Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области":
- <_> - представителя по доверенности,
- <_> - представителя по доверенности,
со стороны уполномоченного учреждения - ГКУ Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области":
- <_> - представителя по доверенности,
со стороны подателя жалобы ООО "Универсал М":
- <_> - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Универсал М" на положения документации при проведении уполномоченным учреждением ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" электронного аукциона "Поставка и установка стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области" (извещение N 0855200000521002595 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.10.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
28.10.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Универсал М" на положения документации при проведении уполномоченным учреждением ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" электронного аукциона "Поставка и установка стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области" (извещение N 0855200000521002595 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.10.2021).
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе с учётом Указа Президента РФ от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.", письма ФАС России от 27.10.2021 N ГМ/91174-ПР/21 жалоба принята и назначена к рассмотрению на 10.11.2021 в 10 часов 30 минут.
Во исполнение писем ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20, от 29.05.2020 N МЕ/45733/20 жалоба рассмотрена в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку:
1) заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236, что свидетельствует о нарушении положений и принципов статьи 14 Закона о контрактной системе;
2) заказчиком в нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено требование о том, что поставляемый товар должен быть произведенным не ранее 2021 года выпуска, поскольку заказчик не наделен правом устанавливать ограничения по дате изготовления товара;
3) заказчиком установлено требование к участникам закупки о представлении в составе заявки копии действующей лицензии либо выписки/копии выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), при этом объект закупки сам по себе не является лицензируемым видом деятельности;
4) заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе установлены избыточные и не соответствующие нормам регламентирующих документов (ГОСТ) требования к объекту закупки - средствам фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, что влечет ограничение количества участников закупки;
5) заказчиком в пункте 73 Технического задания установлены требования к габаритным размерам, которые не позволяют участникам закупки корректно заполнить заявку на участие;
6) заказчиком в Техническом задании установлены требование к техническим и функциональным характеристикам комплекса фотовидеофиксации которые необоснованно ограничивают возможное количество участников в части необходимости обеспечения возможности совместной работы с имеющимися комплексами для измерения средней скорости транспортных средств.
При рассмотрении жалобы представитель ООО "Универсал М" поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил признать жалобу обоснованной и выдать соответствующее предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 09.11.2021 N 3-4/4003-р, пояснив, что считают жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 09.11.2021 N 594, указав, что доводы жалобы являются необоснованными, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В целях дополнительного анализа материалов по жалобе Комиссией Управления объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 11.11.2021 15-00.
После перерыва рассмотрение жалобы по существу продолжено, после перерыва стороны поддержали доводы и позиции, изложенные ранее. Заказчиком представлены дополнительные письменные возражения к отзыву от 11.11.2021 N 3-4/4036-р.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
21.10.2021 уполномоченным учреждением ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0855200000521002595 и документация об электронном аукционе "Поставка и установка стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 58 420 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 29.10.2021 08:00;
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 01.11.2021;
Дата проведения аукциона в электронной форме - 02.11.2021;
ИКЗ 212583601371758360100100740012620244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. По мнению заявителя, заказчиком при осуществлении закупки в нарушение статьи 14 Закона о контрактной системе не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236)
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Объектом закупки является - поставка и установка стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области.
Согласно извещению и документации об электронном аукционе заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236.
Требования к характеристикам поставляемого оборудования, а также к выполняемым работам, установлены Техническим заданием (Приложение N1 к информационной карте), проектом контракта.
На заседании Комиссии Управления представители заказчика пояснили, что функция программного обеспечения, встроенного в состав комплексов фотовидеофиксации обеспечение функционирования оборудования, на которое оно установлено, оно является его неотделимой частью, обеспечивающей пригодность такого оборудования к использованию по назначению, и не поставляется и не закупается заказчиком отдельно от оборудования, в связи с чем заказчиком правомерно не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236, при этом к такому программному обеспечению не установлены какие-либо технические и иные требования.
Комиссией Управления установлено следующее.
Заказчиком в Приложении N 4 к информационной карте "Требования к показателям (характеристикам) товара, используемого при поставке и установке стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области" установлено требование о соответствии оборудования ГОСТ Р 57144-2016.
ГОСТ Р 57144-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1367-ст., установлено, что аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации - совокупность технических и программных средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и передачи зафиксированной информации, а также сервисного обслуживания и диагностики.
