Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
- от публичного акционерного общества "Амурский судостроительный завод" Скорнякова Евгения Александровича по доверенности от 17.03.2021 N 66/122, Чугунова Сергея Леонидовича по доверенности от 18.11.2021 N 66/13;
- от общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс" Неминущевой Дарьи Юрьевны по доверенности от 10.11.2021 N 9,
рассмотрев материалы дела N 7-3/592 по обращению заказчика - публичного акционерного общества "Амурский судостроительный завод" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Стройальянс" (ИНН 5262289090) (далее - ООО "Стройальянс", Общество), учредителе (генеральном директоре) Общества Петухове Александре Сергеевиче (ИНН 521406685628) в связи с односторонним отказом от исполнения договора от 10.08.2020 N 00000000020956180023/21115 на выполнение Строительно-Монтажных работ по проекту Реконструкция производств (корпусообрабатывающего, сварочного, стапельного, трубообрабатывающего) и техническое перевооружение производственных мощностей открытого акционерного общества Амурский судостроительный завод Объект 158. Цех N26. Сборочно-сварочный,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - публичного акционерного общества "Амурский судостроительный завод" (далее - ПАО "Амурский судостроительный завод", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стройальянс" (ИНН 5262289090), учредителе (генеральном директоре) Общества Петухове Александре Сергеевиче (ИНН 521406685628) в связи с односторонним отказом от исполнения договора от 10.08.2020 N 00000000020956180023/21115 на выполнение Строительно-Монтажных работ по проекту Реконструкция производств (корпусообрабатывающего, сварочного, стапельного, трубообрабатывающего) и техническое перевооружение производственных мощностей открытого акционерного общества Амурский судостроительный завод Объект 158. Цех N26. Сборочно-сварочный.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - проведен запрос предложений в электронной форме на выполнение Строительно-Монтажных работ по проекту Реконструкция производств (корпусообрабатывающего, сварочного, стапельного, трубообрабатывающего) и техническое перевооружение производственных мощностей открытого акционерного общества Амурский судостроительный завод Объект 158. Цех N26. Сборочно-сварочный (Извещение от 23.06.2020 N 2022000000120000014).
Начальная (максимальная) цена контракта: 611 561 960,00 рублей.
На участие в закупке, согласно протоколу N 37/44 проведения запроса предложений "Выполнение Строительно-Монтажных работ по проекту Реконструкция производств (корпусообрабатывающего, сварочного, стапельного, трубообрабатывающего) и техническое перевооружение производственных мощностей открытого акционерного общества Амурский судостроительный завод Объект 158. Цех N26. Сборочно-сварочный" не подано ни одной заявки.
Согласно ч. 27 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ в случае, если запрос предложений в электронной форме признается не состоявшимся в связи с тем, что не подано ни одной такой заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, или в случае, если комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и окончательных предложений отклонила все такие заявки в соответствии с частью 18 настоящей статьи или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, заказчик вправе внести изменения в план-график (при необходимости) и принять решение о проведении новой закупки либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ПАО "Амурский судостроительный завод" 10.08.2020 заключило договор N 00000000020956180023/21115 на выполнение Строительно-Монтажных работ по проекту Реконструкция производств (корпусообрабатывающего, сварочного, стапельного, трубообрабатывающего) и техническое перевооружение производственных мощностей открытого акционерного общества Амурский судостроительный завод Объект 158. Цех N26. Сборочно-сварочный с ООО "Стройальянс" (далее - договор). Цена договора составляет 611 561 960,00 рублей (п. 3.1 договора).
В соответствии с п. 1.1 договора Подрядчик в установленные сроки согласно Договору, обязуется выполнить все предусмотренные проектной документацией строительно-монтажные работы и иные предусмотренные Договором мероприятия по реконструкции объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 Договора (далее - работы, Объект), и передать Объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять Объект и уплатить определенную Договором цену.
Согласно п. 2.1 договора объем и содержание работ определены проектной документацией Объекта (далее - Проектная документация) (Приложение N1 к Договору) и Договором.
Срок начала реконструкции Объекта, срок окончания реконструкции Объекта (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Договором работ определены графиком выполнения строительно-монтажных работ (далее - График выполнения работ) (Приложение N 2 к Договору), а сроки и размеры оплаты выполненных строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Договором работ (за исключением сроков и размеров оплаты выполненных работ в случае досрочного прекращения Договора) - графиком оплаты выполненных работ (далее - График оплаты выполненных работ) (Приложение N 3 к Договору). График выполнения работ и График оплаты выполненных работ в совокупности составляют График исполнения Договора (п. 2.2 договора).
