Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Дальневосточные медицинские технологии" на действия Заказчика - КГБУЗ "Хорольская центральная районная больница", КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N3" при проведении электронного аукциона на поставку аппарата рентгеновского для флюорографии легких цифровой или аналоговый (извещение N0820500000821006777) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как
- заказчик не использует КТРУ при описании объекта закупки;
- заказчик нарушил запрет в части указания дополнительных характеристик товара;
- в нарушение ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, Извещением и Документацией о закупке предусмотрена поставка товаров (системный блок) включенных в Перечень товаров к РФ от 30.04.2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N 616) и не включенные в него.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Полагает, что им соблюдены требования Закона N 44-ФЗ.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из п. 7 Правил использования КТРУ следует, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, пункт 5 содержит также исключение из общего правила, а именно: в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик не вправе устанавливать дополнительные характеристики, которые не предусмотрены в позициях каталога, в случае осуществления закупки радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения по Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее постановление N 878).
Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что ограничения предусмотренные в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ и Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 заказчик вправе не применять, если согласно пункта 4 Постановления N 878:
- в едином реестре российской радиоэлектронной продукции и евразийском реестре промышленных товаров отсутствует продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке;
- и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
При этом, в соответствии с пунктом 5 Постановления N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Данная позиция изложена в Письме Минпромторга России от 01.10.2021 N ПГ-11-9743 "О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878".
Таким образом, если заказчик полагает, что закупаемое им оборудование отсутствует в КТРУ и Перечне радиоэлектронной продукции (Постановление N 878), а функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики оборудования, включенного в реестр радиоэлектронной продукции и описанного в КТРУ, не соответствуют потребностям заказчика, необходимо получить разрешение на закупку товара без установления соответствующих ограничений в порядке установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
С учетом изложенного, заказчик при осуществлении закупки товаров, отнесенных к Перечню по Постановлению N 878, применяет только указанные в соответствующей позиции каталога функциональные, качественные характеристики, потребительские свойства товара.
Согласно техническому заданию, заказчик приобретает: аппарат рентгеновский для флюорографии цифровой или аналоговый.
Данный товар имеет код ОКПД 26.60.11.113 и отнесен к перечню радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения по Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878. Заказчик указал в извещении и аукционной документации на наличие данного ограничения.
Следовательно, при описании требований к аппарату рентгеновскому для флюорографии цифровому или аналоговому заказчик обязан был руководствоваться исключительно позициями, предусмотренными в КТРУ.
Анализ КТРУ показывает, что для закупаемого оборудования могут соответствовать позиции 26.60.11.113-00000121 или 26.60.11.113-00000122. Описание товара в данных позициях КТРУ содержит обязательные характеристики товара, которые также присутствуют в техническом задании, оспариваемой документации, а именно:
- указанная в техническом задании характеристика "диапазон изменения анодного напряжения не менее 40-125 кВ" относится к тому же параметру флюорографа (анодное напряжение) что и обязательная характеристика позиций КТРУ 26.60.11.113-00000121 и 26.60.11.113-00000122 "Максимальное анодное напряжение 125 Киловольт";
- указанная в техническом задании характеристика "пространственное разрешение не менее 3,9 пар линий/мм" относится к тому же параметру флюорографа (пространственное разрешение) что и обязательная характеристика позиций КТРУ 26.60.11.113-00000121 и 26.60.11.113-00000122 "Максимальное пространственное разрешение, пар линий/мм: 2.5 и
7";
- обязательная характеристика позиций КТРУ "наличие подъемника" прямо не описана в техническом задании, но также может быть использована при описании флюорографов с наличием данной функции (позиция КТРУ 26.60.11.113-00000121), либо с ее отсутствием (позиция КТРУ 26.60.11.113-00000122).
Описанное выше говорит о применимости для закупаемого оборудования позиций КТРУ 26.60.11.113-00000121 или 26.60.11.113-00000122 (в зависимости от необходимости наличия подъемника).
Вместе с тем, в нарушение пункта 4 и пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик не использовал при описании объекта закупки позиции каталога.
Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя жалобы о том, что заказчиком нарушены требования пункта 12 постановления N 616 от 30 апреля 2020 г "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", поскольку заказчик объединил в рамках одной закупки аппарат рентгеновский для флюорографии и системный блок, монитор, мышь, клавиатуру, не нашли своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Вместе с тем данное правило действует только в отношении самостоятельных товаров, а не комплектующих одного товара.
Заявителем жалобы не приведено доказательств того, что в рассматриваемом случае системный блок, монитор, мышь и клавиатура являются самостоятельными товарами, а не составной частью аппарата рентгеновского для флюорографии.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлена обязанность использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик в техническом задании указал на приобретение им аппарата рентгеновского для флюорографии цифрового или аналогового. Однако, описание объекта закупки не содержит требований к аппаратам для флюорографии аналоговым. Так в разделе 9 технического задания указана следующая характеристика: "пропускная способность флюорографа цифрового, снимков/час". Кроме того, для каждой требуемой характеристики в техническом задании указаны ссылки на конкретные пункты ГОСТ Р 56312-2014 "Изделия медицинские электрические. Флюорографы цифровые. Технические требования для государственных закупок". Заданные технические параметры подходят исключительно для цифровых флюорографов, а не для аналоговых.
Тем самым заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т.к. описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дальневосточные медицинские технологии" на действия Заказчика - КГБУЗ "Хорольская центральная районная больница", КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N3" при проведении электронного аукциона на поставку аппарата рентгеновского для флюорографии легких цифровой или аналоговый (извещение N0820500000821006777) обоснованной в части нарушения пункта 4 и пункта 5 Правил.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- пункта 4 и пункта 5 Правил и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении открытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16 ноября 2021 г. N 025/06/64-1387/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021