Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Алексеевой Юлии Юрьевны, заказчика - суда Чукотского автономного округа (о дате, времени и месте рассмотрения заказчик уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/595 по обращению заказчика - суда Чукотского автономного округа о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Алексеевой Юлии Юрьевны (ИНН 165127834328) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 06.07.2021 N 0188100001721000008 (реестровый номер 1870900471521000017) на приобретение информационного киоска, заключенного по результатам электронного аукциона N 0188100001721000008,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - суда Чукотского автономного округа о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Алексеевой Юлии Юрьевны (ИНН 165127834328) (далее - ИП Алексеева Ю.Ю.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 06.07.2021 N 0188100001721000008 (реестровый номер 1870900471521000017) на приобретение информационного киоска, заключенного по результатам электронного аукциона N 0188100001721000008.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - судом Чукотского автономного округа проведен электронный аукцион на приобретение информационного киоска (Извещение от 09.06.2021 N 0322300008421000054).
Начальная (максимальная) цена контракта: 98 943,67 рублей.
На участие в закупке, согласно протоколу N 0188100001721000008-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на приобретение информационного киоска от 17.06.2021, подано пять заявок. По результатам рассмотрения первых частей поданных заявок к участию в электронной процедуре допущены все пять заявок.
В соответствии с протоколом N 0188100001721000008-3 рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на приобретение информационного киоска от 21.06.2021 из трех участвующих в электронной процедуре заявок, победителем признана заявка ИП Алексеева Ю.Ю., предложившего наименьшую цену контракта - 80 082,84 рублей.
По результатам электронной процедуры 06.07.2021 судом Чукотского автономного округа с победителем закупки ИП Алексеева Ю.Ю. заключен контракт N 0188100001721000008 на приобретение информационного киоска (реестровый номер 1870900471521000017) (далее - контракт). Цена контракта составляет 80 082,84 рублей.
В соответствии с п. 1.1. контракта Поставщик обязуется передать в обусловленный срок информационный киоск (далее - Товар), количество, ассортимент и комплектность которого определены в согласованной сторонами спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение 1 к настоящему контракту).
П. 5.1 контракта установлено, что Товар должен быть поставлен Заказчику с даты заключения настоящего Контракта по 10 сентября 2021 г. Товар поставляется в рабочее время Заказчика (с пн.-чт. с 09:00 до 17:00, пт. с 09:00 до 12:30). Поставщик поставляет товар Заказчику в место доставки и разгружает его (своими силами и за свой счет) по адресу: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Мира, д.4 . Получателем товара является Заказчик.
Согласно п. 5.3 контракта датой поставки товара считается дата его приемки представителем Заказчика по товарной накладной или универсального передаточного документа, в случаях установленных настоящим контрактом в документе составленном по форме утверждённой в учетной политике.
Как следует из представленной заказчиком информации Поставщик (ИП Алексеева Ю.Ю.) свои обязательства по контракту на дату 10.09.2021 не исполнил, в связи с этим заказчиком 12.10.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из пояснений ИП Алексеева Ю.Ю. информационный киоск изготовлен в надлежащий по контракту срок, однако доставка данного оборудования в г. Анадырь за время исполнения контракта стала невозможной в связи с тем, что стоимость логистики в данный регион стала превышать стоимость всего контракта.
Изучив материалы дела 7-3/595, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9. ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
П. 10.2 контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 10.3. контракта заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных в связи с неисполнением контракта Поставщиком в следующих случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (п. 10.8 контракта).
В связи с тем, что обязательства по контракту Поставщиком (ИП Алексеева Ю.Ю.) не исполнены в полном объеме в установленный контрактом срок, 04.10.2021 в адрес Поставщика (ИП Алексеева Ю.Ю.) направлена претензия исх. N 5-66/21-3194 о поставке информационного киоска в кратчайший срок.
12.10.2021 в адрес Поставщика (ИП Алексеева Ю.Ю.) направлена претензия исх. N 5-66/21-3286 о том, что в связи с тем, что ответ на претензию от 04.10.2021 N 5-66/21-3194 в адрес заказчика не поступал, руководствуясь п. 10.2 контракта, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчиком - судом Чукотского автономного округа 12.10.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.10.2021 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 21.10.2021 (номер дополнительной информации 0188100001721000001), что является нарушением ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес Поставщика (ИП Алексеева Ю.Ю.) 13.10.2021 заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N 68900062826973) и на адрес электронной почты, указанной в контракте.
Согласно ч.12 ст.95 Закона N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя представленных заказчиком документов и информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок, контракт расторгнут с 21.10.2021, что является нарушением ч. 13. ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
За нарушение ч.ч. 12,13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчик, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).
Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений ст. 104 Закона N 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению. Для признания участника закупки недобросовестным поставщиком необходимо наличие бесспорных доказательств, указывающих на недобросовестность поведения участника закупки.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078).
П. 15 Постановления N 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поскольку заказчиком при расторжении контракта допущено существенное нарушение процедуры расторжения контракта, вследствие чего поставщик лишен предоставленного ему права в соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на устранение недостатков, Комиссия Хабаровского УФАС России не может прийти к выводу о недобросовестности ИП Алексеева Ю.Ю.
При таких обстоятельствах у Комиссии Хабаровского УФАС России не имеется правовых оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Алексеева Ю.Ю.
Таким образом, на основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - судом Чукотского автономного округа об индивидуальном предпринимателе Алексеевой Юлии Юрьевне (ИНН 165127834328), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - суд Чукотского автономного округа нарушившим ч. ч.12, 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 ноября 2021 г. N РНП-427
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.11.2021