В силу п. 2.3 договора изменение Графика исполнения Договора не допускается, за исключением:
2.3.1. Наступления обстоятельств непреодолимой силы, а также иных обстоятельств, о которых Сторонам не было известно на дату заключения Договора (в том числе обстоятельств, связанных с переносом и (или) переустройством инженерных сетей, электрических сетей, сведения о которых отсутствовали на дату заключения Договора), вследствие которых надлежащее исполнение Сторонами своих обязательств, предусмотренных Договором, стало невозможным в сроки, установленные Графиком выполнения работ. В этом случае изменение Графика исполнения Договора осуществляется по соглашению Сторон в порядке, предусмотренном пунктом 13.5 Договора.
2.3.2. Внесения Заказчиком изменений в Проектную документацию, которые влекут изменение сроков начала и окончания реконструкции Объекта, промежуточных сроков выполнения отдельных видов и этапов работ, определенных Графиком выполнения работ. В этом случае изменение Графика выполнения работ осуществляется по соглашению Сторон в порядке, предусмотренном пунктом 13.7 Договора.
2.3.3 Уменьшения ранее доведенных Заказчику лимитов бюджетных обязательств на период реконструкции Объекта, которые влекут изменение сроков начала и окончания реконструкции Объекта, промежуточных сроков выполнения отдельных видов и этапов работ, определенных Графиком выполнения работ, более чем на один месяц, и (или) уменьшения цены Договора. В этом случае изменение Графика исполнения Договора осуществляется по соглашению Сторон в порядке, предусмотренном пунктом 13.7 Договора.
2.3.4. Необходимости детализации отдельных комплексов работ, видов работ и (или) части работ отдельного вида работ в составе этапа выполнения Договора или комплекса работ без изменения сроков их выполнения и в пределах доли этапа выполнения Договора, комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в цене Договора. В этом случае изменение Графика исполнения Договора осуществляется по соглашению Сторон в порядке, предусмотренном пунктом 13.10 Договора.
Срок исполнения договора согласно Графику выполнения работ установлен - до 31.10.2021.
В соответствии с п. 4.1.1 заказчик по настоящему Договору обязуется не позднее 20 рабочих дней со дня подписания Договора Сторонами обеспечить освобождение объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции, указанного в пункте 1.2.3 Договора, от самовольных построек, подлежащих переносу сетей инженерно-технического обеспечения, иных существующих зданий, строений, сооружений, от завалов и мусора, не позволяющих Подрядчику приступить к выполнению работ, обеспечению их ведения и завершения в установленный Графиком выполнения работ срок (за исключением случаев, когда выполнение таких работ предусмотрено Проектной документацией), и направить Подрядчику для рассмотрения и подписания проект акта о соответствии состояния объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции условиям Договора, в порядке, предусмотренном для подписания актов пунктом 18.8 Договора.
Также в соответствии с п.п. 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4 заказчик по настоящему Договору обязуется передать Подрядчику не позднее 20 (двадцати) дней до дня начала выполнения работ (в соответствии с Графиком выполнения работ) следующую документацию: копию разрешения на строительство (реконструкцию) Объекта; копии технических условий и разрешений на временное присоединение Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства. Передать Подрядчику не позднее 10 (десяти) рабочих дней до дня начала производства отдельных видов работ копии документов, подтверждающих согласование производства таких работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации. В срок до 20 (двадцати) рабочих дней передать Подрядчику необходимую для реконструкции рабочую документацию в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и один экземпляр на электронном носителе, подготовленную на основе Проектной документации. При наличии у Подрядчика замечаний к такой документации принять решение о необходимости ее доработки в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения замечаний. Работы принимаются по утвержденной Заказчиком и переданной в "Производство работ" Рабочей документации.
Согласно п. 1.3 договора обязательства Подрядчика по реконструкции Объекта в соответствии с настоящим Договором признаются выполненными при получении Заказчиком заключения органа государственного строительного надзора о соответствии Объекта требованиям технических регламентов и Проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из представленной в материалы дела переписки сторон договора Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в ходе исполнения договора возникали препятствия к исполнению обязательств, о чем ООО "Стройальянс" указывало заказчику.
Вместе с тем, учитывая, что строительно-монтажные работы по договору ООО "Стройальянс" не выполнены в полном объеме, а именно: степень строительной готовности согласно п. 13.17 договора на 01.09.2021 составляет 12%, нарушение срока, предусмотренного Графиком выполнения работ, составляет более 1/3 срока исполнения работ, заказчиком 16.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Как следует из обращения ПАО "Амурский судостроительный завод", согласно п. 2.2. сроки выполнения работ, в том числе отдельных видов и этапов, определены графиком выполнения строительно-монтажных работ (далее - График выполнения работ) (Приложение N 2 к Договору), а оплаты выполненных работ - графиком оплаты выполненных работ (далее - График оплаты выполненных работ) (Приложение N 3 к Договору).
