Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "МСП" на действия Заказчика - Министерство здравоохранения Приморского края при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест в составе (извещение N 0820500000821006753) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) так как в нарушение ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, Извещением и Документацией о закупке предусмотрена поставка товаров (операционная система и дистрибутив к ней), не включенных в Перечень товаров к РФ от 30.04.2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N 616), а относящихся к иному постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также заявитель указывает о необходимости проведении внеплановой проверки действий комиссии в части рассмотрения заявок, поданных на участие в аукционе и в части подведения итогов аукциона.
Заказчик, уполномоченное учреждение и ПАО "Ростелеком" не согласны с доводами жалобы и считают, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Согласно документации об аукционе объектом закупки является поставка автоматизированного рабочего место, в составе которого, в том числе операционная система и дистрибутив к ней.
Товары, требуемые к поставке "АРМ" (ОКПД 26.20.15.000.), содержатся в Перечне товаров, являющемся приложением к Постановлению N 616.
Согласно пояснениям заказчика программно-технический комплекс - это набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач. Согласно ГОСТ 34.003-90 - продукция, представляющая собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие достаточных для выполнения одной или более задач АС.
АРМ, закупаемый Заказчиком, будет использоваться для установки специализированного программного обеспечения, предназначенного для автоматизации текущей деятельности медицинских работников в медицинских организациях Приморского края в рамках достижения целей, установленных национальным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)". Инсталляция указанного специализированного программного обеспечения возможна только при наличии установленной операционной системы, обеспечивающей технологическую и функциональную связь с аппаратным компонентом АРМ.
Тем самым в состав АРМ включена операционная система и дистрибутив к ней.
Согласно пункту 3 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017): "В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допускается объединение товаров (работ, услуг) в один лот, если это не приводит к ограничению числа участников закупки. Учитывая, что заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары - компьютеры и программное обеспечение, без которого начало использования компьютерной техники невозможно, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе".
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы России (письмо от 09.02.2021 N 17/8991/21) допускается объединение в один лот компьютеров с ПО при наличии технологической и функциональной связи между компьютером и ПО. Таким образом, заказчиком может проводиться закупка компьютеров в одном лоте с ПО, при условии установления технологической и функциональной связи между компьютером и ПО, без которого начало использования компьютеров невозможно.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Требования к характеристикам закупаемого товара обусловлены потребностями Заказчика. В частности, в рамках описания объекта закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им своей деятельности.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки. Данный довод подтверждается судебной практикой. Например, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.01.2016 N Ф01-5671/2015 по делу N А39-1435/2015 установлено, что в случае, если предметом электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку, а не на изготовление предмета закупки, то участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем также не представлены.
Тем самым доводы заявителя о нарушении заказчиком требований Закона N 44-ФЗ не подтвердились.
По результатам проведенной внеплановой проверки порядка рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в аукционе, Комиссия Приморского УФАС России нарушение Закона N 44-ФЗ не выявила.
В отношении порядка подведения итогов аукциона внеплановая проверка не проводилась в связи с отсутствием вторых частей заявок у заказчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МСП" на действия Заказчика - Министерство здравоохранения Приморского края при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест в составе (извещение N 0820500000821006753) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16 ноября 2021 г. N 025/06/64-1388/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.11.2021