На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России в составе:
председатель Комиссии: * - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: * - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, * - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи,
в присутствии:
представителя заказчика - БУЗ УР "ГКБ N7 МЗ УР" (ИНН 1826000670, далее - Заказчик): *
представителя поставщика - ИП Боюр А.С. (ИНН 503410225423, далее - Поставщик, Общество): *
в результате рассмотрения обращения Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Боюр Андрея Станиславовича (ИНН 503410225423) в связи принятием решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона N зз-29597-2021 "Перчатки смотровые и хирургические" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121010300, далее - Запрос котировок), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
02.08.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещены документация и извещение о проведении запроса котировок в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 499 778,26 рублей.
Объектом закупки является поставка перчаток смотровых и хирургических (код ОКДП2 22.19.60.113).
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 10.08.2021 было подано 2 заявки на участие, которые признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении. Первый порядковый номер присвоен участнику закупки ИП Боюр А.С. с предложением о цене контракта 1 400 000,0 рблей.
16.02.2021 между заказчиком и обществом заключен государственный контракт (номер реестровой записи в ЕИС - 2182600067021000301, далее - Контракт).
03.09.2021 Заказчик посредством электронной почты направил в адрес Поставщика мотивированный отказ от принятия товара исх.N2085/26-01 от 01.09.2021 в связи с поставкой товара, не соответствующего характеристикам, указанным в Сведениях о конкретных показателях товара (Приложение N 1.1 к контракту), а также иного наименования страны происхождения товара. Указанное письмо также содержало требование о замене товара на товар, соответствующий условиям контракта в течение пяти дней с момента получения данной претензии (отчет об успешной доставке почты от 03.09.2021).
13.09.2021 в адрес Поставщика Заказчиком было направлено письмо о неисполнении Поставщиком условий Контракта и с требованием о замене товара в срок до 14.09.2021 (отчет об успешной доставке почты от 13.09.2021).
14.09.2021 Поставщиком в адрес Заказчика поступил ответ (поименованный Поставщиком как претензия) на мотивированный отказ от приемки товара (вх.N4665 от 14.09.2021), в соответствии с которым Поставщик признает, что поставил товар, не соответствующий условиям контракта, вместе с тем, выступил с предложением о заключении дополнительного соглашения к Контракту, с целью внесения в него изменений по характеристикам поставляемого товара.
14.09.2021 Заказчиком посредством электронной почты направлен ответ (исх.N2218/2601 от 14.09.2021) о невозможности заключения дополнительного соглашения по изменению характеристик товара и необходимости приемки товара, в соответствии с условиями заключенного Контракта (отчет об успешной доставке почты от 14.09.2021).
Руководствуясь п.2 ст.523 ГК РФ, ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.09.2021 N2246/26-01 в связи с поставкой товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок (размещено в ЕИС 21.09.2021) и направил поставщику посредством электронной почты (отчет об успешной доставке почты от 21.09.2021), а также посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80110163407502 и вручением адресату 08.10.2021. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 18.10.2021.
21.09.2021 (вх.N4878 от 21.09.2021) в адрес Заказчика поступил ответ Поставщика на письмо (исх.N2218/2601 от 14.09.2021) с указанием на положение ст.95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым допускается изменение существенных условий контракта в случае замены товара на товар с улучшенными характеристиками.
22.09.2021 Заказчик в ответ на письмо Поставщика от 14.09.2021 о возможности заключения дополнительного соглашения к Контракту указал, что товар с иными характеристиками, не соответствующими условиям контракта, указанными в мотивированном отказе от приемки товара, не может расцениваться Заказчиком как товар с улучшенными характеристиками (отчет об успешной доставке почты от 22.09.2021).
Также в материалы дела приложены письма направленные Исполнителем в адрес Заказчика:
- "Запрос по поставке" б/н от 15.10.2021, о согласовании поставки товара на 18.10.2021;
- письма исх.N29 от 20.10.2021, N31 от 28.10.2021 с запросом о причинах отказа в приемке товара.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России (далее - Комиссия) представитель Заказчика пояснил, что согласно ему был поставлен товар ненадлежащего качества. В ответ на мотивированный отказ от приемки товара стороной Поставщика было проигнорировано требование о замене товара, вместе с тем, Поставщиком было предложено внести изменения в Контракт, путем заключения дополнительного соглашения об изменении характеристик товара, которые противоречат условиям такого контракта и не соответствуют потребностям Заказчика. Представил в материалы дела переписку с Поставщиком по вопросу исполнения контракта.
Представитель Поставщика не отрицал, что товар был им поставлен не соответствующий требованиям контракта, вместе с тем, считает возможным заключение дополнительного соглашения об изменении условий контракта. Представил в материалы дела письменные пояснения, переписку с Заказчиком по вопросу исполнения контракта, а также товарную накладную от ИП Утёнкова Д.А. N55 от 06.10.2021 с платежным поручением к нему N115 от 05.10.2021 на закупку товара для замены ранее поставленного Заказчику.
