Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 ноября 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
руководитель комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
члены:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Гончарова С.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии представителя муниципального казенного учреждения Токаревского поселкового округа "Учреждение по содержанию и обслуживанию административных зданий, находящихся в муниципальной собственности Токаревского поселкового округа" - ,
на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении внеплановой проверки соблюдения муниципальным казенным учреждением Токаревского поселкового округа "Учреждение по содержанию и обслуживанию административных зданий, находящихся в муниципальной собственности Токаревского поселкового округа" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку автомобиля легкового Lada NIVA TRAVEL (извещение N 0364300016721000002),
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное казенное учреждение Токаревского поселкового округа "Учреждение по содержанию и обслуживанию административных зданий, находящихся в муниципальной собственности Токаревского поселкового округа" (далее также Заказчик) 30.10.2021 года опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок извещение N 0364300016721000002 о проведении электронного аукциона на поставку автомобиля легкового Lada NIVA TRAVEL (далее также аукцион) и документацию об указанном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 060 925 руб.
В ходе проведения внеплановой проверки были выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
1. Статья 42 Закона о контрактной системе определяет содержание извещения об осуществлении закупки.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В пунктах 2, 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе к указанным лицам относятся:
- члены коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации) - управляющая организация;
- участники (члены) корпоративного юридического лица, способные оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи;
- учредители унитарного юридического лица.
При этом, в части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 13 Извещения о проведении закупки в форме электронного аукциона (далее - извещение), а также в пункте 13 документации об электронном аукционе установлено требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике электронного аукциона, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.
Таким образом, пункт 13 извещения и пункт 13 документации об электронном аукционе изложены заказчиком с нарушением части 5 статьи 31 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается (ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе).
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5, части 6 статьи 66, Закона о контрактной системе в подпункте 2.1 пункта 18 извещения и подпункте 2.1 пункта 18 документации об аукционе предусмотрено условие о предоставлении в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей участника такого аукциона.
Кроме того, заказчик нарушил часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, установив в подпункте 2.7 пункта 18 извещения и подпункте 2.7 пункта 18 документации об аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. При этом, ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, извещением не установлено.
3. Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки.
Также частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках.
Между тем, согласно пункту 24 извещения и пункту 24 документации об электронном аукционе заказчик определил обеспечение заявки на участие в электронном аукционе только путем внесения денежных средств. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке, что является неправомерным.
Таким образом, заказчик нарушил части 2 и 10 статьи 44 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в пп.1.1.5 п.25 извещения, пп.1.1.5 п.25 документации об аукционе и в пункте 7.4.5 проекта муниципального контракта указано, что "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Таким образом, установив срок действия банковской гарантии изложенным образом, Заказчик нарушил требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В пункте 26 "Антидемпинговые меры" извещения и п.26 Документации об аукционе Заказчиком, в том числе, установлено:
"Если победителем электронного аукциона предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта либо в случаях, предусмотренных статьей 37 Федерального закона N 44-ФЗ, документов подтверждающих добросовестность участника электронного аукциона.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт".
Таким образом, Заказчиком в извещении и документации об аукционе установлены антидемпинговые меры не в соответствии с действующей редакцией частей 2 и 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
6. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно извещению (п.32) и документации об аукционе (п.32) оплата по контракту производится Заказчиком единовременно путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня подписания Сторонами акта приема - передачи товара на основании выставленного Поставщиком счета-фактуры (счета).
Вместе с тем, пунктом 2.4 контракта определено, что оплата по контракту осуществляется по факту поставки товара Заказчику в форме безналичного расчета путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика, в размере 100%, в течение 30 дней с момента приемки Товара.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе поскольку в извещении и документации об аукционе информация о сроке оплаты товара противоречит информации о сроке оплаты, содержащейся в контракте, а следовательно является недостоверной, что вводит в заблуждение участников закупки, а также нарушает их права и законные интересы на получение полной и достоверной информации об условиях исполнения контракта.
7. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует данное требование.
8. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Так, согласно п. 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.
Между тем, заказчик в нарушение пункта 3 Правил и части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 8.10 проекта контракта установил ответственность для поставщика в размере, предусмотренном для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые являются субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, а именно:
"За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным с победителем закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде ____ рублей ___ копеек, определяемом в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)".
Вместе с тем, как отмечалось выше, ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, извещением не установлено.
Таким образом, положения пункта 8.10 проекта контракта не соответствуют требованиям ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
9. В пунктах 8.11 и 8.12 проекта контракта заказчиком установлены общие суммы начислений неустоек для поставщика и заказчика с нарушением частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно:
8.11. Общая сумма начислений неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену Контракта.
8.12. Общая сумма начислений неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену Контракта.
Однако, постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г N1011 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. N1042 (изменения вступили в силу с 14.08.2019) согласно п.п. и) п.2 которых в пунктах 11 и 12 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N1042, слова "начисленной неустойки (штрафов, пени)" заменены словами "начисленных штрафов":
11. Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
12. Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Таким образом, при утверждении документации заказчик нарушил ч.3 ст.7, ч.5, ст. 31, ч.5, ч.8, ч.30 ст.34, ч.2, ч.3 ст.37, ч.2, ч.10 ст.44, ч.3 ст.64, ч.5, ч.6 ст.66, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного в действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать муниципальное казенное учреждение Токаревского поселкового округа "Учреждение по содержанию и обслуживанию административных зданий, находящихся в муниципальной собственности Токаревского поселкового округа" нарушившим ч.3 ст.7, ч.5, ст. 31, ч.5, ч.8, ч.30 ст.34, ч.2, ч.3 ст.37, ч.2, ч.10 ст.44, ч.3 ст.64, ч.5, ч.6 ст.66, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе при утверждении документации об аукционе на поставку автомобиля легкового Lada NIVA TRAVEL (извещение N 0364300016721000002) .
2. Выдать муниципальному казенному учреждению Токаревского поселкового округа "Учреждение по содержанию и обслуживанию административных зданий, находящихся в муниципальной собственности Токаревского поселкового округа" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Руководитель комиссии Н.Е. Козлова
Члены комиссии С.В. Гончарова
А.Э. Агаурова
Исп. Гончарова С.В.
)8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 17 ноября 2021 г. N 068/06/34-997/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021