Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 ноября 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ИП Чащиной Марии Евгеньевны на положения документации электронного аукциона на поставку оборудования для системы кондиционирования по объекту: "Строительство здания под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, земельный участок с КН 60:27:0000000:4456 по объекту: "Создание мультимедийного исторического парка "Россия - моя история"" (идентификационный номер: 1198-А-ГЗ) (номер извещения 0157200000321001140), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
25.10.2021 уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на оказание услуг по поставке оборудования для системы кондиционирования по объекту: "Строительство здания под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, земельный участок с КН 60:27:0000000:4456 по объекту: "Создание мультимедийного исторического парка "Россия - моя история"" (идентификационный номер: 1198-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321001140).
Извещение N 0157200000321001140 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 25.10.2021 17:30.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 253 302,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.11.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
27.10.2021 в 15:04 (вх. N 1047-з) поступила жалоба от Заявителя.
27.10.2021 в 17:13 в ЕИС размещен документ "Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.10.2021 NИО1".
Рассмотрение жалобы состоялось 10.11.2021 года в 17 часов 00 минут с учетом объявленного перерыва в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 1047-з от 27.10.2021 г.).
Документация об аукционе содержит нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что товары, используемые при выполнении работ указаны без сопровождения "или эквивалент". Заказчиком не применено КТРУ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N 3995 от 09.11.2021 года и исх. N КЗ-21-220 от 02.11.2021 года в материалах дела):
Документацией о закупке предусмотрена закупка товара с товарным знаком, без возможности поставки эквивалентного товара, в связи с несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 1 статьи 1477 Гражданского кодекса РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Следовательно, товарные знаки - это зарегистрированные обозначения товаров определенных производителей; поэтому исходя из основного принципа законодательства о контрактной системе - обеспечение добросовестной конкуренции, указывать товарные знаки закупаемых товаров заказчики могут лишь в ограниченном числе случаев, которые указаны в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки только в случаях:
- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, при описании характеристик товара в документации об электронном аукционе Заказчик должен определить требования к товару, исходя из своих потребностей, с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Объектом закупки является поставка оборудования для системы кондиционирования по объекту: "Строительство здания под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ".
При описании объекта закупки Заказчик использовал проектную документацию, разработанную в 2020 году ООО Группа "Спектр", имеющей положительное заключение Госэкспертизы N 60-1-1-3-034591-2020 от 28 июля 2020 года. В спецификации оборудования указаны следующие товарные знаки мультизональная система кондиционирования К1 VRV IV Mini "Daikin", помпа дренажная SI 2750 "Sauermann".
В Описании объекта закупки (Техническое задание) Заказчик указал оборудование с указание на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", а именно холодильная машина (чиллер) ХМ1 (П1/В1) НВА 096-2В "KORF", наружный блок кондиционера типа RXYSCQ4TV1 DAIKIN, пульт управления проводной типа BRC1H519W7 DAIKIN и т.д..
Согласно пояснениям, Заказчика документацией о закупке предусмотрена закупка товара с товарным знаком, без возможности поставки эквивалентного товара, в связи с несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, а именно необходимостью обеспечить комплексное взаимодействие всех элементов объекта капитального строительства, предусмотренных проектной документацией.
При этом, следует учесть, тот факт, что приобретаемая Заказчиком система кондиционирования предназначена для установки в здании под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ", т.е. для последующей установки на объекте, который в настоящий момент не возведен.
Согласно сведениям из ЕИС работы в рамках исполнения контракта N 0157200000321000020 по строительству здания под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ" исполнены на 1,44% от общей суммы контракта.
Исходя из вышеизложенного, у Заказчика не имеется оснований для применения исключения, предусмотренного п.1 ч.1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку отсутствуют доказательства несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Заказчиком не предоставлены документы подтверждающие, несовместимость товаров, обозначенных другими товарными знаками, с товарами, указанными в проектной документации, а также не предоставлено подтверждение наличия у Заказчика уже используемого товара, для которого необходимо обеспечить взаимодействие.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона контактной системе, выразившееся в установлении в аукционной документации товарных знаков, без сопровождения словами "или эквивалент".
Данное правонарушение содержит признаки нарушения, предусмотренные ч.4.2 ст..30 КоАП РФ.
2. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При этом, Законом о контрактной системе и Правилами не предусмотрено право Заказчика, при наличии проектной документации на строительство, закупать оборудование, предусмотренное в проектной документации без использования КТРУ.
Извещение о проведении электронного аукциона (номер:0157200000321001140) содержит указание на код ОКПД2 28.25.12.190 "Оборудование для кондиционирования воздуха прочее, не включенное в другие группировки", при этом информация об использовании Заказчиком КТРУ отсутствует.
Заказчик также не оспаривает тот факт, что им не использовался КТРУ, поскольку ему необходимо закупить конкретный товар в строгом соответствии с проектной документацией.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, о том, что в действиях Заказчика содержаться нарушения части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и пункта 4 Правил Постановления N 145, которые выразились в неиспользовании при описании объекта закупки Правил, а именно КТРУ.
Данное правонарушение содержит признаки нарушения, предусмотренные ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
27.10.2021 в 17:13 в ЕИС размещено извещение об отмене электронного аукциона на поставку оборудования для системы кондиционирования по объекту: "Строительство здания под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ (номер извещения 0157200000321001140).
09.11.2021 в ЕИС размешено извещение о проведении электронного аукциона на поставку кондиционеров по объекту: "Строительство здания под организацию выставочного пространства исторического парка "РОССИЯ-МОЯ ИСТОРИЯ" (N 0157200000321001235), с применением КТРУ 28.25.12.130-00000018, указанием товарных знаков, которые соответствуют оспариваемому аукциону, с сопровождением словами "или эквивалент".
Таким образом, действия Заказчика по проведению вышеназванного аукциона противоречат позиции, изложенной при рассмотрении жалобы.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащиной Марии Евгеньевны обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и пункта 4 Правил Постановления N 145.
3. В связи с тем, что 27.10.2021 года электронный аукцион отменен, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 15 ноября 2021 г. N 060/06/33-644/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2021