Также в пункте 6.1.1 ГОСТ указано, что технические средства автоматической фотовидеофиксации должны включать в себя, в том числе аппаратно-программное обеспечение, в том числе вычислительный модуль, модуль для синхронизации с национальной шкалой координированного времени Российской Федерации UTC (SU).
Пунктом 6.5 ГОСТ определены требования к аппаратно-программному обеспечению.
В Техническом задании заказчика показателей в отношении аппаратно-программного обеспечения требуемых к поставке комплексов фотовидеофиксации не установлено, но при этом в разделе "Описание объекта закупки" указано, в том числе, что "Программное обеспечение комплекса встроено в аппаратное обеспечение комплекса. Защита встроенного программного обеспечения (далее - ПО) осуществляется путем вычисления и проверки соответствия контрольных сумм ПО".
Пунктом 7.12 проекта контракта установлено, что поставщик гарантирует обеспечение бесплатного технического обслуживания и технической поддержки работоспособности товара производителем, включая обновление программного обеспечения, на весь заявляемый производителем срок службы товара.
Следует отметить, что в описаниях типов средств измерений, в том числе представленных заказчиком содержатся сведения о наличии встроенного программного обеспечения, в том числе идентификационные наименования (например, "Орлан. Радар", "ArmGrpFwArmada", "Rapira 3D").
В свою очередь, Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержит сведения как о встроенном специализированном программном обеспечении для средств фотовидеофиксации, так и ином встроенном программном обеспечении.
При этом в Постановлении N 1236 отсутствуют исключения в отношении программного обеспечения, которое не выступает в качестве самостоятельного предмета закупки, запрет установлен в целом на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств.
Исключения указаны в пункте 2 Постановления N 1236, доказательств наличия вышеуказанных обстоятельств заказчиком не представлено. В случае, если запрет не может быть соблюден, заказчику надлежит сформировать и разместить соответствующее обоснование, однако заказчиком такое обоснование невозможности соблюдения вышеуказанного запрета не размещалось.
В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы заказчика о том, что программное обеспечение не является предметом самостоятельной закупки, и запрет в рамках Постановления N 1236 не подлежит установлению, несостоятельны, так как основаны на неправильном субъективном толковании норм действующего законодательства в сфере закупок. Учитывая, что программное обеспечение, входящее в состав оборудования, приобретаемого заказчиком по условиям данной закупки, подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленный Постановлением N 1236, то в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, заказчик должен распространить на такое программное обеспечение действие указанного Постановления и совершить действия, предусмотренные данным актом.
В нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе/извещение о проведении указанного аукциона не содержат информацию о запрете допуска товаров, происходящих из иностранного государства, предусмотренного Постановлением N 1236, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности рассматриваемого довода.
2. По мнению заявителя, заказчиком в нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено требование о том, что поставляемый товар должен быть произведенным не ранее 2021 года выпуска, вместе с тем, заказчик не наделен правом устанавливать ограничения по дате изготовления товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию - наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 5.6 первой части информационной карты документации об электронном аукционе указано, что товар должен быть новым, произведенным не ранее 2021 года выпуска, не бывшим в употреблении, не бывшим в ремонте, в том числе не прошедшим восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.
Аналогичное требование указано в пункте 1.4 проекта государственного контракта: "Товар должен быть новым, произведенным не ранее 2021 года выпуска, не бывшим в употреблении, не бывшим в ремонте, в том числе не прошедшим восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств".
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Представители заказчика при рассмотрении жалобы пояснили, что указанное требование относительно года выпуска было установлено исходя из принципа наиболее эффективного расходования бюджетных средств, для того, чтобы наиболее "новое" оборудование отвечало последним модификациям и т.д., а также с целью максимально исключить возможность представления товара, которое могли долгий период времени храниться возможно в неблагоприятных условиях.
Следует отметить, что с начала 2021 года до публикации рассматриваемого извещения уже прошел достаточный срок, в том числе, для появления рассматриваемых товаров на рынке.
Также Комиссия Управления отмечает, что сведения о дате изготовления (выпуска) товара в первых частях заявки участниками закупки могут не предоставляться, т.е. данный факт не может быть причиной отклонения заявки участника от участия в закупке. Указанные требования должны соблюдаться на стадии исполнения контракта.
