Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы":
А.В. Захарова,
в отсутствие представителей Костюшина А.О., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 09.11.2021 N ЕИ/67871/21,
рассмотрев жалобы Костюшина А.О. (далее - Заявитель) на действия
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку аппаратуры для воспроизведения звуков в ГБУ ЦСКР Дианы Гурцкая, поставку электрогитар в учреждения ДТСЗН г. Москвы по проекту "Мой социальный центр", поставку проигрывателей в учреждения по проекту "Мой
социальный центр", поставку электропианино в комплекте с принадлежностями в учреждения ДТСЗН г. Москвы по проекту "Мой социальный центр" (Закупки
NN 0373200041521001337, 0373200041521001327, 0373200041521001381, 0373200041521001328) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционных документаций в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.11.2021 N ЕИ/67871/21, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. В составе жалоб по закупкам NN 0373200041521001327, 0373200041521001328, 0373200041521001381 Заявитель указывает на то, что в технической части аукционных документаций установлены требования к товарам не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) без надлежащего обоснования включения в описание товаров дополнительных характеристик.
На основании пп. 1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В составе жалоб Заявитель указывает, что закупаемым товарам соответствуют определенные позиции КТРУ, а именно:
- КТРУ 32.20.14.120-00000004 - Электрогитара (закупка N0373200041521001327);
- КТРУ 32.20.14.110-00000003 - Пианино цифровое (закупка N0373200041521001328);
- КТРУ 26.40.31.110-00000007 - DJ Проигрыватель (закупка N0373200041521001381).
При этом Заказчиком при описании товаров установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные вышеуказанными позициями КТРУ, однако, обоснование потребности в дополнительных характеристиках надлежащим образом не дано. Документация не содержит обоснование невозможности использования в работе учреждения товаров с иными характеристиками.
Комиссией Управления установлено, что в качестве обоснования использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, документации содержат в частности следующие указания:
- закупка N 0373200041521001327: "Товар должен иметь технические и качественные характеристики, соответствующие функциональному и практическому назначению, а также стилистическому характеру помещений объектов, оснащаемых в рамках реализации проекта Правительства Москвы городского клубного пространства "Мой социальный центр". Кроме того, при выборе дополнительных характеристик Заказчик руководствовался следующими нормативными актами: - ГОСТ 25992-83 Инструменты музыкальные язычковые. Общие технические условия";
- закупка N0373200041521001328: "Для лучше звучания. Соответствует потребности учреждения";
- закупка N 0373200041521001381: "Товар должен иметь технические и качественные характеристики, соответствующие функциональному и практическому назначению, а также стилистическому характеру помещений объектов, оснащаемых в рамках реализации проекта Правительства Москвы городского клубного пространства "Мой социальный центр". Кроме того, при выборе дополнительных характеристик Заказчик руководствовался следующими нормативными актами: - ГОСТ 28375-89. Проигрыватели".
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что размещенные в составе аукционных документаций обоснования, очевидно, по своей сути таковыми не являются, поскольку не обосновывают необходимость установления каждого параметра и его значения, не предусмотренных КТРу, а констатируют факт наличия потребности без раскрытия существа такой потребности.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.23, п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в аукционной документации использованы функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, которые не предусмотрены позицией КТРУ, без надлежащего обоснования установления таких характеристик, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы по закупке N 0373200041521001328 Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные, вводящие в заблуждение требования к товару по п. "Пианино цифровое": "Тип разьема: USB A; USB B; USB C; MIDI-USB".
Заявитель сообщает, что описание позиции КТРУ не предусматривает выбор из вышеприведенных значений, в то время как в документации Заказчика для типа разъема установлены значения на выбор: MIDI-USB или USB A или USB B или USB C.
Комиссия Управления отмечает, что, вопреки выводу Заявителя, из описания позиции КТРУ не следует однозначная обязанность установления требования о наличии у товара всех типов разъема одновременно, ввиду чего данный довод не находит своего подтверждения и является необоснованным.
3. Также в составе жалобы по закупке N0373200041521001337 Заявитель указывает, что закупаемый Заказчиком товар соответствует позиции КТРУ 26.30.11.190-00000012 "Беспроводная акустическая система", при этом Заказчиком установлен код ОКПД2 26.30.11.190 "Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки", который в свою в очередь входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N878), ввиду чего, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены дополнительные характеристики товара не в соответствии с КТРУ, что противоречит п.5 Правил использования КТРУ.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации не установлены ограничения на допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением N 878.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика сообщил, что реестре https://gisp.gov.ru/ для кода ОКПД2 26.30.11.190 отсутствует продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, а также по своим функциональным. техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствующая установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции, в связи с чем, Заказчиком на основании письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 01.10.2021 N ПГ-11-9743 не установлены ограничения, предусмотренные постановлением N878, следовательно, Заказчик имел право на установление дополнительных характеристик к объекту закупки не в соответствии с КТРУ.
Вместе с тем пунктом 4 постановления N878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п.5 постановления N878 в редакции, действующей с 31.08.2021, подтверждением случая, установленного пунктом 4 постановления N878, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что с учетом внесенных изменений на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", вступивших в силу 31.08.2021, в случае невозможности соблюдения ограничений на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных п.4 постановления N878, Заказчику необходимо получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
При этом в настоящее время порядок получения вышеуказанного разрешения не утвержден.
Комиссия Управления отмечает, что отсутствие возможности исполнить условия п.5 постановления N878 в части получения разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ведет не к формальному игнорированию данного положения, а к вынужденному установлению в документации ограничений, предусмотренных постановлением N878, что Заказчиком сделано не было.
Аналогичный вывод следует из разъяснения по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. N 1432, опубликованном на сайте Государственной информационной системы промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации 09.09.2021 по адресу https://gisp.gov.ru/news/15832233/.
Таким образом, Комиссией Управления установлен факт нарушения в части неправомерного неустановления ограничений, предусмотренных постановлением N 878, что в свою очередь указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товаров, которые не предусмотрены КТРУ.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14, ч.6 ст.23,Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы Костюшина А.О. на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН
г. Москвы" обоснованными в части отсутствия надлежащего обоснования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, а также включения в описание объекта закупки дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, в нарушение п.5 Правил использования КТРУ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.10 ст.42,ч.1 ст.64, ч.3 ст.14, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
3. По закупкам NN 0373200041521001327, 0373200041521001328, 0373200041521001381 обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не влияют на ход осуществления закупок и возможность подать заявки на участие в закупках.
4. По закупке N0373200041521001337 выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: Е.О. Сгибнев
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 ноября 2021 г. N 077/06/106-19862/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021