Рассмотрев письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении обращения, доказательства, представленные в материалы дела, документы и сведения, размещенные в ЕИС, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1.2 Контракта Поставщик обязуется поставить товар в место поставки, указанное в разделе 2 контракта, в количестве и по цене согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту), с показателями характеристик товара и их значениями (далее - характеристики Товара), указанными в Сведениях о конкретных показателях товара (Приложение N 1.1 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 2.2 Контракта определен срок поставки товара партиями, в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика, а так же период поставки товара стороны определили так, что подача заявки и поставка товара должны осуществляться с таким расчетом, чтобы обязательства сторон по поставке товара и его приемке были завершены в пределах срока действия контракта.
В силу п.6.1 Контракта приемка товара осуществляется в соответствии с условиями контракта. Для осуществления приемки товара Заказчик вправе создать приемочную комиссию. При приемке товара могут присутствовать третьи лица по согласованию с Заказчиком.
В п.6.4 Контракта установлено, что для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, в том числе по качеству, комплектности, Заказчик проводит экспертизу (далее - экспертиза). Экспертиза может проводиться своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Срок проведения экспертизы включается в общий срок приемки по контракту. Для проведения экспертизы экспертные организации имеют право запрашивать у Поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. При этом Поставщик обязан предоставить указанные дополнительные материалы в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Во исполнение п. 6.8 Контракта при обнаружении в ходе приемки несоответствия товара требованиям контракта по количеству, качеству, комплектности, наименованию, внешнему виду, ассортименту Заказчик вправе предъявить соответствующее требование, предусмотренное гражданским законодательством Российской Федерации. Требования направляются в письменной форме (по электронной почте или в виде факсимильного сообщения). Поставщик обязан удовлетворить требование Заказчика в течение 5 рабочих дней с момента его получения. Такие требования могут быть указаны в акте, составленном в соответствии с пунктом 6.7 Контракта, либо оформлены в виде отдельного документа.
Согласно п. 12.1 Контракта вступает в силу со дня его заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации и действует по 31.01.2022 (включительно), при этом окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по контракту, за исключением обязательств по оплате поставленного и принятого товара, а также обязательств, связанных с недостатками поставленного товара.
В соответствии с п. 12.2 Контракта, он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
-поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
-неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу 12.3 Контракта по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта в случаях и в порядке, предусмотренных пунктами 2 - 10 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
По смыслу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов и недопустимости смещения вектора публично-правовой защиты исключительно в сторону государственного заказчика последнему в случае предъявления им требований о включении сведений о своем контрагенте по договору в реестр недобросовестных поставщиков надлежит максимально обеспечить этому лицу возможность исполнения своих обязательств по этому договору, и только в случае неисполнения последним этих обязательств, что подлежит четкой и недвусмысленной документальной фиксации, со стороны заказчика допустимо предъявление требований о применении к его контрагенту мер публично-правовой ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пп. "а" п. 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "б" п. 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с п.15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из представленных сведений и документов в материалы дела, Поставщик в установленный срок не представил Заказчику замену товара, на товар надлежащего качества, не предпринял попытки поставить товар надлежащего качества, пренебрег исполнением обязательств, что повлекло для Заказчика негативные последствия.
Комиссией Удмуртского УФАС установлено, что ИП Боюр А.С. поставил товар в нарушением условий контракта и требований п.2 ст.523 ГК РФ. Довод Поставщика, о том, что Заказчик должен был заключить дополнительное соглашение об изменении условий контракта противоречит Закону о контрактной системе, поскольку возможность изменение существенных условий контракта допускается в исключительных случаях, предусмотренных Законом и по соглашению сторон. Как таковая обязанность у Заказчика по заключения дополнительного соглашения отсутствует.
В действиях Поставщика усматривается злоупотребление правом, а так же недобросовестное поведение при осуществлении гражданских прав. Исходя из вышеуказанного, решение об отказе в приемке товара по качеству Заказчиком принято правомерно.
Однако, Комиссией при рассмотрении настоящего дела принято во внимание следующее.
После принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленный законом десятидневный срок Поставщик принял меры для надлежащего исполнения. Так в материалах дела приложены письма о намерении осуществить поставку, а также документы, подтверждающие закуп товара у третьего лица с целью его замены на товар, поставленный Заказчику при исполнении контракта.
При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС приходит к выводу об отсутствии оснований для включении сведений в отношении ИП Боюр А.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, изучив представленные документы, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП Боюр Андрея Станиславовича (ИНН 50341022542) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии *
Члены Комиссии *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15 ноября 2021 г. N 018/06/104-1072/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021