Согласно позиции, выраженной в судебной практике, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки с указанием требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления полагает, что установление в документации об электронном аукционе оспариваемого требования не противоречит положениям Закона о контрактной системе, тем самым признает рассматриваемый довод жалобы необоснованным.
3. По мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о представлении в составе заявки копии действующей лицензии либо выписки/копии выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), учитывая, что объект закупки сам по себе не является лицензируемым видом деятельности.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В извещении о проведении электронного аукциона, а также в документации о закупке указано, что заявка участника закупки должна содержать:
Копия действующей лицензии, либо выписка/копия выписки из реестра лицензий, предусмотренного Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ, на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации, включающая в себя следующий вид работ (услуг):
- ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
- работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
- предоставление услуг по имитозащите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
- предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.
в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последующими изменениями), а также постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 313 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
Сам по себе объект закупки - поставка и установка стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области не является лицензируемым видом деятельности в рамках Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Данный вывод не оспаривается ни представителями заказчика, ни представителем уполномоченного учреждения.
При рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что требование о наличии у участника закупки действующей лицензии в рассматриваемой сфере установлено с учетом того, что в состав работ, подлежащих выполнению в рамках рассматриваемой закупки, включено следующее (раздел 5 Технического задания):
5.1. Поставщик должен обеспечить передачу данных от периферийного оборудования в информационную систему (ИС) Центра автоматической фиксации административных правонарушений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (ЦАФАП ГИБДД УМВД России по ПО), имеющую подключение по защищенному каналу связи, организованному по технологии виртуальных частных сетей передачи данных (VPN) к "Единой информационно-телекоммуникационной системе органов внутренних дел" (ЕИТКС ОВД).
5.1.1. Подключение к ИС ЦАФАП ГИБДД УМВД России по ПО, Поставщик осуществляет путем организации защищенного канала связи с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ), имеющих действующий сертификат соответствия ФСБ России на соответствие требованиям, предъявляемыми ФСБ России к шифровальным (криптографическим) средствам, предназначенным для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, по классу не ниже КС3 и совместимыми с СКЗИ, используемыми для подключения к ЕИТКС ОВД.
5.1.2. Организация защищенного канала связи должна быть реализована Поставщиком путём присоединения к защищённому каналу связи (межсетевое взаимодействие) и полной интеграцией с оборудованием криптографической защиты, используемым в Государственном бюджетном учреждении Пензенской области "Безопасный регион". Номер VPN - сети и иная информация для организации межсетевого взаимодействия с защищённым каналом связи с использованием технологии VipNet, будет предоставлена Поставщику после заключения Контракта.
Представители заказчика пояснили, что требование о подключении комплексов к системе ЦАФАП ГИБДД и, соответственно, об организации для этого защищенного канала связи посредством присоединения к такому каналу с использованием СКЗИ является особенно значимым для заказчика, т.к. необходимо для функционирования комплексов в полной мере и соответственно для удовлетворения потребностей заказчика.
Комиссия Пензенского УФАС России отмечает, что не умаляет в данном случае право заказчика на установление требования о подключении комплексов фотовидеофиксации через защищенный канал связи с использованием СКЗИ, и последующем гарантийном обслуживании, которое может потребовать также и ремонта/обслуживания/настройки СКЗИ, что в свою очередь требует наличия соответствующей лицензии у конкретного исполнителя данных работ (на этапе исполнения контракта).
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
В документации о закупке установлено требование именно к участнику закупки о наличии соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313 утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств).
В Приложении к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств определен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств.
В пункте 5.2.2 Технического задания указано: "Поставщик должен оказать услуги по защите информации и выполнить работы, связанные с лицензируемыми видами деятельности самостоятельно, без привлечения сторонних организаций и третьих лиц".
Далее, в пункте 4.1.1 проекта контракта указано: "В сроки и порядке, указанные в настоящем контракте, осуществить поставку Товара и выполнить Работы в точном соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к Контракту). Требования к показателям (характеристикам) товара, изложены в Приложении N2 к Контракту, составленной на основании данных предоставленных Поставщиком при заполнении заявки для участия в электронном аукционе.
