Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.11.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <...>;
Члены Комиссии: <...>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "<...>" (далее - ООО "<...>", заявитель), МКУ "Управление капитального строительства Нижнеудинского района" (далее - заказчик), Администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" (далее - уполномоченный орган);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт детского оздоровительного лагеря "Заря" по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, п.Коблук (электромонтажные работы и отопление), извещение N 0134300063021000267 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что документация о проведении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в своей жалобе заявитель указывает, что в проекте контракта аукционной документации ненадлежащим образом установлен порядок начисления штрафов, что по мнению заявителя, является нарушением частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, а так же не определены существенные условия в части срока действия контракта.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 28 октября 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300063021000267, а также документация об электронном аукционе на капитальный ремонт детского оздоровительного лагеря "Заря" по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, п.Коблук (электромонтажные работы и отопление), извещение N 0134300063021000267. (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 543 320 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
Заявитель считает, что в проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации, ненадлежащим образом установлен порядок начисления штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств.
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Пунктом 5 Постановления Правительства N 1042 установлен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения государственного контракта.
По мнению заявителя Заказчик ненадлежащим образом установил порядок начисления штрафов в проекте контракта, тем самым нарушив части 5, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заявителем представлены возражения, в которых указывается, что Заказчиком, в разделе 7 проекта контракта, предусмотрены положения об ответственности сторон за неисполнение ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, установленные Федеральным законом N 44-ФЗ, а также.
Пунктом 7.1 установлено следующее:
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
Пункт 7.2 содержит следующие положения:
В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплату пени.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе начислить штраф в размере, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - постановлением N 1042) и составляет:
а) 1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена Контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 7.3 Проекта контракта установлено следующее:
В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Подрядчик оплачивает Заказчику пеню.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Подрядчиком.
Пункт 7.4 и 7.5 указывают на следующее:
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, устанавливается штраф в размере 1 процента цены Контракта (этапа), но не более 5 000 рублей и не менее 1 000 рублей.
Положения настоящего пункта не применяются в случае, предусмотренном пунктом 7.5 Контракта.
В случае заключения Контракта с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения Контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, устанавливается штраф в размере, определяемом постановлением N 1042, составляющий:
в случае, если цена Контракта не превышает начальную (максимальную) цену Контракта:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены Контракта, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены Контракта, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент начальной (максимальной) цены Контракта, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
в случае, если цена Контракта превышает начальную (максимальную) цену Контракта:
а) 10 процентов цены Контракта, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены Контракта, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены Контракта, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
Таким образом, действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64, с отсылочной нормой на часть 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 7.6 также установлено:
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в Контракте таких обязательств), устанавливается штраф в размере, определяемом постановлением N 1042, составляющий:
а) 1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена Контракта превышает 100 млн. рублей.
В пунктах 7.7, 7.8, 7.9 установлено следующее:
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик производит оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).
В случае если Заказчик понес убытки вследствие ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязан возместить такие убытки независимо от уплаты неустойки.
Оплата Стороной неустойки (штрафа, пени) и возмещение убытков не освобождает ее от исполнения обязательств по Контракту.
Следовательно, комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Также, заявитель указывает, что заказчиком, В проекте контракта не определены существенные условия в части срока действия контракта.
Согласно с частью 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 10.1 проекта контракта указано следующее: "Настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения Сторонами всех своих обязательств по настоящему Контракту. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Контрактом, стороны будут руководствоваться действующим законодательством РФ".
Отсутствие указания на срок действия контракта, по мнению заявителя, нарушает права участников закупки, а также имеет определяющее значение для условия банковской гарантии по сроку ее действия.
Заказчик представил возражения, согласно которым он считает данный довод жалобы необоснованным в связи со следующим:
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 425 Гражданского кодекса РФ определено, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, и признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В проекте контракта установлено следующее: настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения Сторонами всех своих обязательств по настоящему Контракту.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского Кодекса РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
При этом в пункте 1.2 проекта контракта установлено: срок выполнения работ: с даты заключения Контракта до 20 декабря 2021 года.
В пункте 4.2 и 4.4 проекта контракта установлено: Подрядчик по окончании работ в течение 2 (двух) рабочих дней должен письменно уведомить Заказчика о готовности выполненных работ к приёмке. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения письменного уведомления Подрядчика проводит приемку выполненных работ.
Пункт 2.1.2 проекта контракта содержатся следующие положения: Оплата по настоящему Контракту за выполненные Работы производятся единовременным платежом после полного завершения работ в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке выполненных работ (форма КС-2, КС-3), путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в настоящем Контракте, при условии отсутствия у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных Работ.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанным, комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;
Председатель комиссии |
<...> |
Члены комиссии |
<...> <...> |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 ноября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2021