Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФКУ "ГЦАХиТО МВД России", САО "ВСК",
рассмотрев жалобу САО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ГЦАХиТО МВД России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Закупка N 0373100016121000108) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.11.2021 NЕИ/67854/21, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении порядка и критериев оценки заявок на участие в конкурсе в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки по показателю "Размер текущей платежеспособности страховщика" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки".
Согласно порядку оценки по вышеуказанному показателю "Размер текущей платежеспособности страховщика":
"Размер текущей платежеспособности страховщика, в % - по указанному показателю оценивается как отношение денежных средств и денежных эквивалентов к обязательствам страховщика, определяемый в соответствии с Формой ОКУД 0420125 "Бухгалтерский баланс страховой организации" на последнюю отчетную дату как отношение показателя строки 1, гр.4 ("Денежные средства и денежные эквиваленты"), к показателю строки 40, гр.4 ("Обязательства").
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Вi/Вmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
КЗ = 30;
Вi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Вmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявитель указывает, что установленный Заказчиком показатель "Размер текущей платежеспособности страховщика" не раскрывает содержание значения "текущая платежеспособность", поскольку "текущая платежеспособность" для страховой организации считается исходя из иных финансово-экономических значений. Текущая платежеспособность характеризует способность компании своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, соответственно для ее расчета должны использоваться следующие экономически-финансовые показатели, которые в свою очередь отражены в Форме ОКУД N 0420126, подаваемые страховщиками в виде отчетности в Центральный Банк РФ. Так текущая работоспособность, например, по форме ОКУД N 0420126 рассчитывается как ("Заработанные страховые премии - нетто-перестрахование по страхованию жизни" + "Заработанные страховые премии - нетто-перестрахование по страхованию иному, чем страхование жизни") /((Выплаты - нетто- перестрахование по страхованию жизни" + "Расходы по ведению страховых операций - нетто-перестрахование по страхованию жизни" + "Прочие расходы по страхованию жизни" + "Состоявшиеся убытки - нетто-перестрахование по страхованию иному, чем страхование жизни" + "Расходы по ведению страховых операций - нетто-перестрахование по страхованию иному, чем страхование жизни" + "Прочие расходы по страхованию иному, чем страхование жизни" + "Общие и административные расходы" + "Прочие расходы") -1).
Согласно Приложению 1 Постановления РФ N 367 от 25 июня 2003 г. "Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки. Степень платежеспособности определяется как отношение текущих обязательств должника к величине среднемесячной выручки.
В соответствии с Приложением 2 Приказа Минэкономразвития РФ N 104 от 21.04.2006 "Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций", Степень платежеспособности по текущим обязательствам (в месяцах) определяется как отношение суммы краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов, к среднемесячной выручке, рассчитываемой как отношение выручки, полученной за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления порядка оценки вышеуказанным образом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок в нарушение ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
2. Кроме того, Заявитель указывает на установление неправомерного порядка оценки по показателю: "Наличие действующего рейтинга надежности".
Конкурсной документацией предусмотрен следующий порядок по показателю:
Наличие действующего рейтинга надежности, присвоенного российским рейтинговым агентством, включенным в Реестр Банка России на дату подачи заявки на уровне выше, чем низкий уровень кредитоспособности
Показатель |
К-во баллов |
Нет |
0 |
Есть |
20 |
В составе жалобы Заявитель указывает, что вышеуказанный показатель, подтвержденный аккредитованным рейтинговым агентством на уровне выше, чем низкий уровень кредитоспособности, не может раскрывать квалификацию участника закупки, поскольку все страховые компании, имеющие лицензию для ОСАГО, имеют рейтинг, присвоенный аккредитованными рейтинговыми агентствами, на уровне выше, чем низкий уровень кредитоспособности.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика в части установления порядка оценки вышеуказанным образом, а также подтверждение о принадлежности всех возможных страховых организаций, выдающих полис ОСАГО, в рейтинговых оценках с показателем "выше, чем низкий уровень кредитоспособности" и ограничении количества участников закупочной процедуры.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности донного довода жалобы.
3. Заявитель указывает на наличие в проекте государственного контракта неправомерного порядка оплаты оказанных услуг.
В силу п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системы в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системы требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п.10.3 проекта государственного контракта оплата услуг по Контракту осуществляется по факту оказания услуг Страховщиком и их принятия Страхователем на основании счёта, акта приемки оказанных услуг, расчета страховой премии, оформленных в соответствии с действующим законодательством, в течение 10 (десяти) рабочих дней, путем перечисления Страхователем денежных средств на расчетный счет Страховщика, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 667.
П. 9.3 Проекта государственного контракта установлено, что одновременно с передачей страховых полисов на каждое ТС Страховщик передает Страхователю Акт приемки оказанных услуг (далее - Акт) в двух экземплярах. Приемка оказанных услуг по Контракту осуществляется Страхователем по Акту, посредством проверки соответствия оказанных услуг условиям Контракта. По результатам проверки оказанных услуг Сторонами подписывается данный Акт, или Страхователем оформляется мотивированный отказ с указанием перечня недостатков и направляется Страховщику электронной почтой с последующей отправкой по почте.
Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным. В соответствии с п. 2.2 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (приложение 1 к положению Банка России от 19.09.2014 N431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств") страховая премия по договору ОСАГО уплачивается владельцем транспортного средства страховщику при заключении договора обязательного страхования единовременно.
В силу ст. 4 Закона об обязательном страховании владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об обязательном страховании и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев, всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 3 и 4 статьи 4 Закона об обязательном страховании.
Таким образом представитель Заявителя обратив внимание, что в силу ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе, а также ст.1 Закона об обязательном страховании оплата представленных полюсов не может быть позже выдачи таких полюсов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, опровергающих доводы жалобы Заявителя и свидетельствующие о необходимости установления порядка оплаты оспариваемым образом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок в нарушение ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу САО "ВСК" на действия ФКУ "ГЦАХиТО МВД России" обоснованной в части установления неправомерного порядка оценки, а также положений проекта контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32, ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: С.И. Казарин
Члены Комиссии: А.З. Касимова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2021 г. N 077/06/106-19885/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021