Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
Департамент градостроительной политики города Москвы: А.Ф. Курилова, М.Е. Сущенко,
Департамент города Москвы по конкурентной политике: Е.В. Богдановой,
ООО "Биорг": Д.А. Юзина,
рассмотрев жалобу ООО "Биорг" (далее - Заявитель) на действия Департамента градостроительной политики города Москвы (далее - Заказчик) при проведении
открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на документационное сопровождение сводного перечня городских строительных программ с формированием баз данных и подготовкой материалов для официальных публикаций. Информационно-аналитическое сопровождение взаимодействия со средствами массовой информации в первом полугодии 2022 года (Закупка N 0173200001421001581) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/68456/21 от 11.11.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила). Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Согласно п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема": "Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника (оценивается суммарный объем оказанных услуг сопоставимого характера и объема, исчисляемый в рублях).
Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются услуги в сфере документационного сопровождения градостроительных информационных систем с формированием баз данных и подготовкой материалов для официальных публикаций, стоимость которых по одному контракту (договору) составляет не менее 20 (двадцати) процентов от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
При оценке предложений участника закупки по настоящему показателю в части наличия опыта к оценке будут приняты контракты (договоры), содержащиеся в реестре контрактов (договоров), заключенных заказчиками по результатам закупки, в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" приведена в Приложении N 1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru".
В составе жалобы Заявитель указывает, что вышеуказанный порядок оценки заявок является неправомерным, поскольку Заказчиком необоснованно сужена сфера оказания услуг сопоставимого характера. Так, согласно конкурсной документации участники конкурса вправе представить опыт оказанных услуг в сфере документационного сопровождения исключительно градостроительных информационных систем, в то время как специфика проведения данного конкурса в соответствии с технической частью документации ограничена формированием и актуализацией баз данных, оцифровкой и обработкой поручений.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы, представитель Заказчика указал, что помимо оцифровки и обработки поручений Разделом 3 Технического задания также предусмотрено необходимость формирования информационного массива сведений по объектам проектирования, строительства и реставрации храмовых комплексов: создание и актуализация информационной карточки объекта; установление связей информационными карточками объектов и документов (в том числе ГПЗУ, РВ, РС, ДАЗУ); установление координат объекта, формирование информационного массива оперативной информации по объектам, входящим в Программу строительства православных храмов в городе Москве, а также строящихся сверх программы и объектов реставрации: размещение в информационной базе фотографий для фотофиксации хода работ; ввод оперативных данных по ходу работ, подготовка информационно-аналитических справок о ходе реализации мероприятий по проектированию, строительству и реставрации объектов храмовых комплексов. Разделом 6 формирование структурированных наборов данных по комплексным строительным проектам для дальнейшего размещения в Информационно-аналитической системе управления градостроительной деятельностью, в том числе формирование: границ территорий реализации комплексных проектов; перечня включенных в комплексный проект объектов капитального строительства; перечня связанных с реализацией комплексного проекта объектов недвижимости и сноса; связей с градостроительными документами; перечня организаций участников реализации строительного проекта; связей с решениями штабов, рабочих групп и комиссий, проводимых в Комплексе градостроительной политики и строительства города Москвы.
Кроме того, представитель Заказчика указал, что в целях выполнения указанных в техническом задании работ в установленные сроки исполнителю требуется наличие соответствующего опыта и квалификации, таких как: знание нормативно правовых актов в строительстве, в том числе особенностей реализации проектов строительства на территории Москвы, опыт работы с документами и чертежами, опыт работы с градостроительными регламентами, опыт работы с правилами землепользования и застройки, опыт работы создания карты и слоев и т. д., ввиду чего установленный порядок оценки направлен на выявление наиболее опытного участника, обладающего опытом документационного сопровождения градостроительных информационных систем.
Также ст.56 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, целью которых является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.
Порядок информационного обеспечения градостроительной деятельности утвержден Постановление Правительства РФ от 13.03.2020 N 279 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности".
Согласно ч.1 ст.57 Градостроительного кодекса Российской Федерации создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Указанные органы или учреждения являются операторами таких государственных информационных систем.
Представитель Заказчика также отметил, что помимо ФГИС ТП, во многих субъектах Российской Федерации созданы и ведутся свои государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, так например, помимо информационно-аналитической системы управления градостроительной деятельностью в городе Москве в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 23.03.2010 N225-ПП функционирует интегрированная автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности города Москвы, оператором которой является Комитет по архитектуре и градостроительству городу Москвы.
Таким образом, предусмотренные порядком оценки работы по отношению к градостроительной информационной системе не свидетельствуют об их уникальности, не закупаются в рамках государственных контрактов/договоров исключительно Департаментом, ввиду чего круг потенциальных участников закупочной процедуры не может быть ограничен.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий заказчика в части установления оспариваемого порядка оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Биорг" на действия Департамента градостроительной политики города Москвы необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России NЕИ/68456/21 от 11.11.2021.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
А.А. Матюшенко
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2021 г. N 077/06/106-20073/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021