения товаров, необходимость в использовании которых в рамках проведения работ по предмету контракта не определена, носит избыточный характер и является дополнительным препятствием для участия в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Комиссия Управления также отмечает, что в силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик не лишен возможности предъявить требования к закупаемым товарам, в том числе используемым при оказании услуг, выполнении работ, однако требование о представлении конкретных показателей в отношении таких товаров в составе заявки участников аукциона неправомерно и использование таких товаров в рамках предмета закупки в соответствии с требованиями Заказчика подтверждается участниками закупки посредством выражения согласия.
Одновременно с этим необходимо отметить, что все вышеуказанное в отношении требований к составу заявки не влияет на обязанность Заказчика по приемке товаров для проверки их соответствия требованиям документации.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении конкретных показателей товаров и страны происхождения в составе заявки на участие в аукционе, поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе заявки на участие в аукционах в описанном случае должны содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ в соответствии с техническим заданием.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе при формировании требований к составу первой части заявки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы Заявитель указывает на дачу неправомерного разъяснения положений документации об электронном аукционе от 02.11.2021 NРД3 изменивший, по мнению Заявителя суть документации.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что заказчиком даны следующие разъяснения положений документации об электронном аукционе от 02.11.2021 NРД3 на поступивший запрос:
"Текст запроса: Согласно IV. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей марки BMW в 2022 году Исполнитель должен осуществлять техническое обслуживание и ремонт автомобилей с предоставлением оригинальных запасных частей и расходных материалов для автомобилей марки BMW следующих моделей: BMW 520iA (F10), BMW 523iA (F10), BMW 520d (F10), BMW 530d (F10), BMW 750Li xDrive (F02), BMW 750Li (F02), BMW 760Li High Security (F03).- являться официальным представителем завода-изготовителя автомобилей марки BMW, иметь дилерское соглашение с поддержкой гарантийных обязательств завода-изготовителя;- выполнять работы по ремонту и техническому обслуживанию бронированных автомобилей BMW, с поддержкой гарантийных обязательств завода-изготовителя автомобилей;Просим сообщить количество и года выпуска автомобилей. Информация о моделях автомобилей, представленная в Документации, является неполной и не дает понимания о количестве гарантийного и постгарантийного автотранспорта.Также просим разъяснить необходимость являться официальным представителем завода-изготовителя автомобилей марки BMW, иметь дилерское соглашение с поддержкой гарантийных обязательств завода-изготовителя для потенциальных участников закупки при обслуживании постгарантийных автомобилей. А также необходимость использования исключительно оригинальных запасных частей при ремонте и обслуживании постгарантийных автомобилей. Согласно каких регламентирующих документов существует такая необходимость, если она есть?
Отвечаем следующее:
Ввиду наличия собственной авторемонтной мастерской, постгарантийные автомобили учреждение обслуживает и ремонтирует самостоятельно, исключение составляют дорогостоящие или технически сложные работы, которые требуют использования специального инструмента и оборудования, такие работы проводятся в условиях авторизованного сервисного центра.
Замененные запасные части постгарантийных автомобилей в условиях авторизованного сервисного центра имеют гарантии заводов-изготовителей, что позволяет обращаться с рекламациями к любым официальным представителям, тем самым экономя бюджетные средства.
Завод-изготовитель автомобилей не дает рекомендаций по установке неоригинальных запасных частей, вследствие чего нельзя оценить влияние таких запасных частей на технические характеристики и безопасность автомобиля.
Обслуживание и ремонт гарантийных автомобилей учреждения проводятся в соответствии с условиями гарантии завода-изготовителя
в авторизованном сервисном центре.