Поставщик обеспечивает соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности, санитарным нормам и правилам, государственным стандартам, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации для данного вида работ. В соответствии с действующими в РФ руководящими документами по технической защите конфиденциальной информации, а также, в соответствии с требованиями и рекомендациями действующих руководящих документов ФСБ России по технической защите конфиденциальной информации: Федеральным Законом Российской Федерации от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Составом и содержанием организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищённости", утв. приказом ФСБ России от 10.07.2014 года N 378".
Поставщик обязан выполнить обязательства по контракту лично, без привлечения третьих лиц."
В тоже время, в пункте 4.4.3 проекта контракта определено, что "поставщик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных в Техническом задании. При этом Поставщик несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками. Привлечение субподрядчиков не влечет изменение Цены Контракта и (или) объемов работ по настоящему Контракту".
Таким образом, проект контракта содержит противоречивую информацию о возможности или невозможности привлечения соисполнителей в принципе.
Исходя из позиции, изложенной в пункте 7 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности. При этом, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.
Вместе с тем, если работы, услуги не являются самостоятельным объектом закупки, а должны были выполняться исполнителем наряду с иными работами, то в целях расширения круга участников закупки необходимо устанавливать возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта, имеющих соответствующую лицензию. Т.е. устанавливать требование именно на этапе исполнения контракта в отношении конкретных видов работ, оказываемых услуг наличие у соисполнителя соответствующей доверенности.
Следует отметить, что объектом закупки является поставка и установка стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, при этом установка включает в себя работы по непосредственному креплению к опорам, подключению к источникам питания и пр.
Однако работы, предусмотренные разделом 5 Технического задания нельзя приравнять к определению "самостоятельного" объекта закупки.
Статьей 706 ГК РФ установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Однако положения Закона о контрактной системе являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства, учитывая, что закупка осуществляется для обеспечения государственных нужд применению подлежат именно нормы специального законодательства.
Закон о контрактной системе, в свою очередь, дает Заказчику право установить такое требование, в определенных случаях.
Частью 29.1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 56, пунктом 2 части 2 статьи 56.1, пунктом 3 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.
Также возможность включения условия о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом предусмотрена положениями пункта 3 части 1 статьи 93 и части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, все приведенные нормы не применимы относительно рассматриваемой закупки, т.к. рассматриваемая закупка не относится к перечисленным выше случаям.
Соответственно требование о наличии соответствующей лицензии с соответствующими пунктами может быть установлено не к участникам закупки, а к исполнителям конкретных работ по контракту, и представление такой лицензии или выписки из реестра лицензий осуществляется не на этапе подачи заявок, а на этапе исполнения контракта поставщиком лично в отношении себя (в случае личного исполнения требуемых работ) либо в отношении соисполнителя (в случае привлечения третьего лица, имеющего соответствующую лицензию).
На основании изложенного выше, Комиссия Управления признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным, а заказчика нарушившим положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. По мнению заявителя, заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе установлены избыточные и не соответствующие нормам регламентирующих документов (ГОСТ) требования к объекту закупки - средствам фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, что влечет ограничение количества участников закупки.
В Техническом задании Заказчик установил требование:
- вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных), % не менее 98
- вероятность условного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств, % не менее 98
При этом в пункте 5.7 ГОСТ Р 57144-2016 установлено:
- вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных) - не менее 90%;
- вероятность условного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных) - не менее 92%;
Кроме того, заказчиком установлено требование для стационарного исполнения электропитание комплекса от сети переменного тока частотой (50 1 Гц), включая диапазон, В диапазон не уже чем от 90 до 300.
Согласно пункту 6.3.1 ГОСТ Р 57144-2016 стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны быть рассчитаны на питание от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц. В пункте 6.3.2 ГОСТ указано, что стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны сохранять работоспособность при отклонении напряжения питающей сети от минус 15% до плюс 20% от номинального значения, частоты - на 1 Гц, то есть от 187 до 264 В.
В пункте 50 Технического задания заказчиком предъявляется требование к оборудованию:
- пределы допускаемой абсолютной погрешности привязки текущего времени комплекса к шкале UTC (SU), мкс не более 5
При этом, согласно пункту 5.5. ГОСТ:
- пределы допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должны превышать 3 с.
Заявитель полагает, что вышеуказанные требования введены заказчиком исключительно с целью ограничить допуск определенных поставщиков, чьи параметры оборудования имеют отличительные показатели.