Согласно п. 13.17 договора степень строительной готовности Объекта определяется долей стоимости выполненных в полном объеме работ в соответствии с Графиком оплаты выполненных работ по этапам выполнения Договора и (или) комплексам работ и (или) видам работ и (или) частям работ отдельного вида работ и их объему в процентном отношении от цены Договора. Стоимость работ по договору составляет - 611 561 960 рублей, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 20% 101 926 993.33 рублей. Срок исполнения договора согласно Графику установлен - до 31.10.2021.
Стоимость этапа выполнения работ определена Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N2 к Договору).
Согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ в редакции Дополнительного соглашения N 3 к 01.09.2021 работы должны быть завершены в 12 этапов выполнения работ (с 01 по 12), объем выполненных работ за 12 этапов в стоимостном выражении должен составлять 548 077 031,01 рублей.
Указанные условия договора Подрядчиком не выполнены.
Согласно актам приемки выполненных работ по форме КС-2, справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 по состоянию на 01.09.2021 фактический объем выполненных работ с начала строительства в стоимостном выражении составляет 73 298 005,52 рублей, в т.н. НДС (20%) 12 216 334,25 рублей.
Заказчик во избежание срывов сроков строительства Обществом неоднократно обращался к Подрядчику с требованием устранить нарушение сроков выполнения работ, а также о надлежащем исполнении обязательств (письма от 06.10.2020 N АСЗ-090-14065, от 30.10.2020 N АСЗ-066-15460, от 10.11.2020 N АСЗ- 090-15985, от 23.11.2020 N АСЗ-090-16671, от 10.12.2020 NАСЗ-090-17717, от 13.01.2021 N АСЗ-090-191, от 10.03.2021 N AC3-066-3727, от 07.04.2021 N АСЗ- 090-5363, от 14.04.2021 N АСЗ-090-5809, от 11.05.2021 N АСЗ-090-7П5, от 09.06.2021 NАСЗ-090-8702, от 02.07.2021 N АСЗ-090-9840, от 26.03.2021 N АСЗ- 090-12777), однако нарушения не устранены.
Как следует из пояснений ООО "Стройальянс" согласно п. 2.2. договора срок начала реконструкции Объекта, срок окончания реконструкции Объекта (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Договором работ определены графиком выполнения строительно-монтажных работ (далее - График выполнения работ) (Приложение N2 к Договору).
Графиком выполнения работ предусмотрены этапы выполнения работ без привязки к промежуточным срокам исполнения этапов и установлено:
- начальный срок выполнения работ 10 августа 2020 года;
- конечный срок выполнения работ 31 октября 2021 года.
04.02.2021 заключено дополнительное соглашение N 3 к договору, которое изменило условия выполнения работ, предусмотрев конкретные календарные даты для промежуточных этапов.
Согласно пояснениям представителя ООО "Стройальянс", причинами нарушения сроков выполнения работ по этапам, установленных Графиком выполнения работ, а также низкого процента закрытия работ являются обстоятельства, связанные с многочисленными разночтениями проектно-сметной документации с фактическими параметрами сооружений и отдельных конструкций, подлежащих реконструкции, выявленных как в начале выполнения работ, так и в ходе производства работ, о которых Подрядчику не было известно на дату заключения договора.
Также, нарушение сроков выполнения работ обусловлено виной заказчика, который ненадлежащим образом исполнял обязательства по договору.
Согласно п. 4.1.1 договора Заказчик обязуется не позднее 20 рабочих дней со дня подписания договора обеспечить освобождение объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции, от самовольных построек, подлежащих переносу сетей инженерно-технического обеспечения, иных существующих зданий, строений, сооружений, от завалов и мусора, не позволяющих Подрядчику приступить к выполнению работ, обеспечению их ведения и завершения в установленный Графиком выполнения работ срок.
Однако на протяжении всего периода производства строительно-монтажных работ в рамках проводимой реконструкции, ООО "Стройальянс" проводил работы в условиях действующего производства с целью сохранения рабочего цикла ПАО "Амурский судостроительный завод" тогда, при этом зоны ведения работ должны незамедлительно освобождаться заказчиком для выполнения работ. Данное условие производства строительно-монтажных работ заказчиком не выполнялось на протяжении всего срока выполнения работ, что подтверждается длительной перепиской сторон (письма от 09.10.2020 N 20.2/20, от 30.11.2020 N 38.2, от 09.04.2021 N 63.2/21, от 17.06.2021 N 84.2/122.06.2021 N87.2/21).