Марка, модель, год выпуска |
Кол-во автомобилей |
Автомобили на гарантии завода-изготовителя |
BMW 750Li xDrive (F02), 2014 |
38 |
13 |
BMW 750Li xDrive (F02), 2012 |
10 |
0 |
BMW 750Li xDrive (F02), 2011 |
4 |
0 |
BMW 750Li xDrive (F02), 2013 |
16 |
0 |
BMW 530d (F10), 2013 |
40 |
0 |
BMW 520d (F10), 2015 |
34 |
0 |
BMW 520iA (F10), 2012 |
28 |
0 |
BMW 750Li (F02), 2009 |
1 |
0 |
BMW 750Li xDrive (F02), 2010 |
2 |
0 |
BMW 523iA (F10), 2010 |
12 |
0 |
BMW 523iA (F10), 2011 |
18 |
0 |
BMW 760Li High Security (F03), 2013 |
1 |
0 |
BMW 760Li High Security (F03), 2010 |
1 |
0 |
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком даны разъяснения по существу поданного запроса, при этом положений изменяющие суть документации в вышеуказанном разъяснении не содержится, ввиду чего участники закупки не ознакомившиеся с данными разъяснения на общих основаниях имеют возможность участвовать в закупочной процедуре.
Доказательств обратного на заседании Комиссии Управления, а также в составе доводов жалобы Заявителем не представлено.
Кроме того, заявитель указывает, что в составе Технического задания установлено неправомерно требование об осуществлении технического обслуживания и ремонта автомобилей с предоставлением оригинальных запасных частей и расходных материалов для автомобилей марки BMW следующих моделей: BMW 520iA (F10), BMW 523iA (F10), BMW 520d (F10), BMW 530d (F10), BMW 750Li xDrive (F02), BMW 750Li (F02), BMW 760Li High Security (F03), являться официальным представителем завода-изготовителя автомобилей марки BMW, иметь дилерское соглашение с поддержкой гарантийных обязательств завода-изготовителя, а также осуществлять гарантийный ремонт автомобилей, несмотря на то обстоятельство, что ряд обслуживаемых автомобилей не находятся на гарантии производителя и исполнитель вправе привлечь субподрядчика для выполнения ремонтных работ по гарантийным автомобилям.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что требования о поставке исключительно оригинальных запасных частей, а также выполнение работ сертифицированных лиц обусловлено необходимостью закупки запасных частей, имеющих полную совместимость с имеющимся у Заказчика транспортными средствами и их корректной установки и/или замене, что позволит продлить срок их службы, а также исключить возможность поставки и установки запасных частей ненадлежащего качества, что в последствии может привести к поломке автомобилей и вывода из эксплуатации.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с п.3 Информационной карты начальная максимальная цена контракта рассчитывалась с учетом единицы работ и использования исполнителем оригинальных частей и расходных материалов для обслуживания и ремонта автомобилей марки BMW.
Заявителем также обжалуется неправомерное, по мнению Заявителя, требование о предоставлении при исполнении контракта запасных частей, указанных в спецификации и не относящихся с к предмету рассматриваемой закупочной процедуры, например: "К-т плоских щеток стеклооч. с логотипом", "Капот MINI F55 F56 F57", "Эмблема MINI сзади", "Эмблема МИНИ", "Переключатель складного верха кабриолета", "Рамка чехла для перевозки лыж", "Мотоциклетное масло 20W-50", "Очищающая бумага", "Мешок для мусора", "Рабочие перчатки" и т. д.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что вышеуказанные товары являются частью расходных материалов, которые возможно будут использованы исполнителем в рамках оказания услуг по государственному контракту, при этом такие товары находятся в свободной продаже и могут быть приобретены любым заинтересованным лицом.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также Заявителем не представлено ни одного доказательства того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса услуг, с теми техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к необходимым к запасным частям и работам в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью предложить свои товары. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы Заявителя являются необоснованными.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании лота и документации об электронном аукционе устанавливать такие условия определения поставщика, которые соответствовали бы всем существующим на рынке поставщикам.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Хатман Групп" на действия ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" обоснованной в части установления неправомерных требований к составу первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "МД-Консалтинг" по делу о нарушении Законодательства о контрактной системе N 077/06/106-19874/2021 от 12.11.2021. Кроме того, при исполнении предписания по вышеуказанному делу Заказчику необходимо руководствоваться также позицией контролирующего органа, изложенной в настоящем решении.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: С.И. Казарин
Члены Комиссии: А.З. Касимова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 ноября 2021 г. N 077/06/106-19875/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021