Комиссия Управления отмечает следующее.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Учитывая требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки, в том числе, требований к материалам, товарам, используемым для выполнения работ, должны использоваться терминология, предусмотренная техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 57144-2016 стандарт распространяется на специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.
Комиссией Управления установлено, что в рамках закупки заказчиком в Техническом задании установлены показатели, соответствующие ГОСТ Р 57144-2016, но по своему значению превышающие требования ГОСТ, при этом заказчиком указано обоснование применения подобных характеристик. Требования к содержанию обоснования нормативном не закреплены.
В рамках рассмотрения жалобы представители заказчика пояснили, что со времени принятия ГОСТ Р 57144-2016 производители комплексов фотовидеофиксации улучшили очень многие технические характеристики оборудования по сравнению с требованиями ГОСТ.
При этом в соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе при проведении закупок следует соблюдать принцип эффективности осуществления закупки, принцип стимулирования инноваций. В соответствии с данными принципами в Техническом задании сформированы требования к техническим характеристикам закупаемых комплексов, необходимые для их эффективного использования с учетом особенностей размещения на дорогах Пензенской области.
Так, например, в соответствии с пояснениями представителей заказчика, не полностью распознанные регистрационные знаки должны обрабатываться в ручном режиме путем визуального сопоставления с фотографией регистрационного знака транспортного средства, сделанной комплексом фотовидеофиксации. Учитывая большое количество комплексов ФВФ и, соответственно, большое количество планируемых материалов об административных правонарушениях ПДД, необходимо сократить нагрузку на должностных лиц, рассматривающих материалы, поступающие с комплексов ФВФ, в том числе не допустить пропуск срока вынесения постановления об административном правонарушении. Кроме того, вероятность распознавания знака важна при проведении оперативной работы по розыску транспортных средств из-за вероятности проезда транспортных средств с не полностью распознанными знаками через зону контроля незамеченными.
Следует отметить, что заказчиком представлены для обозрения Комиссии Управления коммерческие предложения о возможности поставки комплексов фотовидеофиксации, подходящих под описание объекта закупки, различных производителей, а также описания на несколько типов средств измерений, соответствующих требованиям заказчика, что свидетельствует о возможности предложения к поставке товара не единственного производителя.
При этом заявителем доказательств ограничения количества участников и ограничения относительно предложения товаров исключительно единственного производителя не представлено.
В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.
5. По мнению заявителя, заказчиком в пункте 73 Технического задания установлены требования к габаритным размерам, которые не позволяют участникам закупки корректно заполнить заявку на участие.
В техническом задании заказчиком установлены следующие требования: габаритные размеры штатива в сборе ДхШхВ, мм - не более 1250х350х350
Из указанного, как считает податель жалобы, не представляется возможным сделать вывод о потребности заказчика, поскольку не ясно к какому конкретно параметру относится фраза "не более", если именно к габаритам комплекса, то заказчика должен устроить следующий показатель: 1000 х 450 х 450, так общие габариты комплекса будут не более требуемых заказчиком. Либо значение "не более" установлено заказчиком к каждому из параметров: длина - не более 1250, ширина - не более 350, высота - не более 350.
Представители заказчика пояснили, что понятия "габаритные размеры" и "размер" установлены, например ГОСТ 2.307-2011, ГОСТ 25346-89.
При этом, заказчиком установлен показатель с указанием последовательности линейных величин (длина, ширина, высота) и единицы измерения. Значения характеристики относится непосредственно к данному показателю, соответственно "не более" относится напрямую к данной характеристике.
Комиссия Управления с учетом пояснений сторон приходит к выводу о необоснованности данного довода.
6. По мнению заявителя, заказчиком в Техническом задании установлены требование к техническим и функциональным характеристикам комплекса фотовидеофиксации которые необоснованно ограничивают возможное количество участников в части необходимости обеспечения возможности совместной работы с имеющимися комплексами для измерения средней скорости транспортных средств.