Согласно пункту 1.1 договора Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Вместе с тем, в ходе выполнения строительно-монтажных работ в рамках проводимой реконструкции выявлено наличие многочисленных разночтений проектно-сметной документации с фактическими параметрами Объекта, ввиду низкого качества проектной документации. О данном факте заказчик уведомлялся письмами от 09.04.2021 N 63.2/21, от 21.09.2020 N 3.2/20, от 21.09.2020 N 4.2/20, 23.09.2020 N 6.2/20, 26.10.2020 N 26.2/20, от 22.10.2020 N 37.2/20, от 12.11.2020 N 34.2/20, от 16.11.2020 N 36.2/20, от 30.11.2020 N 39.2/20, от 21.04.2021 N 66.2/21, от 17.06.2021 N 84.2/21, от 26.10.2021 N 66.2/21.
Также в ходе выполнения строительно-монтажных работ в рамках проводимой реконструкции были выявлены неучтенные проектной документацией виды работ, без которых невозможно продолжение выполнения задания, о чем заказчик также уведомлялся письмами от 12.11.2020 N 35.2/20, от 19.11.2020 N35.2/20, от 19.01.2021 N 50.2/21, от 03.02.2021 N 52,2/21, от 05.02.2021 N 53.2/21, от 09.02.2021 N55.2/20, от 15.03.2021 N 60.2/21.
Как пояснил представитель ООО "Стройальянс", факты отсутствия возможности своевременного выполнения работ по договору связаны с наличием объективных независящих от Подрядчика причин, вызванных действиями/бездействием заказчика, а также некачественностью представленной документации и обстоятельствами непреодолимой силы, связанными с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой на территории Российской Федерации из-за вспышки коронавирусной инфекции COVID-19 (снижение количества постоянно действующей рабочей силы на Объекте, вследствие чего сроки и объемы выполнения строительно-монтажных работ сместились относительно Графика выполнения работ). Подрядчик не имел и не имеет умысла уклоняться от исполнения договора и предпринимал все возможные действия, направленные на его исполнение. С момента заключения договора до момента расторжения договора со стороны Подрядчика осуществлялись все необходимые действия, предусмотренные договором, для качественного и своевременного выполнения работ на объекте.
Изучив материалы дела 7-3/592, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9. ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 13.12.2 договора при существенном нарушении Подрядчиком срока (более чем на 1/3 (одну треть) срока) реконструкции Объекта, предусмотренного Графиком выполнения работ заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по договору
В связи с тем, что обязательства по договору Подрядчиком (ООО "Стройальянс") не исполнены в полном объеме в установленный договором срок, руководствуясь п. 13.12.2 договора, п. 2 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчиком - ПАО "Амурский судостроительный завод" 16.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.09.2021 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 16.09.2021 и направлено в это же день в адрес Подрядчика (ООО "Стройальянс") заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N 68102163006227).
В силу ч. 12 ст. 95 закона N 44-ФЗ при невозможности получения подтверждения либо информации о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления о расторжении контракта, в данном случае договора, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (договора) в единой информационной системе.
Ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из из представленных заказчиком документов, исходя из положений ч.ч. 12 и 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.09.2021 вступило в силу 28.10.2021, контракт считается расторгнутым с 28.10.2021.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчик, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).
Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений ст. 104 Закона N 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению. Для признания участника закупки недобросовестным поставщиком необходимо наличие бесспорных доказательств, указывающих на недобросовестность поведения участника закупки.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078).
П. 15 Постановления N 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком (исполнителем), которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
Проанализировав материалы дела в их совокупности и системной взаимосвязи, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанные в пп. "в" п. 15 Постановления N 1078, поскольку ООО "Стройальянс" предпринимались меры для надлежащего исполнения условий контракта.
При этом действуя разумно и добросовестно, заботясь об интересах заказчика и преследуя цель надлежащего исполнения обязательств, Общество сообщало заказчику о возникающих препятствиях в ходе исполнения договора. Указанное подтверждается материалами дела.
Также, наличие возникающих препятствий к надлежащему исполнению договора подтверждается указаниями организации, осуществляющей авторский надзор за ходом строительства, согласно которым в ходе исполнения договора возникала необходимость внесения изменений в проектную и рабочую документацию, что препятствовало осуществлению строительства (письмо ПАО "Амурский судостроительный завод" от 15.09.2021 N АС3-090-13767 и др.).
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства исполнения Подрядчиком условий государственного контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в действиях ООО "Стройальянс" виновного недобросовестного характера, свидетельствующего об умышленных действиях, направленных на неисполнение государственного контракта и свидетельствующих о недобросовестности поведения.
Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая отсутствие в действиях ООО "Стройальянс" недобросовестности поведения, наличие оснований, предусмотренных пп. "в" п. 15 Постановления N 1078, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об Обществе и его учредителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, на основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком ПАО "Амурский судостроительный завод" в отношении ООО "Стройальянс" (ИНН 5262289090), учредителе (генеральном директоре) Общества Петухове Александре Сергеевиче (ИНН 521406685628)), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 ноября 2021 г. N РНП-424
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021