Представитель заявителя указал, что заказчиком в Техническом задании установлено следующее требование: "Результатом успешно пройденной тестовой эксплуатации Комплексов является согласованный с ЦАФАП ГИБДД УМВД России по ПО и пригодный для вынесения Постановления о нарушении ПДД материал, принятый по защищенным каналам от Комплексов в ИС ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Пензенской обл., в том числе и по фиксации "Средней скорости" между Комплексами с выводом результатов на бумажном носителе по каждому комплексу. На бумажном носителе Фотоматериал должен соответствовать требованиям п.6.5.1 ГОСТ Р 57144-2016. по событиям С1.1, С1.2, С7 (при наличии на рубеже сплошной линии разметки 1.1 либо 1.3)".
А также, что "оборудование в соответствии с технической документацией имеет возможность объединения в систему, вычисляющую среднюю скорость ТС. Указанный функционал также обеспечивается при объединении поставляемого оборудования с уже используемыми для измерения скорости движения ТС на автомобильных дорогах Пензенской области комплексами "Орлан 2.0" (номер в государственном реестре средств измерений 69961-17, производитель ООО "Орлан") и комплексами "Кордон-М" (номер в государственном реестре средств измерений 60641-15, производитель ООО "Симикон""
По мнению заявителя, указанное требование не имеет практического смысла, поскольку законодательством РФ не предусмотрено такое понятие, как нарушение средней скорости движения ТС. ГИБДД в соответствии с официальной позицией ведомства отказались от практики вынесения постановлений за нарушение скоростного режима на основании данных о средней скорости движения ТС. Данные факты указывают на то, что для заказчика данная характеристика не может нести никакой потребительской ценности.
Вместе с тем, представители заказчика пояснили, что данное требование установлено для измерения параметров транспортных потоков с целью, в том числе дальнейшего анализа и выявления мест, требующих "успокоение" трафика и предупреждения аварийных ситуаций. Кроме того, требование установлено для обеспечения возможности дополнительного контроля скоростного режима со стороны ГИБДД УМВД России по Пензенской области. При этом, средняя скорость в силу ГОСТ Р 57144-2016 относится к параметрам транспортного потока. Также представители заказчика указали, что практика измерения средней скорости временно приостановлена, но не значит, что она отменена в принципе и на будущее.
Комиссия отмечает, что не вправе диктовать заказчику условия о том, какие именно характеристики и параметры товара являются для него значимыми и имеют практическую смысл и ценность.
Заявителем не представлено доказательств невозможности выполнения данного требования и ограничения количества участников закупки в результате его установления.
В связи с изложенным, учитывая пояснения сторон, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что рассматриваемый довод жалобы не находит своего подтверждения.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления, руководствуясь частью 22 статьи 99 Закона о контрактной службе пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в положения документации и извещения о закупке.
При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Универсал М" на положения документации при проведении уполномоченным учреждением ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" электронного аукциона "Поставка и установка стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области" (извещение N 0855200000521002595 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.10.2021) частично обоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" нарушившим требования части 3 статьи 14, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заявитель:
ООО "Универсал М"
420111, Республика Татарстан, г. Казань,
ул. Московская, ЗД 15, пом. 1033
Universalm19@gmail.com
Заказчик:
ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области"
440000, г. Пенза, ул. Славы, 6д,
usdhpo@mail.ru
Уполномоченное учреждение:
ГКУ Пензенской области
"Управление по осуществлению закупок Пензенской области"
440046, г. Пенза, ул. Попова, 34А
uozpo@mail.ru
Оператор электронной площадки:
АО "Сбербанк - АСТ"
ko@sberbank-ast.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по жалобе N 058/06/106-1014/2021
11 ноября 2021 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
на основании решения от 11.11.2021 N 058/06/106-1014/2021, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Универсал М" на положения документации при проведении уполномоченным учреждением ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" электронного аукциона "Поставка и установка стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области" (извещение N 0855200000521002595 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 21.10.2021), на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в срок до 03.12.2021 устранить нарушение части 3 статьи 14, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, для чего необходимо:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
- возвратить участникам заявки на участие в закупке;
- внести изменения в положения документации и извещение об электронном аукционе в соответствии с решением по жалобе;
- продолжить осуществление закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- в срок до 10.12.2021 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте: to58@fas.gov.ru;
2. Оператору электронной площадки:
- в срок до 03.12.2021 обеспечить возможность исполнения указанных в пункте 1 настоящего предписания действий;
- в срок до 10.12.2021 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте: to58@fas.gov.ru.
За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 11 ноября 2021 г. N 058/06/106-1014/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.11.2021